Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность, пальчиковая гимнастика. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь.
Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость, настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, то есть те качества, которые слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил работу ребенок, надо оказать должное внимание результатам его усилий. Похвала, одобрение, как правило побуждают к дальнейшим положительным действиям.
Наблюдая за деятельностью детей, я сделала вывод: что работать с природным материалом, лепить, рисовать, ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
В данном перспективном планировании (приложение 1) представлены темы увлекательных занятий с детьми с ОНР старшего возраста, по формированию экологической культуры через изобразительную и конструктивную деятельность.
Используемая литература
- Е.Ю.Бондарь, Л.Н. Герун. 100 поделок из яиц. Ярославль “Академия развития”, “Академия”, К0, 1981.
- З.В. Лиштван. “Конструирование”. Москва “Просвещение”, 1981.
- Э.К.Гульяну, И.Я.Базик. “Что можно сделать из природного материала”. Москва, “Просвещение”, 1991.
- Г.Н. Давыдова. “Пластилинография”. Анималистическая живопись. Москва, 2007.
- Г.И.Перевертень “Самоделки из разных материалов”. Москва, “Просвещение”, 1985.
- Н. Алексеевская “Волшебные ножницы”. Москва, “Лист”, 1998.
- Л.В.Пантелеева, М. Стноевич-Кастори “Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ”. Москва, “Просвещение” - Белград, 1987.