Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы

Разделы: Общепедагогические технологии


“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег (1790 – 1866),
немецкий педагог

“Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важная,
нежели передача самого предмета”.
К. Д. Ушинский (1824 – 1870/1871),
русский педагог

Что такое творчество?

Творчество – это восхождение к чему-либо новому. Творчество – это активность, которая проявляется у человека в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Почему необходимо заниматься творчеством?

Творчество позволяет:

  • учащимся быть более приспособленными (адаптированными) к изменяющимся условиям;
  • ориентироваться в разнообразных ситуациях;
  • работать в различных коллективах;
  • вырабатывать такие качества как инициативность, активность, настойчивость, самостоятельность мышления;
  • быть способным к гибкому изменению мышления, т. е. уметь переобучаться и самообучаться (самореализации).

Творчество – это симбиоз внутренней и внешней стороны деятельности. Внешняя сторона проявляется в выполнении определённых заданий, конструктивных решениях и т. п. Внутренняя сторона творческой деятельности включает в себя: восприятие и осмысление инструктивных указаний; обдумывание и планирование предстоящей работы; способы контроля и самоконтроля; мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы; построения предложений, их проверку; варианты оформления работы (отчётность) и т. п.

В своей работе я использую целый комплекс методов по активизации творческой деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

– Проблемный спор.

Предмет – обществознание. Группа поваров-кондитеров.

Тема: Истина, критерии истины.

Проблема 1: Что первично теория или практика?

Проблема 2: Что в профессии повара более значимо – вкус или эстетика?

– Метод аналогий.

Предмет – Устройство автомобилей.

Тема: Порядок работы цилиндров двигателя.

Проблема: освоение методики построения таблицы порядка работы цилиндров двигателя посредством решения задачи на логику. Последовательность чередования тактов в цилиндрах четырехцилиндрового двигателя 1 – 2 – 4 – 3.

Обороты коленчатого вала

Угол поворота коленчатого вала, °

Номера цилиндров

1

2

3

4

первый

0 – 180

впуск

выпуск

сжатие

рабочий ход

180 – 360

сжатие

впуск

рабочий ход

выпуск

второй

360 – 540

рабочий ход

сжатие

выпуск

впуск

540 -720

выпуск

рабочий ход

впуск

сжатие

Предлагается решить однотипную задачу на логику.

Условия задачи:

В купе одного из вагонов поезда Москва-Одесса ехали москвич, ленинградец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А, Б. В, Г, Д, Е.

В дороге выяснилось, что А и москвич – врачи; Д и ленинградец – учителя, а туляк и В – инженеры. Б и Е – участники ВОВ, а туляк в армии совсем не служил. Харьковчанин старше А, одессит старше В. Б и москвич сошли в Киеве, а В и харьковчанин в Виннице. Определите профессию каждого из этих пассажиров и место жительства каждого их них.

Решение задачи:

 

Москва
врач

Киев

Харьков

Тула
инженер
не служил

Ленинград
учитель

Одесса

А, врач

-

-

-

-

-

+

Б, участник ВОВ

-

-

-

-

+

-

В, инженер

-

+

-

-

-

-

Г

-

-

-

+

-

-

Д, учитель

-

-

+

-

-

-

Е, участник ВОВ

+

-

-

-

-

-

– Метод поисковой деятельности.

Предмет – Устройство автомобилей.

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме: “Устройство двигателя”.

Проблема: составить кроссворд по теме.

Кроссворд – “Двигатель”.

   

х

о

д

           
       

в

а

л

       
 

ц

и

л

и

н

д

р

     
     

с

г

о

р

а

н

и

я

     

т

а

к

т

       
   

ш

а

т

у

н

       

п

о

р

ш

е

н

ь

       
   

п

а

л

е

ц

       
 

к

о

л

ь

ц

о

       

Автор кроссворда Отрощенко А. учащийся группы №70, 2009.

– Метод создания эмоционально-нравственной ситуации.

Предмет – Обществознание.

Тема: Семья как социальный институт. Семья и государство.

Проблема: осознание социокультурного феномена семьи; роль и место семьи, а так же взаимодействие семьи с обществом-государством посредством анализа статьи: “Девочка-собака” (статью можно и самим подобрать по тематике).

Возможная схема анализа статьи “Девочка-собака”:

  1. Какие эмоции вызвала у Вас данная статья?
  2. Как вы думаете, почему такое стало возможно? Ответ аргументируйте (попытайтесь рассмотреть проблему с разных сторон).
  3. Что необходимо предпринять, чтобы подобные ситуации не повторялись?

После чего учащиеся и педагог формулируют круг вопросов, на которые необходимо ответить на уроке:

  1. Что такое семья?
  2. Основные функции семьи: вчера и сегодня.
  3. Семья и школа: диалог или конфронтация?
  4. Семья и общество-государство: так ли всё безоболочно?

– Метод проблемно-поисковый.

Предмет – История или обществознание.

Тема: Роль Петра I в модернизации России в начале ХVIII века (по истории). Исторический процесс и его участники (обществознание).

