Обобщающий урок по теме "Древнерусская культура. X–XVII веков"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: обобщить знания по теме Древнерусская культура Х–ХVII вв.”.

Задачи.

  1. Формирование понимания роли православной культуры в жизни русского народа.
  2. Совершенствование навыков анализа живописных и архитектурных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным.
  3. Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование.

  1. Интерактивная доска.
  2. Эл. пособие к уроку.

Для учащихся.

Индивидуальные листы для работы.

Схема урока.

  1. Актуализация темы, выявление проблемы.
  2. Работа над созданием залов виртуального музея.
    1. Составление схемы залов музея.
    2. Заполнение зала архитектуры.
    3. Заполнение зала живописи.
    4. Заполнение зала письменности и декоративного искусства.
    5. Заполнение зала музыки.
  3. Составление синквейна “Древнерусская культура”.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.
Содержание страницы Сопровождение
1. Видео, эпиграф урока

Актуализация темы, выявление проблемы.

Показ видеоролика.

Учитель. На одном из форумов в интернете я прочитала такую фразу “Зачем так глубоко изучать древнерусскую культуру: знать об иконографии, о

малоизвестных храмах, о духовной музыке. Это лишняя информация, которая никак не поможет при сдаче ЕГЭ”.

Мне хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. (Ответы учеников)

Итак, православная культура - необходимая составляющая жизни русского народа.

Вспомним что же такое культура. (Ученик составляет схему на доске, проговаривая)

2. Скрытая схема расположения залов

Учитель. На уроках МХК мы совершали увлекательное путешествие в мир Древней русской православной культуры. Мы познакомились с удивительными произведениями древних мастеров.

Чтобы наши знания послужили другим поколениям гимназистов, я предлагаю создать виртуальный музей Древнерусской культуры, куда мы поместим все наши самые интересные находки. В каждом зале музея будет представлено одно из направлений развития древнерусского искусства. Вспомним, какие виды искусства развивались в Древней Руси и обозначим соответствующие залы.

Приступаем к формированию экспозиции залов.

(Учащиеся называют залы, на интерактивной доске появляются названия залов на схеме)

3. Зал архитектуры.

Первый зал нашего музея посвящен Архитектуре.

Какие особенности древнерусской архитектуры мы можем отметить?

(Крестово-купольное сооружение, форма купола и т.д.)

4. Карта Древней Руси и фото Храмов

Назовите центры развития культуры на Руси.

(Киев, Новгородское, Владимиро-Суздальское княжество, Москва)

Задание на доске. Разместить, прокомментировав фото храмов на карте Древней Руси.

Выполнение задания № 1 в инд. листах. Подпишите название храма и его географическое положение. (Приложение 1)
5. Зал живописи.

Одно из ярких явлений древнерусская иконопись. Именно на Руси икона поучила наибольшее распространение. И по сей день образцы древнерусской живописи украшают стены многих музеев мира и частные коллекции.

Что называется иконой? (Икона – с греческого “образ”)

6. Проследим этапы творения иконы иконописцем.

Задание на доске. Выстроить при помощи стрелок последовательность работы художника.

Выполнение задания № 2 в инд. листах. Выстроить при помощи стрелок последовательность работы художника.
7. Репродукции картин и икон

Технологию творения иконы мы выяснили. А чем отличается икона от картины?

Задание на доске. Распределить репродукции произведений на две группы: иконы и картины

Выполнение задания № 3 в инд. листах. Вставить в тексте пропущенные слова.
8. Иконы, изображающие Христа

Кого изображали на иконах? Изображали образы по иконографическим канонам. Что это значит?

Задание на доске. Подписать иконографические типы Христа.

Выполнение задания № 4 в инд. листах. Подписать иконографические типы Христа.
9. Карта современной России и образа Богоматери

Особо почитаем на Руси и у нас на Дону образ Богоматери.

Почему?

Шесть чудотворных образов, защищают нашу Родину по сторонам света.

Задание на доске. Разместить образы на карте нашей Родины.

Выполнение задания № 5 в инд. листах. Соотнести образы Богоматери и стороны света, которые они защищаю.
10. Зал письменности и декоративного искусства.

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней полутьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И.А. Бунин

11. Русская азбук

Книги – величайшее сокровище человечества. Это молчаливые хранители истории.

Всем известно, что создавая русскую азбуку, Кирилл и Мефодий зашифровали в ней поучения русским людям.

Задание на доске. Найти в азбуке зашифрованные нравоучительные фразы, выделить их и перевести на современный язык .

12. Зал музыки.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Аристотель

Особенности русской духовной музыки.

Отодвигаем “шторку”.

Одно из самобытных явлений русской культуры – колокольные звоны.

Смотрим видео.

13. Колокола

Задание. Какие звоны вы слышите?
14. Итог урока.

Задание. Составьте синквейн по изученной теме.

Учитель. Еще одна важная составляющая русской культуры – традиции, праздники, обычаи и обряды. На следующем уроке мы сформируем в нашем музее еще один зал “Православные праздники”.

Домашнее задание. Написать эссе и подготовить презентацию на тему “Празднование православных праздников в нашей семье”.