Цель: обобщить знания по теме “Древнерусская культура Х–ХVII вв.”.
Задачи.
- Формирование понимания роли православной культуры в жизни русского народа.
- Совершенствование навыков анализа живописных и архитектурных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным.
- Воспитание чувства прекрасного.
Оборудование.
- Интерактивная доска.
- Эл. пособие к уроку.
Для учащихся.
Индивидуальные листы для работы.
Схема урока.
- Актуализация темы, выявление проблемы.
- Работа над созданием залов виртуального музея.
- Составление схемы залов музея.
- Заполнение зала архитектуры.
- Заполнение зала живописи.
- Заполнение зала письменности и декоративного искусства.
- Заполнение зала музыки.
- Составление синквейна “Древнерусская культура”.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
№ | Содержание страницы | Сопровождение | |
1. | Видео, эпиграф урока | Актуализация темы, выявление
проблемы. Показ видеоролика. Учитель. На одном из форумов в интернете я прочитала такую фразу “Зачем так глубоко изучать древнерусскую культуру: знать об иконографии, о малоизвестных храмах, о духовной музыке. Это лишняя информация, которая никак не поможет при сдаче ЕГЭ”. Мне хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. (Ответы учеников) Итак, православная культура - необходимая составляющая жизни русского народа. Вспомним что же такое культура. (Ученик составляет схему на доске, проговаривая) |
|
2. | Скрытая схема расположения залов | Учитель. На уроках МХК мы
совершали увлекательное путешествие в мир
Древней русской православной культуры. Мы
познакомились с удивительными произведениями
древних мастеров. Чтобы наши знания послужили другим поколениям гимназистов, я предлагаю создать виртуальный музей Древнерусской культуры, куда мы поместим все наши самые интересные находки. В каждом зале музея будет представлено одно из направлений развития древнерусского искусства. Вспомним, какие виды искусства развивались в Древней Руси и обозначим соответствующие залы. Приступаем к формированию экспозиции залов. (Учащиеся называют залы, на интерактивной доске появляются названия залов на схеме) |
|
3. | Зал архитектуры. | Первый зал нашего музея посвящен
Архитектуре. Какие особенности древнерусской архитектуры мы можем отметить? (Крестово-купольное сооружение, форма купола и т.д.) |
|
4. | Карта Древней Руси и фото Храмов | Назовите центры развития
культуры на Руси. (Киев, Новгородское, Владимиро-Суздальское княжество, Москва) Задание на доске. Разместить, прокомментировав фото храмов на карте Древней Руси. |
|
Выполнение задания № 1 в инд. листах. Подпишите название храма и его географическое положение. (Приложение 1) | |||
5. | Зал живописи. | Одно из ярких явлений
древнерусская иконопись. Именно на Руси икона
поучила наибольшее распространение. И по сей
день образцы древнерусской живописи украшают
стены многих музеев мира и частные коллекции. Что называется иконой? (Икона – с греческого “образ”) |
|
6. | Проследим этапы творения иконы
иконописцем. Задание на доске. Выстроить при помощи стрелок последовательность работы художника. |
||
Выполнение задания № 2 в инд. листах. Выстроить при помощи стрелок последовательность работы художника. | |||
7. | Репродукции картин и икон | Технологию творения иконы мы
выяснили. А чем отличается икона от картины? Задание на доске. Распределить репродукции произведений на две группы: иконы и картины |
|
Выполнение задания № 3 в инд. листах. Вставить в тексте пропущенные слова. | |||
8. | Иконы, изображающие Христа | Кого изображали на иконах?
Изображали образы по иконографическим канонам.
Что это значит? Задание на доске. Подписать иконографические типы Христа. |
|
Выполнение задания № 4 в инд. листах. Подписать иконографические типы Христа. | |||
9. | Карта современной России и образа Богоматери | Особо почитаем на Руси и у нас на
Дону образ Богоматери. Почему? Шесть чудотворных образов, защищают нашу Родину по сторонам света. Задание на доске. Разместить образы на карте нашей Родины. |
|
Выполнение задания № 5 в инд. листах. Соотнести образы Богоматери и стороны света, которые они защищаю. | |||
10. | Зал письменности и декоративного искусства. |
|
|
11. | Русская азбук | Книги – величайшее сокровище
человечества. Это молчаливые хранители истории. Всем известно, что создавая русскую азбуку, Кирилл и Мефодий зашифровали в ней поучения русским людям. Задание на доске. Найти в азбуке зашифрованные нравоучительные фразы, выделить их и перевести на современный язык . |
|
12. | Зал музыки. | Музыка способна оказывать
известное воздействие на этическую сторону души.
Аристотель Особенности русской духовной музыки. Отодвигаем “шторку”. Одно из самобытных явлений русской культуры – колокольные звоны. Смотрим видео. |
|
13. | Колокола | Задание. Какие звоны вы слышите? | |
14. | Итог урока. Задание. Составьте синквейн по изученной теме. |
Учитель. Еще одна важная составляющая русской культуры – традиции, праздники, обычаи и обряды. На следующем уроке мы сформируем в нашем музее еще один зал “Православные праздники”.
Домашнее задание. Написать эссе и подготовить презентацию на тему “Празднование православных праздников в нашей семье”.