Цель урока: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;
Задачи:
- Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
- Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
- Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.
Используемое оборудование: физическая карта России; презентация на электронном носителе;
Тип урока: Формирование и совершенствование новых знаний ;
Вид урока: урок-исследование;
Форма работы учащихся: групповая
Краткое описание:
- Данная презентация знакомит детей с океанами Земли.
- Программа по окружающему миру в 4 классе.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня нам предстоит быть аналитиками, исследователями, поэтому вы уже разбиты на команды и урок наш будет необычный – урок-исследование. А для этого нам нужно вооружиться уже имеющимися знаниями, поэтому вначале наши исследователи вспомнят материал прошлого урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задание № 5 (рабочая тетрадь, с. 4).
Хищные животные:
2 - белый медведь
7 - орел
9 - снежный барс
3 - рысь
5 - лиса.
Растительноядные:
8-дрофа
10-суслик
4-саранча
1 - северный олень
6-верблюд
2. Экологическая игра.(Команды обсуждают ответы на вопросы)
- Предположите, какие будут последствия:
а) если растают льды Арктики;
б) если в степи весной развести костер;
в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;
г) если высушить все болота;
д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.
Каждой команде дано по одному животному: белый медведь, сайгак, бурундук, кобра)
- Вы должны будете рассказать о рельефе, климате местности, где он обитает, назвать животных, которые его окружают, и растения, которые там растут.
Одинаковые ли рассказы получались у вас в четырех случаях?
- Конечно, нет. Ведь вы невольно раскрывали связи между заданным объектом природы и другими объектами природы данной местности. А на каждой территории свои связи и, значит, свои сообщества (то, что существует только сообща).
Природные сообщества - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Это может быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, море. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами - растениями, животными, грибами и микроорганизмами.
Давайте дальше будем исследовать.
III. Сообщение темы урока.
1. Работа с классом.
- Отгадайте загадки: слайд №3
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … океан. слайд№4
- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть
- Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться - вода!
- На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан)
- Чтение в словаре о том, что такое океан.
(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)
Океан — крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Слайд№5
2. - Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)
Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли слайд №6
Эту огромную массу воды, окаймляющую материки и острова, называют также Мировым океаном Слайд№7
Почему нашу планету называют голубой?Слайд№8
- Почему планету Земля не назвали планетой Океан?
(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.
- Чтение в словаре о том, что такое Мировой океан.
Мировой океан.(непрерывная водная поверхность Земли)
Вид Мирового океана из космоса Слайд №9
3. Работа с картой полушарий.Слайд№10
- Сколько океанов на Земле? (4) Работа с картой мира. Слайд №11
4. Работа в группах. Каждая отвечает за один из Океанов.
Тихий океан. Слай№12-13
Самый большой океан на Земле. Расположен между материками Евразией, Австралией, Северной и Южной Америкой, Антарктидой. Морские границы проходят: с Северным Ледовитым, Индийским, Атлантическим океанами.
Атлантический океан. Слайд 14-15
Второй по величине океан после Тихого океана. Площадь 91,6 млн. км?. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы. Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.
Индийский океан. Слайд№16
Третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере ограничен Азией, на западе — Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке — Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге — Южным океаном.
Северный ледовитый океан. Слайд №17
Наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.
Океаны Земли. Соотношение. Слайд№18
5. Физминутка.
6. Проверь себя: Практическая работа с контурной картой: Слайд №19
Подпиши на карте океаны.
7. Тестирование Слайд №20
- Самый большой океан
- Самый маленький океан
- Океан, разделяющий Африку и Австралию
- Океан, названный в честь мифического героя
- Самый холодный океан
- Океан, опровергающий своё название
- Самый глубокий океан
IV. Растительный и животный мир океанов. Слайд№21
Океан является средой обитания для множества форм жизни; в их числе, рыбы, китообразные, такие как киты и дельфины, головоногие, такие как осьминоги, кальмары, ракообразные, такие как лобстеры, креветки, криль, м орские черви, планктон, кораллы, водоросли.
Сообщения по группам. (домашнее задание)
- Актиния. Слайд№22
- Акула. Слайд№23
- Кит. Слайд№24
- Дельфины. Слайд№25
V. 1. Закрепление полученных знаний . Чтение на стр.9-11
- Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане.
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные “морскими разбойниками”, наводят ужас на всех водных обитателей.
В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
2. Учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради (с. 5).
3. Прочитайте текст-загадку. О каком даре моря в нем говорится? (Мел.)
4. Влияние человека на природное сообщество море.
- В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы. Океан играет огромную роль в формировании климата Земли. Слайд№26
Экологические проблемы. Слайд№27
Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря. Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?
Учащиеся делятся своими мнениями.
Всемирный день океанов - памятный день ООН. Отмечается ежегодно, 8 июня.Слайд№28
VI. Рефлексия.
Синквейн на тему “Океан”. Слайд№29
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-11). Подготовить рассказ об обитателях моря по группам, экологический знак “Охрана моря”.