“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег (1790 – 1866),
немецкий педагог
“Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важная,
нежели передача самого предмета”.
К. Д. Ушинский (1824 – 1870/1871),
русский педагог
Что такое творчество?
Творчество – это восхождение к чему-либо новому. Творчество – это активность, которая проявляется у человека в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Почему необходимо заниматься творчеством?
Творчество позволяет:
- учащимся быть более приспособленными (адаптированными) к изменяющимся условиям;
- ориентироваться в разнообразных ситуациях;
- работать в различных коллективах;
- вырабатывать такие качества как инициативность, активность, настойчивость, самостоятельность мышления;
- быть способным к гибкому изменению мышления, т. е. уметь переобучаться и самообучаться (самореализации).
Творчество – это симбиоз внутренней и внешней стороны деятельности. Внешняя сторона проявляется в выполнении определённых заданий, конструктивных решениях и т. п. Внутренняя сторона творческой деятельности включает в себя: восприятие и осмысление инструктивных указаний; обдумывание и планирование предстоящей работы; способы контроля и самоконтроля; мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы; построения предложений, их проверку; варианты оформления работы (отчётность) и т. п.
В своей работе я использую целый комплекс методов по активизации творческой деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
– Проблемный спор.
Предмет – обществознание. Группа поваров-кондитеров.
Тема: Истина, критерии истины.
Проблема 1: Что первично теория или практика?
Проблема 2: Что в профессии повара более значимо – вкус или эстетика?
– Метод аналогий.
Предмет – Устройство автомобилей.
Тема: Порядок работы цилиндров двигателя.
Проблема: освоение методики построения таблицы порядка работы цилиндров двигателя посредством решения задачи на логику. Последовательность чередования тактов в цилиндрах четырехцилиндрового двигателя 1 – 2 – 4 – 3.
Обороты коленчатого вала |
Угол поворота коленчатого вала, ° |
Номера цилиндров |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
первый |
0 – 180 |
впуск |
выпуск |
сжатие |
рабочий ход |
180 – 360 |
сжатие |
впуск |
рабочий ход |
выпуск |
|
второй |
360 – 540 |
рабочий ход |
сжатие |
выпуск |
впуск |
540 -720 |
выпуск |
рабочий ход |
впуск |
сжатие |
Предлагается решить однотипную задачу на логику.
Условия задачи:
В купе одного из вагонов поезда Москва-Одесса ехали москвич, ленинградец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А, Б. В, Г, Д, Е.
В дороге выяснилось, что А и москвич – врачи; Д и ленинградец – учителя, а туляк и В – инженеры. Б и Е – участники ВОВ, а туляк в армии совсем не служил. Харьковчанин старше А, одессит старше В. Б и москвич сошли в Киеве, а В и харьковчанин в Виннице. Определите профессию каждого из этих пассажиров и место жительства каждого их них.
Решение задачи:
Москва |
Киев |
Харьков |
Тула |
Ленинград |
Одесса |
|
А, врач |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Б, участник ВОВ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
В, инженер |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Г |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Д, учитель |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Е, участник ВОВ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
– Метод поисковой деятельности.
Предмет – Устройство автомобилей.
Тема: Повторение и обобщение знаний по теме: “Устройство двигателя”.
Проблема: составить кроссворд по теме.
Кроссворд – “Двигатель”.
х |
о |
д |
||||||||
в |
а |
л |
||||||||
ц |
и |
л |
и |
н |
д |
р |
||||
с |
г |
о |
р |
а |
н |
и |
я |
|||
т |
а |
к |
т |
|||||||
ш |
а |
т |
у |
н |
||||||
п |
о |
р |
ш |
е |
н |
ь |
||||
п |
а |
л |
е |
ц |
||||||
к |
о |
л |
ь |
ц |
о |
Автор кроссворда Отрощенко А. учащийся группы №70, 2009.
– Метод создания эмоционально-нравственной ситуации.
Предмет – Обществознание.
Тема: Семья как социальный институт. Семья и государство.
Проблема: осознание социокультурного феномена семьи; роль и место семьи, а так же взаимодействие семьи с обществом-государством посредством анализа статьи: “Девочка-собака” (статью можно и самим подобрать по тематике).
Возможная схема анализа статьи “Девочка-собака”:
- Какие эмоции вызвала у Вас данная статья?
- Как вы думаете, почему такое стало возможно? Ответ аргументируйте (попытайтесь рассмотреть проблему с разных сторон).
- Что необходимо предпринять, чтобы подобные ситуации не повторялись?
После чего учащиеся и педагог формулируют круг вопросов, на которые необходимо ответить на уроке:
- Что такое семья?
- Основные функции семьи: вчера и сегодня.
- Семья и школа: диалог или конфронтация?
- Семья и общество-государство: так ли всё безоболочно?
– Метод проблемно-поисковый.
Предмет – История или обществознание.
Тема: Роль Петра I в модернизации России в начале ХVIII века (по истории). Исторический процесс и его участники (обществознание).
Проблема: освоение методики оценки роли и значимости исторической личности посредством создания формулы оценки участников исторического процесса претендующей на некий универсализм.