Проблема: освоение методики оценки роли и значимости исторической личности посредством создания формулы оценки участников исторического процесса претендующей на некий универсализм.

Итогом занятия является выведенная формула оценки исторической личности (участников исторического процесса):

где – Х – оценка личности современниками; У – оценка личности наукой; Z – оценка собственная; t – время.

Получается, что все точки над мы расставили! А так ли это?

Где нами была допущена ошибка? Ответ: все точки над “i” нельзя расставить, а поэтому необходимо заменить букву “i” букву “I”.

– Метод проблемно-поисковый.

Предмет – обществознание.

Тема: Природа и общество: сходство и различия.

Проблема: осознание всеобщей взаимосвязи в мире на примере управления обществом природными законами.

Итогом занятия является выведение из формулы нахождения расстояния (пути) формулы жизни:

S=V·t; –> Ж=V·t;

где – Ж – жизненный путь; V – скорость движения; t – время.

Так что же зависит в этой жизни лично от каждого из нас?

– Метод профессиональной ориентации учащихся учреждений НПО на занятиях общеобразовательного цикла.

Предмет – Всеобщая и Отечественная история.

В курс истории были введены различные дидактические единицы, отбор которых производился с учётом профессиональной специализации.

Так, для автомехаников была сознательно расширена история технической составляющей человеческой цивилизации. В результате чего в планировании отдельных тем и разделов появились такие пункты как:

– История мирового автопрома;

– История автомобилестроения в России (или в другой какой-либо стране);

– Этапы развития техники;

– История создания автомобиля;

– Руководители стран и их автомобили и т. д.

В основном данный материал может быть рассмотрен в таких темах, как экономическое развитие или культурные достижения. Причём материал подаётся либо преподавателем, либо учащимися в виде сообщений, докладов или рефератов и т. п.

Для такой профессии, как мастер столярного и мебельного производства в процессе изучения истории в разделах, посвящённых культуре той или иной эпохи более подробно рассматривались художественные стили и направления в создании мебели, жилища, развитие новых технологий. Здесь преподавателем могут быть предложены учащимся темы для самостоятельной проектной деятельности, например: мебель викторианской эпохи; мебель в эпоху господства барокко и т. д. Преподаватель разработал урок по теме: “Отголоски славянской языческой культуры в деревянном зодчестве” с показом мультимедийного фрагмента.

С целью интеграции учебной дисциплины “история” с профессией парикмахер преподавателем на занятиях используется материал из истории причёсок и головных уборов в России 16 – 20 веков.

Для поваров-кондитеров преподаватель может предложить для изучения следующие темы:

– Чайная церемония или философия Китая;

– Веселие на Руси. Трапезы и пиршества;

– История чая в России;

– Вкус Просвещения, или как французская кухня прижилась в России;

– Хлеб насущный. Напитки восточных славян; и т. п.

Помимо вышеперечисленных я использую и другие методы, а именно:

– Метод проблемных мини-сочинений;

– Проблемный рассказ;

– Проблемная лекция;

– Проблемные наглядные пособия;

– Исследовательские лабораторные работы;

– Метод развивающего обучения;

– Метод познавательной игры;

– Метод анализа на уроках жизненных ситуаций и т.п.

В современной педагогике очень популярны проект и проектная деятельность, поскольку позволяют при их реализации комплексно формировать все базовые компетенции.

– Проект и проектная деятельность.

Учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, которая позволит:

– проявить себя индивидуально или в группе;

– попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу;

– показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим обучающимся.

Выделяются следующие этапы работы над проектом и определённые роли в деятельности преподавателя и учащегося.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Разработка проектного задания

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Обсуждают и принимают решение по выбору темы

Выбор проекта

Предлагает учащимся совместно отобрать темы проектов
(Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами)

Группа учащихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает их всей аудитории для обсуждения
(Самостоятельно подбирают темы и предлагают в группе для обсуждения)

Выделение исследовательской части в темах проекта

Предварительно вычленяет исследовательскую часть и предлагает её учащимся для выбора

Каждый сам выбирает себе тему исследования. Активно обсуждают.

Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные темы исследований и виды деятельности

Определив свои темы, группируются в соответствии с ними в малые команды

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, отбор литературы, работа в Интернете

Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении

В группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности

Разработка проекта

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Осуществляют поисковую деятельность

Оформление результатов

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Презентация (защита проекта)

Организует экспертизу

Докладывают о результатах своей работы

Рефлексия

Оценивает своё руководство деятельностью учащихся, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, оценивают себя в нём с учётом мнения других. Желательна групповая рефлексия

При организации образовательного процесса на основе творчества меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Работа над проектом позволяет преподавателю выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Необходимо помнить!!!

Самой значимой оценкой для обучающегося является общественное признание успешности, состоятельности и результативности его исследования.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Творчество способствует реализации на уроке важнейшего дидактического положения: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является результатом собственной познавательной и практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет собой систему взаимодействия преподавателя и учащихся, где педагог занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от активной деятельности учащихся (уровень субъектно-субъектных отношений).