Урок информатики по теме "Встроенные функции Microsoft Excel"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • изучение новых встроенных функций;
  • закрепление умения работать с табличным процессором MS Excel.

Задачи.

Образовательные:

  • изучение встроенных функций;
  • формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.

Развивающие:

  • творческое применение своих знаний при выполнении заданий;
  • развитие кругозора и умения вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими.

Воспитательные:

  • воспитывать объективное отношение к себе;
  • воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.

Закрепить у учащихся навыки:

  • использования встроенных функций при решении прикладных задач;
  • выполнения практической работы в среде электронных таблиц.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • практический.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.

Программное обеспечение: MS Office - PowerPoint, Excel.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • приветствие;
  • проверка отсутствующих.

2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности.

1) Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы “Встроенные функции” (Слайд 1) Приложение 1

Сообщение цели урока. (Слайд 2)

  • Изучение новых встроенных функций.
  • Закрепление умения работать с табличным процессором MS Excel.

2) Проверочный тест (с обратной связью). Вопросы на слайдах.

1. С помощью, какой команды можно вставить в ЭТ встроенную функцию (Вставка – Функция…)

2. Дан фрагмент электронной таблицы:

Чему равен результат в ячейке А5? (14)

3. Дан фрагмент электронной таблицы:

Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+В1 (15)

4. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ДЕНЬНЕД(В5;2)

5. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ДЕНЬ(В5)

6. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ГОД(В5)

7. В ячейку F7 вводится число 4. Какой результат возвращает функция =КОРЕНЬ(F7)*3+1?

8. Дан фрагмент электронной таблицы:

Какой результат возвращает функция =И(А1;В1)?

9. Какой результат возвращает функция =ИЛИ(А1;В1)?

10. В ячейки А2, А3, В2, В3 введены соответственно числа 5, 3, 4, 8. В ячейку В4 введена формула =СРЗНАЧ(А2:В3). Какое число будет в ячейке В4?

Учащимся дается время на обдумывание ответов, записывают ответы письменно в тетрадях. Затем проверка результатов. За каждый верный ответ выставляют себе 1 балл. Просуммировать количество баллов, разделить получившуюся сумму на 2. если получилось дробное число округлить с недостатком. Выставить себе отметку в соответствии с получившимся результатом.

3. Изучение новых встроенных функций.

Учитель: Посмотрите на данную таблицу (Приложение 2). Какие данные нам необходимо в нее ввести?

– Заполнить пустые ячейки: подсчитать количество 5, 4, 3 и 2 для каждого ученика и найти средний балл.

– Какие ячейки вы сейчас сможете заполнить? (Средний балл – S4:S17)

– Какую функцию будете использовать?

– А как подсчитать количество 5, 4, 3, 2 у каждого конкретного ученика?

Т.е. сейчас нам с вами не хватает некоторых знаний.

Сегодня мы с вами изучим новую категорию встроенных функций. Это статистические функции. (Слайд 11)

Для того чтобы подсчитать количество отметок будем использовать функцию СЧЁТ (значение_1; значение_2;…;значение_n) или СЧЁТ (значение_1: значение_n)

Чтобы подсчитать, н-р, количество “5”

=СЧЁТЕСЛИ (диапазон_значений; критерий)

Например, =СЧЁТЕСЛИ (E6:AG6; "5")

Функция СЧЁТЕСЛИ (диапазон; условие) подсчитывает количество непустых ячеек, удовлетворяющих заданному условию.

  • В меню Вставка выбрать команду Функция…
  • В появившемся диалоговом окне Мастер Функций – шаг 1 из 2 в поле Категория выбрать Статистические, в поле Функция – СЧЁТЕСЛИ; выбрать OK.
  • В окне СЧЁТЕСЛИ указать диапазон ячеек и заданное условие для подсчета; выбрать OK.

Пожалуйста, задайте вопросы по рассмотренным функциям.

4. Выполнение практической работы на закрепление новых встроенных функций.

Представьте, что Вы являетесь работником отдела кадров на некотором предприятии и Вам необходимо вести учет рабочего времени.

Открыть созданный вами шаблон Табель.xls. (с шаблоном работали на предыдущем уроке). (Приложение 3)

Заполните его данными о 10 сотрудниках по своему усмотрению и заполните ячейки о количестве дней явок, к-ве дней в отпуске, пропуски по болезни, количество прогулов и общее к-во отработанных часов.

Практическая работа. (Приложение 4)

5. Физкультминутка. (1 мин.)

Комплекс упражнений для глаз (для снятия зрительного утомления).

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-6 раз.

2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

4. Перевести взгляд по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

6. Подведение итогов урока.

Оценивание результатов работы на уроке.

Домашнее задание:

1. Рассчитать затраты семьи на продукты питания на 1 день и на неделю. По полученным результатам построить диаграмму “Затраты семьи на основные продукты питания”

2. Сопоставить доходность акций по уровню дивидендов за год по отдельным эмитентам

В результате решения задачи должен быть сформирован следующий документ:

Доходность акций по уровню дивидендов

Эмитент Номинал
акции (в руб.)
Цена
продажи (в руб.)
Дивиденды
объявленные
в расчете на год
Доходность
по дивидендам
в % в руб. к номиналу факт-я
КБ Возрождение 10000 17780 400%      
Инкомбанк 10000 22900 400%      
Торибанк 5000 5600 320%      
Промстройбанк 1000 2015 653%      
Кб С-Петербург 1000 2482 736%      
Уникомбанк 1000 1000 325%      
СКВ банк 1000 1200 153%      
Нефтехимбанк 50000 27050 360%