Итогом занятия является выведенная формула оценки исторической личности (участников исторического процесса):
где – Х – оценка личности современниками; У – оценка личности наукой; Z – оценка собственная; t – время.
Получается, что все точки над мы расставили! А так ли это?
Где нами была допущена ошибка? Ответ: все точки над “i” нельзя расставить, а поэтому необходимо заменить букву “i” букву “I”.
– Метод проблемно-поисковый.
Предмет – обществознание.
Тема: Природа и общество: сходство и различия.
Проблема: осознание всеобщей взаимосвязи в мире на примере управления обществом природными законами.
Итогом занятия является выведение из формулы нахождения расстояния (пути) формулы жизни:
S=V·t; –> Ж=V·t;
где – Ж – жизненный путь; V – скорость движения; t – время.
Так что же зависит в этой жизни лично от каждого из нас?
– Метод профессиональной ориентации учащихся учреждений НПО на занятиях общеобразовательного цикла.
Предмет – Всеобщая и Отечественная история.
В курс истории были введены различные дидактические единицы, отбор которых производился с учётом профессиональной специализации.
Так, для автомехаников была сознательно расширена история технической составляющей человеческой цивилизации. В результате чего в планировании отдельных тем и разделов появились такие пункты как:
– История мирового автопрома;
– История автомобилестроения в России (или в другой какой-либо стране);
– Этапы развития техники;
– История создания автомобиля;
– Руководители стран и их автомобили и т. д.
В основном данный материал может быть рассмотрен в таких темах, как экономическое развитие или культурные достижения. Причём материал подаётся либо преподавателем, либо учащимися в виде сообщений, докладов или рефератов и т. п.
Для такой профессии, как мастер столярного и мебельного производства в процессе изучения истории в разделах, посвящённых культуре той или иной эпохи более подробно рассматривались художественные стили и направления в создании мебели, жилища, развитие новых технологий. Здесь преподавателем могут быть предложены учащимся темы для самостоятельной проектной деятельности, например: мебель викторианской эпохи; мебель в эпоху господства барокко и т. д. Преподаватель разработал урок по теме: “Отголоски славянской языческой культуры в деревянном зодчестве” с показом мультимедийного фрагмента.
С целью интеграции учебной дисциплины “история” с профессией парикмахер преподавателем на занятиях используется материал из истории причёсок и головных уборов в России 16 – 20 веков.
Для поваров-кондитеров преподаватель может предложить для изучения следующие темы:
– Чайная церемония или философия Китая;
– Веселие на Руси. Трапезы и пиршества;
– История чая в России;
– Вкус Просвещения, или как французская кухня прижилась в России;
– Хлеб насущный. Напитки восточных славян; и т. п.
Помимо вышеперечисленных я использую и другие методы, а именно:
– Метод проблемных мини-сочинений;
– Проблемный рассказ;
– Проблемная лекция;
– Проблемные наглядные пособия;
– Исследовательские лабораторные работы;
– Метод развивающего обучения;
– Метод познавательной игры;
– Метод анализа на уроках жизненных ситуаций и т.п.
В современной педагогике очень популярны проект и проектная деятельность, поскольку позволяют при их реализации комплексно формировать все базовые компетенции.
– Проект и проектная деятельность.
Учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволит:
– проявить себя индивидуально или в группе;
– попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу;
– показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим обучающимся.
Выделяются следующие этапы работы над проектом и определённые роли в деятельности преподавателя и учащегося.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащегося |
Разработка проектного задания |
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся |
Обсуждают и принимают решение по выбору темы |
Выбор проекта |
Предлагает учащимся
совместно отобрать темы проектов |
Группа учащихся совместно с
преподавателем отбирает темы и предлагает их
всей аудитории для обсуждения |
Выделение исследовательской части в темах проекта |
Предварительно вычленяет исследовательскую часть и предлагает её учащимся для выбора |
Каждый сам выбирает себе тему исследования. Активно обсуждают. |
Формирование творческих групп |
Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные темы исследований и виды деятельности |
Определив свои темы, группируются в соответствии с ними в малые команды |
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, отбор литературы, работа в Интернете |
Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Принимает участие в обсуждении |
В группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности |
Разработка проекта |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Осуществляют поисковую деятельность |
Оформление результатов |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
Презентация (защита проекта) |
Организует экспертизу |
Докладывают о результатах своей работы |
Рефлексия |
Оценивает своё руководство деятельностью учащихся, учитывает их оценки |
Осуществляют рефлексию процесса, оценивают себя в нём с учётом мнения других. Желательна групповая рефлексия |
При организации образовательного процесса на основе творчества меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Работа над проектом позволяет преподавателю выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Необходимо помнить!!!
Самой значимой оценкой для обучающегося является общественное признание успешности, состоятельности и результативности его исследования.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Творчество способствует реализации на уроке важнейшего дидактического положения: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является результатом собственной познавательной и практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет собой систему взаимодействия преподавателя и учащихся, где педагог занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от активной деятельности учащихся (уровень субъектно-субъектных отношений).