Цели урока:
Задачи.
Образовательные:
- изучение встроенных функций;
- формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения задач из различных предметных областей.
Развивающие:
- творческое применение своих знаний при выполнении заданий;
- развитие кругозора и умения вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими.
Воспитательные:
- воспитывать объективное отношение к себе;
- воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.
Закрепить у учащихся навыки:
- использования встроенных функций при решении прикладных задач;
- выполнения практической работы в среде электронных таблиц.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- практический.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.
Программное обеспечение: MS Office - PowerPoint, Excel.
Ход урока
1. Организационная часть.
- приветствие;
- проверка отсутствующих.
2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности.
1) Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы “Встроенные функции” (Слайд 1) Приложение 1
Сообщение цели урока. (Слайд 2)
2) Проверочный тест (с обратной связью). Вопросы на слайдах.
1. С помощью, какой команды можно вставить в ЭТ встроенную функцию (Вставка – Функция…)
2. Дан фрагмент электронной таблицы:
Чему равен результат в ячейке А5? (14)
3. Дан фрагмент электронной таблицы:
Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+В1 (15)
4. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ДЕНЬНЕД(В5;2)
5. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ДЕНЬ(В5)
6. В ячейке В5 записана дата 26.02.2008. Чему равен результат применения функции ГОД(В5)
7. В ячейку F7 вводится число 4. Какой результат возвращает функция =КОРЕНЬ(F7)*3+1?
8. Дан фрагмент электронной таблицы:
Какой результат возвращает функция =И(А1;В1)?
9. Какой результат возвращает функция =ИЛИ(А1;В1)?
10. В ячейки А2, А3, В2, В3 введены соответственно числа 5, 3, 4, 8. В ячейку В4 введена формула =СРЗНАЧ(А2:В3). Какое число будет в ячейке В4?
Учащимся дается время на обдумывание ответов, записывают ответы письменно в тетрадях. Затем проверка результатов. За каждый верный ответ выставляют себе 1 балл. Просуммировать количество баллов, разделить получившуюся сумму на 2. если получилось дробное число округлить с недостатком. Выставить себе отметку в соответствии с получившимся результатом.
3. Изучение новых встроенных функций.
Учитель: Посмотрите на данную таблицу (Приложение 2). Какие данные нам необходимо в нее ввести?
– Заполнить пустые ячейки: подсчитать количество 5, 4, 3 и 2 для каждого ученика и найти средний балл.
– Какие ячейки вы сейчас сможете заполнить? (Средний балл – S4:S17)
– Какую функцию будете использовать?
– А как подсчитать количество 5, 4, 3, 2 у каждого конкретного ученика?
Т.е. сейчас нам с вами не хватает некоторых знаний.
Сегодня мы с вами изучим новую категорию встроенных функций. Это статистические функции. (Слайд 11)
Для того чтобы подсчитать количество отметок будем использовать функцию СЧЁТ (значение_1; значение_2;…;значение_n) или СЧЁТ (значение_1: значение_n)
Чтобы подсчитать, н-р, количество “5”
=СЧЁТЕСЛИ (диапазон_значений; критерий)
Например, =СЧЁТЕСЛИ (E6:AG6; "5")
Функция СЧЁТЕСЛИ (диапазон; условие) подсчитывает количество непустых ячеек, удовлетворяющих заданному условию.
- В меню Вставка выбрать команду Функция…
- В появившемся диалоговом окне Мастер Функций – шаг 1 из 2 в поле Категория выбрать Статистические, в поле Функция – СЧЁТЕСЛИ; выбрать OK.
- В окне СЧЁТЕСЛИ указать диапазон ячеек и заданное условие для подсчета; выбрать OK.
Пожалуйста, задайте вопросы по рассмотренным функциям.
4. Выполнение практической работы на закрепление новых встроенных функций.
Представьте, что Вы являетесь работником отдела кадров на некотором предприятии и Вам необходимо вести учет рабочего времени.
Открыть созданный вами шаблон Табель.xls. (с шаблоном работали на предыдущем уроке). (Приложение 3)
Заполните его данными о 10 сотрудниках по своему усмотрению и заполните ячейки о количестве дней явок, к-ве дней в отпуске, пропуски по болезни, количество прогулов и общее к-во отработанных часов.
Практическая работа. (Приложение 4)
5. Физкультминутка. (1 мин.)
Комплекс упражнений для глаз (для снятия зрительного утомления).
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-6 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
4. Перевести взгляд по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
6. Подведение итогов урока.
Оценивание результатов работы на уроке.
Домашнее задание:
1. Рассчитать затраты семьи на продукты питания на 1 день и на неделю. По полученным результатам построить диаграмму “Затраты семьи на основные продукты питания”
2. Сопоставить доходность акций по уровню дивидендов за год по отдельным эмитентам
В результате решения задачи должен быть сформирован следующий документ:
Доходность акций по уровню дивидендов
Эмитент | Номинал акции (в руб.) |
Цена продажи (в руб.) |
Дивиденды объявленные в расчете на год |
Доходность по дивидендам |
||
в % | в руб. | к номиналу | факт-я | |||
КБ Возрождение | 10000 | 17780 | 400% | |||
Инкомбанк | 10000 | 22900 | 400% | |||
Торибанк | 5000 | 5600 | 320% | |||
Промстройбанк | 1000 | 2015 | 653% | |||
Кб С-Петербург | 1000 | 2482 | 736% | |||
Уникомбанк | 1000 | 1000 | 325% | |||
СКВ банк | 1000 | 1200 | 153% | |||
Нефтехимбанк | 50000 | 27050 | 360% |