Открытый урок математики по теме «Решение текстовых задач на тему "Великая Отечественная война"». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная: закрепить знания и умения решать текстовые задачи;
  • Развивающая: создание условий для развития мышления, памяти, интереса к предмету;
  • Воспитательная: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшим.

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, фотографии, рисунки, проектор.

Девиз:

«Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что Мир подарили,
Тогда – в сорок пятом!!!»

Ход урока

Организационный момент.

– Открываем тетради, записываем число, учитель говорит тему урока и задачи урока.

Для советских людей 22 июня 1941 года стало черным днем календаря. Тысячи немецких орудий открыли огонь по заранее разведанным целям на нашей земле. Авиация обрушила бомбовые удары по нашим аэродромам, городам. Стратегический план ведения войны против Советского Союза имел условное название « План Барбаросса». От того, сумеет ли Красная Армия выстоять в навязанной войне, зависела судьба советского народа и всех народов, которым угрожало фашистское порабощение.

Степан Щипачев.
22 июня 1941 года.

Казалось, холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли,
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,
Влезали в танки, закрывали люки.
Только все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось!

Стихотворение читает ученик.

– Весь класс и 1 ученик у доски решают задачу:

«На момент вторжения, враг превосходил наши войска, по личному составу в 1,8 раза, по тяжелым и средним танкам в 1,5 раза, по самолетам в 3,2 раза, по орудиям минометам в 1,25 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших Западные границы СССР, было 2,9 млн. человек, 1540 самолетов, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?»

– Немецким оккупантам не удалось осуществить молниеносный план разгрома СССР. Уже с первых минут вторжения на нашу землю, враг столкнулся с отчаянным сопротивлением и героизмом Советского народа. В боях на Смоленщине впервые были применены боевые машины реактивной артиллерии – «Катюши».

Тактико-технические данные советской «КАТЮШИ»:

МАРКА УСТАНОВКИ КАЛИБР СНАРЯДА В «ММ» НАИБОЛЬШАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ В «метрах» ВЕС СНАРЯДА В «КГ»
БМ- 13 132 7900 42,5
БМ8- 48 82 5500 8
БМ31- 12 300 4325 51,5

– Используя данные таблицы, ответить на вопросы:

  1. Какой калибр снаряда установки БМ-13?
  2. Какой вес снаряда установки БМ31-12?
  3. Сравнить набольшую дальность стрельбы установок и расположить данные в порядке возрастания.

– В годы Великой Отечественной войны трудно приходилось жителям всех городов Советского Союза, но особенно тяжкая участь постигла жителей города Ленинграда. Наиболее трудный и трагический период в жизни ленинградцев продолжался с 8 октября 1941 года по 27 января 1941 года. Город был блокирован врагами.

– Давайте решим задачу: «Сколько дней и часов продолжалась блокада Ленинграда?»

– После прекращения эвакуации в городе осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены. (На 1-2 месяца).

– Расход муки в сутки по периодам был следующий (в тоннах):

Сначала блокады по 11 сентября – 2100

С 11 сентября – по 15 сентября – 1300

С 16 сентября – по 1 октября – 1100

С 1 октября – по 26 октября – 1000

С 26 октября – по 1 ноября – 880

С 1 ноября – по 13 ноября – 735

С 13 ноября – по 20 ноября – 662

С 20 ноября – по 25 ноября – 510

– Во сколько раз уменьшился расход муки 25 ноября по сравнению с началом блокады? (ответ округлить до десятых).

– Нормы хлеба снижали пять раз. В декабре военный совет выпустил последнее постановление. Рабочим – по 250 грамм хлеба, а всем остальным – по 125 грамм.

– Победа Советских войск над фашистскими оккупантами под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней и ночей с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных между собой периода:

  • Оборонительный с 17 июля по 18 ноября 1942 года.
  • Наступательный с 19 ноября по 2 февраля 1943 года.

– Определить продолжительность каждого периода, какой из них был наиболее продолжительней и на сколько дней?

– 22 декабря 1942 года была утверждена медаль « За оборону Сталинграда», ею было награждено 707 тысяч участников Сталинградской битвы.

– Война требовала от всего народа огромных моральных и физических затрат для обеспечения нужд фронта. В это лихое военное время для всего народа нашей Великой страны стал лозунг: «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!» И люди с честью, не жалея своих сил, а порой и самой жизни, выполнили его. Наряду со всеми большой вклад к приближению дня победы в Великой Отечественной войне внесли и наши земляки – Красноярцы.

– За годы войны красноярцы внесли в фонд обороны почти 188 млн. рублей наличными и 104 млн. рублей облигациями государственных займов, а также сотни тысяч пудов хлеба. На покупку боевой техники поступило свыше 150 млн. рублей. Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражалось свыше 460 тысяч воинов – Красноярцев и только 165 тысяч из них смогли вернуться домой. Какой процент воинов – красноярцев не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны? (ответ округлить до целых.)

– Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России так же сильны, как и боевое оружие.

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой
Завоевано счастье –
Пожалуйста, Помните!
Роберт Рождественский.

– Д/З творческого характера: приготовить сообщение о вкладе, внесенном тружениками вашего района, города, села в годы Великой Отечественной войны.