Школа и общество– сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по–видимому определила перманентные реформы образования, проходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной–проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создание нормальных условий для их роста и развития.
Последнее десятилетие для школы стало особенно трудным: перестройка, социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза–число нервно–психических расстройств.
Так обстоят дела в нашей стране, а как обстоят дела у нас в школе? В октябре этого учебного года мы провели тестирование во всех классах начальной школы и можем поделиться следующими итогами.
Проводятся в общей сложности 5 тестов, которые заполняются родителями (3 теста), детьми и учителями. Результаты таковы:
:
Эти данные получены психологом школы, ею же проводится работа по корректировке тревожности, ее устранению.
Роль родителей в жизни детей играет главную , основополагающую роль как в развитии так и создании таких условий для реализации ребенка, где бы он мог полностью раскрыться. Но анализируя экспресс–оценку социального фактора, мы видим из года в год, что семей с фактором риска и неблагоприятным фактором не становится меньше значительно, а остается примерно на том же уровне..
Фактор | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Благоприятный | 30,6% | 34,5% | 37,9% |
Неблагоприятный | 35,7% | 33% | 30,9% |
С риском | 35,1% | 32,5% | 31,2% |
Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализоваться и удовлетворяться в различных формах. Наиболее типичными для ребенка и подростков вариантами двигательной активности могут быть:
- игровая;
- учебная;
- оздоровительная (утренняя гимнастика)
- спортивная,
- релаксационная (физминутка, гимнастика для глаз),
- досуговая (танцевальный кружок, велосипедная прогулка);
- бытовая (мытье полов) и т. д.
Положительный результат дает и динамическая пауза в начальной школе. Пропусков по болезни стало меньше.
В начале учебного года врачом–специалистом центра «Доверие» был обследованы
дети начальной школы по поводу выявления состояния осанки. Были получены следующие результаты:
В 1 классы пришли 52 школьника. Из них имеют деформацию грудного отдела позвоночника 8 человек–4,1%, деформацию позвоночника–6 человек–3,2% от общего количества первоклассников, 1 ребенок имеет плоскостопие.
2 классы. Всего 65 учащихся. Деформацию грудного отдела позвоночника имеют 2 человека–1,3%, деформацию позвоночника–1 человек, а 4 ученика имеют плоскостопие–2,6%.
3 классы. Всего67 детей. 4 человека имеют деформацию грудного отдела позвоночника–2,7%, деформацию позвоночника –7 человек –4,7%, у 1 ребенка выявлено плоскостопие.
4 классы. Всего детей 41 человек. Деформация грудного отдела позвоночника–5 человек–2% от всего количества, 2 ребенка имеют плоскостопие.
И 3 ученика из начальной школы направлены на рентгеноскопию позвоночника, потому что у них выявлен сколиоз.
Большое влияние оказывает на физическое и нервно–психическое развитие питание, которое получает ребенок. Поэтому с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так еще в большей мере, и качественное, отрицатель влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.
Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла–калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:
1. 7–11 лет –от 2250 до 2550 калорий.
Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода,– должны быть в рационе в достаточном количестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.
Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок– наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «занимать первое место».
При недостатке его в пище возникают:
- слабость
- вялость
- падение веса
- отставание в росте
- снижение сопротивляемости к болезням.
Животные белки в:
- молоке;
- мясе;
- рыбе;
- яйцах.
Растительные белки в:
- бобовых;
- гречневой крупе;
- рисе;
- картофеле;
- свежей капусте.
В рационе ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, бахчевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50–60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный (!) кефир)
Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, курагу, чернослив, инжир.
Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.
Если ребенок, находясь в школе 4–5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается, Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, тошнота, боли в животе).
Рационально организованный режим дня школьника–это экзамен на зрелость той семьи, в которой растет и развивается ребенок. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм, тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в период обучения в школе может привести к стрессам и трагедиям.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, ЧТО ИМЕННО МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ, КОТОРАЯ ВЕДЕТ К ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И УТОМЛЯЕМОСТИ. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Мудрые родители давно уже выработали для себя некоторые «НЕЛЬЗЯ»:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему,
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из–за плохих отметок в школе;
- заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания;
- сидеть у телевизора и компьютера более 40–50 минут;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребенка.