Задачи.
Закреплять знания детей о зимнем лесе,
полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Словарная работа: Названия лекарственных растений, птиц.
Материал: ТСО с записью пения птиц, маски птиц, зверей, пни березовые, осиновые и дубовые, елки. Необходимые реквизиты для персонажа Незнайки.
Выставка: сухие лекарственные травы, сушеные плоды: шиповник, лесные ягоды и съедобные грибы, дидактические игры по теме, набор картинок “Запрещающие знаки”.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, мы приближаемся к лесу. Слышите голоса птиц, послушайте, пожалуйста, полюбуйтесь (включается аудиозапись). Чтобы войти в лес, нам необходимо найти ключ, который находится в отгадке загадок, которые я вам сейчас загадаю, послушайте.
1. Заготовила она
Краски все для всех сама:
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила.
Всем деревьям – чистые,
Блестки серебристые. (Зима)
2. Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью кормит,
Зимой согревает. (Лес)
3. Летом одевается,
К зиме раздевается. (Дерево)
Диалог с детьми.
- Скажите, друзья мои, это куда вы собрались?
- В лес.
- А зачем?
Варианты ответов.
- Полюбоваться зимним лесом.
- Послушать голоса птиц.
- Подышать свежим воздухом леса.
Воспитатель. Молодцы, друзья мои. Вот вы, наконец, нашли ключ к лесу. Давайте, пройдем вглубь леса.
Проходят по лугу, осматривают деревья, обращают внимание на кормушку, на птиц. Посмотрите, дети, какой-то волшебник или добрый человек повесил кормушку на ветку. А какой гостеприимный лес, к нашему приходу приготовил нам место для отдыха (усаживаются на приготовленные пни, поваленное дерево). А сейчас, друзья, я хочу с вами побеседовать.
- Что вы знаете о лесе?
- Лес - наш друг.
- Для зверей, диких животных лес- это дом, кормилица.
- Поля защищает от сильного ветра, дает влагу.
- А деревья, растущие в лесу, для чего служат?
- Из дерева строят дома, делают мебель.
- Почки деревьев, листья, лекарственные растения леса, ягоды имеют целительную силу.
- Из ягод, плодов делают варенье, компоты.
Воспитатель. Правильно, лес обладает огромным богатством. Скажите, дети, если бы деревья могли говорить, то о чем бы они просили людей?
Ответы детей.
- Не ломайте наши ветки.
- Не сжигайте нас.
- Не сорите лес и луга.
- Не оставляйте за собой мусор.
Воспитатель: А скажите, дети, не холодно зимой деревьям?
- Деревьев защищает снег.
- Правильно, дети, чтобы не замерзали корни, их защищает слой снега.
Появляется Незнайка с рогаткой. Он идет, ломает ветки, пеняет грибы, мелкие кусты, что из-под снега виднеются.
Незнайка: (сгибает ветку березы, ломает ветку).
Дети: Ломать ветки деревьям запрещается.
Незнайка. А вы много знаете.
Воспитатель. Да, Незнайка, наши дети много знают и они хорошие защитники природы - юные экологи.
Незнайка подходит к дереву, на котором висит кормушка:
- А это что еще такое?
Дети. Это - кормушка.
Незнайка: Для чего кормушка?
Дети: Это место для кормления птиц, т.е. птичья столовая.
Незнайка. Так много знаете, удивляюсь (стреляет из рогатки в птиц).
Воспитатель. Дети, Незнайка обижает птиц. Нельзя, Незнайка, ты плохо поступаешь. Зимой им итак холодно и голодно. Тут мы с детьми как раз беседовали о том, как беречь природу, как помочь птицам.
А сейчас, кто знает пословицы и поговорки о природе.
- Лес - богатство и краса, береги свои леса.
- Деревья - земли украшение.
- Лес - наше богатство.
- Много леса - не руби, мало леса - береги, нет леса - посади!
- Рощи да леса - всему свету краса.
Вот, какие хорошие пословицы и поговорки вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили о том, как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, парке, у рек и водоемов, чтобы везде было чисто и красиво, чтобы цветы цвели и птицы пели.
Дидактическая игра “Лесные животные”
Цель. Побуждать детей рассказать о каждом диком животном, подобрав как можно больше прилагательных и глаголов, характеризующих их.
Например: Кто это? (Волк)
- Какой волк? (Серый, злой, зубастый, хищный, большой, сердитый, угрюмый, голодный)
- Что делает волк? (Охотится, воет, ищет добычу, быстро бежит, поджимает хвост, зубами щелкает)
- Какая лиса (Хитрая, рыжая, длиннохвостая, пушистая, лукавая и т.д.)
- Что делает лиса? ( Хитрит, рыщет, охотится за курами, быстро бегает)
- Какой заяц? (Серый, белый, трусливый, небольшой, длинноухий, быстрый, пугливый, робкий)
- Что делает заяц? (Бегает, прыгает, прячется, боится, прислушивается, настораживается, убегает)
- Какой медведь? (Большой, косолапый, лохматый, тяжелый, ленивый, грузный, неуклюжий, неповоротливый)
- Что делает медведь? (Блуждает, спит, лезет на дерево, лакомится ягодами, любит сладкое, сосет лапу, просыпается)
- Кто это?
- Белочка.
- Белочка какая. (Прыткая, быстрая, подвижная, живая, маленькая, пушистая, рыжая, ловкая, запасливая, хвостатая)
- Что делает белочка? (Прыгает, мчится, бежит, грызет орешки, устраивает гнездо, выводит бельчат)
Звучит аудиозапись “Голоса леса”.
Воспитатель. А сейчас побеседуем с вами о птицах, загадаем загадки.
1. Черный жилет
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как узор. (Дятел)
Беседа по содержанию загадки.
- Почему решили, что это дятел?
- Дятел называют “лесным доктором”, почему?
- Как он узнает, что есть личинки у дерева? (Стук глухой или звонкий)
- Зачем дятлу острый нос как топор?
- Какую пользу приносит дятел?
- Каких дятлов вы знаете?
- Почему его называют пестрым?
- Желна - это кто? (Черный дятел)
Ребенок.
2. Не зря прилетают
Зимой эти птицы
Горят на снегу они
Как фонари. (Cнегири)
- Как узнать снегиря?
- Чем питаются снегири?
- Зачем снегирю крепкий клюв?
Воспитатель. “А что это за птица?”
3. Ты с модницей этой,
Конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Все хвастает, синим своим сюртуком,
И шапочкой синей гордится. (Синица)
- За что назвали ее синицей?
- За синюю шапочку.
- Почему вертушке не сидится на месте?
- Кто помогает синичкам добывать корм?
- В лесу синички находят корм около “кузницы дятла.
- А почему все птицы не улетают в теплые края?
- Что страшнее для птицы - голод или холод?
- Как люди могут помочь птицам?
- Подкармливать птиц, заботясь о них.
Воспитатель. Дорогие друзья, подошло время нам расстаться с лесом. Мы сегодня с вами от души попутешествовали по лесу. Вы, оказывается, очень любите природу, о которой рассказали стихи, поиграли, отгадывали загадки о птицах, лесных зверях.
Но, дети, природу любить мало, ее надо беречь и охранять. Мы не должны терпеть тех, кто ломает деревья, кусты, разоряет птичьи гнезда, засоряет водоемы. А теперь мы возвращаемся из леса.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”, под которую дети прощаются с лесом.
Воспитатель, дети. До свиданья, лес. Мы тебя любим.