Конспект урока и презентация темы "Океаны Земли"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;

Задачи:

  • Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
  • Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
  • Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.

Используемое оборудование: физическая карта России; презентация  на электронном носителе;

Тип урока: Формирование и совершенствование новых знаний ;

Вид урока: урок-исследование;

Форма работы учащихся: групповая

Краткое описание: 

  • Данная презентация знакомит детей с океанами Земли.
  • Программа по окружающему миру в 4 классе.

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня нам предстоит быть аналитиками, исследователями, поэтому вы уже разбиты на команды и урок наш будет необычный – урок-исследование. А для этого нам нужно вооружиться уже имеющимися знаниями, поэтому вначале наши исследователи вспомнят материал прошлого урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 5 (рабочая тетрадь, с. 4).

Хищные животные:

2  - белый медведь

7 - орел

9 - снежный барс

3  - рысь

5 - лиса.

Растительноядные:

 8-дрофа

10-суслик

4-саранча

1 - северный олень

6-верблюд

2. Экологическая  игра.(Команды обсуждают ответы на вопросы)

-  Предположите, какие будут последствия:

а) если растают льды Арктики;

б) если в степи весной развести костер;

в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;

г) если высушить все болота;

д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.

Каждой команде дано по одному животному: белый медведь, сайгак, бурундук, кобра)

- Вы должны будете  рассказать о рельефе, климате местности, где он обитает, назвать животных, которые его окружают, и растения, которые там растут.

Одинаковые ли рассказы получались у вас в четырех случаях?

- Конечно, нет. Ведь вы невольно раскрывали связи между заданным объектом природы и другими объектами природы данной местности. А на каждой территории свои связи и, значит, свои сообщества (то, что существует только сообща).

Природные сообщества - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Это может быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, море. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами - растениями, животными, грибами и микроорганизмами.

Давайте дальше будем исследовать.

III. Сообщение темы урока.

1. Работа с классом.

-  Отгадайте загадки: слайд №3

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … океан. слайд№4

-   Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть
- Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться - вода!

- На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан)

- Чтение в словаре о том, что такое океан.

(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)

Океан  — крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Слайд№5

2. - Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)

Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли слайд №6

Эту огромную массу воды, окаймляющую материки и острова, называют также Мировым океаном Слайд№7

Почему нашу планету называют голубой?Слайд№8

- Почему планету Земля не назвали планетой Океан?

(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.

- Чтение в словаре о том, что такое Мировой океан.

Мировой океан.(непрерывная водная поверхность Земли)

Вид Мирового океана из космоса Слайд №9

3. Работа с картой полушарий.Слайд№10

- Сколько океанов на Земле? (4) Работа с картой мира. Слайд №11

4. Работа в группах. Каждая отвечает за один из Океанов.

Тихий океан. Слай№12-13

Самый большой океан на Земле. Расположен между материками Евразией, Австралией, Северной и Южной Америкой, Антарктидой. Морские границы проходят: с Северным Ледовитым, Индийским, Атлантическим океанами.

Атлантический океан. Слайд 14-15

Второй по величине океан после Тихого океана. Площадь 91,6 млн. км?. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы. Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Индийский океан. Слайд№16

Третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере ограничен Азией, на западе — Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке — Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге — Южным океаном.

Северный ледовитый океан. Слайд №17

Наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Океаны Земли. Соотношение. Слайд№18

5. Физминутка.

6. Проверь себя: Практическая работа с контурной картой: Слайд №19

Подпиши на карте океаны.

7. Тестирование Слайд №20

  •  Самый большой океан
  • Самый маленький океан
  • Океан, разделяющий Африку и Австралию
  • Океан, названный в честь мифического героя
  • Самый холодный океан
  • Океан, опровергающий своё название
  • Самый глубокий океан

IV. Растительный и животный мир океанов. Слайд№21

Океан является средой обитания для множества форм жизни; в их числе, рыбы, китообразные, такие как киты и дельфины, головоногие, такие как осьминоги, кальмары, ракообразные, такие как лобстеры, креветки, криль, м орские черви, планктон, кораллы, водоросли.

Сообщения по группам. (домашнее задание)

- Актиния. Слайд№22

- Акула. Слайд№23

- Кит. Слайд№24

- Дельфины. Слайд№25

V. 1. Закрепление полученных знаний . Чтение на стр.9-11

 -  Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане.

В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные “морскими разбойниками”, наводят ужас на всех водных обитателей.

В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.

2. Учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради (с. 5).

3.  Прочитайте текст-загадку. О каком даре моря в нем говорится? (Мел.)

4. Влияние человека на природное сообщество море.

-  В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы. Океан играет огромную роль в формировании климата Земли. Слайд№26

Экологические проблемы. Слайд№27

Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря. Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Всемирный день океанов - памятный день ООН. Отмечается ежегодно, 8 июня.Слайд№28

VI. Рефлексия.

Синквейн на тему “Океан”. Слайд№29

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-11). Подготовить рассказ об обитателях моря по группам, экологический знак “Охрана моря”.