Урок в объединении "Юные журналисты" на тему "Газетные жанры. Виды информации. Составление информации разных видов"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: научить работать в газетном жанре по составлению информации.

Задачи:

  • способствовать развитию навыков сопоставительного анализа газетных жанров и умение составлять публицистический материал разными жанрами; учить работать с макетом газеты;
  • развивать творческие способности воспитанников;
  • воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран;

2. Программное обеспечение: диск с макетом газеты “Гармония”, учредитель - Дворец творчества детей и молодёжи “Гармония”. (Приложение 1)

Тип: урок-повторение пройденного материала с применением информационных технологий.

Межпредметные связи:

  • литература;
  • русский язык;
  • специальные дисциплины.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение ранее пройденного материала.

3. Выполнение практического задания.

4. Распределение полученных публицистических работ на полосы газеты “Гармония” в порядке социальной значимости.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

I. Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята. Урок начнём с повторения пройденного материала, после чего выполним практическую работу. При ответах на вопросы обратите внимание на свою речь. Она должна быть чёткой и понятной (тема “Публичная речь”).

II. Опрос учащихся.

  1. Что такое журналистика? Каналы распространения журналистской продукции.
  2. В чём заключается журналистское мастерство?
  3. Кто главный в журналистике? И что значит понятие “хороший материал”?
  4. Где найти тему? В чём заключается мастерство журналиста? Назовите источники информации.
  5. Заглянем в историю. Расскажите о первой газете в России. О чём рассказывают современные газеты?
  6. Дайте понятие жанра? Назовите и охарактеризуйте основные газетные жанры.
  7. Один из часто используемых жанров – это информация. Назовите виды информации и дайте им характеристику.
  8. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И для публицистического материала очень важен заголовок. В крупных редакциях есть специальный работник, который пишет заголовки. Каким должен быть заголовок? Как правильно его написать?

Предполагаемые ответы.

  1. Журналистика - профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Вся собранная информация компонуется в исторически сложившиеся виды журналистского произведения - жанры: газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и другие. Каналы распространения журналистской продукции: газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Internet.
  2. У журналистов есть такой термин “подача”. От них часто слышишь: “Это, смотря как подать…”, “подадим это необычно…”. От формы преподнесения, подачи материала зависит многое. В ней кроется и оценка события, и нужный зрительский акцент. Цель подачи: обратить внимание читателя на главное в материале. Очень важно, чтобы человеку, открывшему издание, не было скучно. И он, рассматривая страницы газеты, увлёкся бы просмотром и прочитал их от корки до корки. Можно назвать это журналистским креативом (особенностью).
  3. В журналистике всё начинается с корреспондента. Прежде всего, нужно собрать урожай новостей! Для успешной работы корреспонденту необходимо иметь некоторые особенные свойства характера. Это честность, любознательность, любовь к точности, умение распознавать новости, умение видеть факты, умение вызывать людей на разговор, энергичность, самодисциплинированность и беспристрастность. В идеале журналист должен иметь гуманитарное образование, а также хорошо разбираться во многих областях жизни. Самое главное качество опубликованного материала – его достоверность. Он должен быть точным, кратким, ясным.
  4. Перед каждым начинающим журналистом неизбежно встаёт вопрос – о чём писать? Поместим весь огромный мир на информационную линию: семья, дом; двор, улица; школа, Дворец творчества детей и молодёжи “Гармония”; город; область; страна; мир; космос; вселенная…
  5. Мастерство журналиста состоит в том, чтобы увидеть, осмыслить, рассказать. Репортёры добывают информацию из трёх источников: документы и записи, интервью, личные наблюдения.

  6. В России Петр I учредил газету “Ведомости”. Ранее для царей переводили и переписывали новости из заграничных газет. Петру I не нужно было переводит газеты, он их читал сам. Но ему нужна была своя газета, в которой он информировал бы о своих нововведениях, пропагандировал свою политику. 17 декабря 1702 года появилась первая русская газета “Ведомости”, которую считают первенцем российской периодики. О чем писали “Ведомости”? “На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылето 400… А меди на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит”. Пётр I не боялся опубликовать секретные сведения, чтобы показать мощь государства своим противникам.
  7. Жанр – исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основные газетные жанры:
  8. - информация отвечает на вопросы что? где? когда? Это факты, не содержащие никаких подробностей, не имеющие эмоциональной окраски;

    - репортаж отвечает на вопросы Что? Где? Когда? Как? происходило событие. Необходимо показать всё так, чтобы читатель как бы сам побывал на месте происшествия (эффект присутствия);

    - вы хотите узнать у специалиста причину случившегося. Задайте вопросы, которые могут возникнуть и у читателя компетентным лицам. Это интервью.

    Эти жанры относятся к группе информационных. Аналитические жанры:

    - если вы подробно описываете события. Добавляете свои размышления по этому поводу и выносите свои оценки – это корреспонденция;

    - если случай натолкнул вас на исследование проблемы, вы набрали статистические данные на несколько лет, познакомились с мнением специалистов, сравнили состояние этой проблемы за рубежом, всё это проанализировали – этот труд называется статья.

  9. Виды информации:
  10. - анонсирующая информация. Предваряет само событие, предупреждает, что оно произойдёт. Например, что такого-то числа будет видно комету, тогда-то откроется выставка и т.д. Оценки автора нет;

    - “горящая”. С места события. Самые свежие новости. Иногда на месте события создаётся целый штаб, чтобы доставать свежие новости. Такая тема не сходит со страниц газеты несколько дней. Оценки автора нет;

    - после события. Рассказ может содержать подробности и оценку события автором, то есть что он сам думает о происшедшем;

    - развлекательная. Ценность не в событии, а в том, как автор смог его подать: остроумно, задиристо и т.п.

  11. Придумать к материалу хороший заголовок – это почти полдела. В том смысле, что материал, считай, уже сложился. Здесь важно избегать стандартов, штампов, банальностей. Заголовки выполняют важные задачи: приближают читателя к содержанию статьи, помогают распределить материалы по степени важности, разбивают текст материалов, выполняя оформительские задачи. Существуют разные типы заголовков: вопросительные, например: “Что у нас на первое?”, утверждающие или информирующие, например: “Горят на площади гирлянды”, восклицательные, например: “Не расстанусь я с друзьями!”, в виде обращения, например: “Дружите с нами!”. В заголовке должна содержаться суть материала. Хороший заголовок содержит только точные ключевые слова. Чем короче заголовок, тем он выразительнее.

III. Практическое задание.

Педагог: Какие интересные события для читателя газеты “Гармония” произошли или произойдут в реальности? Так как журналистика рассказывает только о реальных событиях (воспитанники объединения называют события, определяют вид информации).

Задание.

- Напишите каждый свою информацию. Подберите к ней заголовок, который отражает смысл вашего текста (учащиеся зачитывают свои информации, называют заголовки, редактируют).

- Распределите полученные публицистические работы на полосы макета газеты “Гармония” в порядке социальной значимости (учащиеся заполняют макет, создавая газету “Гармония”). (Приложение 1)

IV. Подведение итогов.

Рефлексия, оценка работы учащихся при выполнении тестового задания и работы над газетой.

V. Домашнее задание.

Подготовить подборку информации разных видов из газет и журналов.