Образовательная программа дополнительного образования детей "Роза ветров"

Разделы: Внеклассная работа


Программа дополнительного образования “Роза ветров” имеет естественнонаучную направленность и разработана на основе программ: “Человек и природа” РК “Новгородский край” государственного образовательного стандарта – В.Новгород. НРЦРО, 2000., Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Туризм и краеведение” М. "Просвещение" 1982, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн “Пешеходный туризм”.

Данная образовательная программа составлена исходя из потребностей учащихся, желающих проявить себя в экстремальных природных условиях, освоить технику пешеходного туризма, научиться жить в гармонии с природой, получить дополнительные знания об особенностях природы населения и хозяйства своей Малой Родины.

Программа туристко-краеведческого кружка “Роза ветров” оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей” и реализуется среди детей в возрасте 12-17 лет (разновозрастные группы) муниципального общеобразовательного учреждения “Гимназия “Логос” г. Чудово Новгородской области.

Программа дополнительного образования “Роза ветров” ориентирована на организацию разнообразной деятельности обучающихся, в основе которой лежат:

Наблюдение, экспериментирование, планирование собственной деятельности, коммуникативное взаимодействие, развитие навыков ориентирования в пространстве, тренировка глазомера, умение управлять двигательными действиями при работе с туристическим снаряжением, развитие исследовательских навыков.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: создание условий для формирования активной жизненной позиции. Овладение туристическими навыками.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

обучающие:

- пробуждать интерес к познанию природы родного края, хозяйственной и культурной деятельности населения;

- обучать навыкам оказания первой помощи в экстремальных условиях

- знакомить с историей формирования природы своей местности;

развивающие:

- развивать логическое мышление, умение рассуждать, умение делать правильные выводы;

- развивать навыки самообслуживания и туристического быта;

- развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;

- создавать условия для активной познавательной и практической деятельности обучающихся;

- развивать навыки работы с топографической картой и картой спортивного ориентирования;

- формировать навыки работы с туристическим снаряжением;

воспитывающие:

- повышать уровень экологической культуры;

- воспитывать выдержку, выносливость;

- способность к толерантному общению;

- воспитывать ответственность, целеустремленность, способность к взаимопомощи взаимовыручке и сотрудничеству;

- воспитывать чувство патриотизма средствами краеведческого материала;

- развивать умение проводить самоанализ деятельности.

Педагогическая целенаправленность данной программы обусловлена тем, что в основе занятий дополнительного образования лежит концепция экологического образования и его значение в интеллектуальном и творческом развитии человека.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент. Её актуальность заключается в том, что программа дополнительного образования позволяет осуществлять комплексный подход в формировании личности, опирающийся на субъектный опыт ребёнка, на его познавательную творческую деятельность на локальном уровне.

Новизна программы заключается в объединении краеведческого, географического и туристско-практического подхода к обучению и воспитанию детей, позволяющего сформировать у ребёнка собственное миропонимание через практическое познание окружающей действительности.

Между разделами программы существует преемственность с одной стороны и, внутренние взаимосвязи - с другой. Раскрытие содержания многих теоретических вопросов проводится непосредственно во время походов и экскурсий. И, наоборот, без практической деятельности в полевых условиях невозможно глубоко и правильно освоить отдельные теоретические вопросы.

Реализация разделов программы идёт комплексно, единой нитью в процессе обучения. Во время проведения одного занятия, например, похода, могут изучаться темы нескольких разделов. Такой подход обеспечивает возможность “включиться” в деятельность детям по какой-либо причине пропустившим занятия, а так же выявить возможные взаимосвязи между объектами природы и человеческой деятельностью, провести необходимые эксперименты и исследования.

Программа предусматривает возможность начать обучение с любого уровня, независимо от первоначальной подготовки. Записаться в объединение можно в течение всего учебного года.

Используя туристско-краеведческие возможности своей местности, программа ДО “Роза ветров” предусматривает организацию разнообразной деятельности (наблюдение, экспериментирование, соревнования, походы, экскурсии и т.д.), в результате которой учащиеся самостоятельно приобретают практически-значимые знания умения и навыки, идёт развитие экологической культуры, творческих и коммуникативных способностей, осуществляется патриотическое воспитание личности.

Данный подход очень важен не только для формирования миропонимания и индивидуального взгляда на мир ребёнка, осознания им себя частицей развивающегося Мира и участником жизни на Земле, но и способствует формированию ключевых компетенций обучающегося: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса МОУ “Гимназия “Логос” г.Чудово Новгородской области. В рамках модификации изменено содержание более 40% программы за счёт включения местного краеведческого материала, а так же увеличено количество часов с 68 до 72 на каждый год обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 12-17 лет.

Сроки реализации образовательной программы:

1-2 год обучения – 2 часа в неделю (походы и экскурсии по выходным дням и на каникулах) – 72 учебных часа в год. Общее количество часов – 144.

Форма и режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей:

1 год обучения (6-10 класс) – наполняемость групп – до 15 человек.

2 год обучения (7-11 класс) – наполняемость групп - до 15 человек.

В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам: смена места жительства, смена учебного заведения, по медицинским показаниям, в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Основная форма проведения теоретических занятий – аудиторная групповая. Форма практических занятий – учебное занятие на учебно-тренировочной площадке, учебно-зачётное соревнование, экскурсия, учебный поход, оздоровительный поход, поход выходного дня, спортивный категорийный поход, туристский слёт.

Программа предполагает также наряду с групповой формой работы парную и индивидуальную формы, с учетом способностей и индивидуальных особенностей обучающихся. Такой подход способствует формированию устойчивой положительной мотивации к предмету, развитию познавательной активности учащихся, самоорганизации.

Продолжительность занятий:

Первый год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа, походы выходного дня – 1 раз в месяц с учётом погодных условий, или во время каникул.

Второй год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа, походы выходного дня - 1 раз в четверть с учётом погодных условий; учебные походы с ночлегом (весна-лето) во время каникул, итоговый категорийный поход или турслёт.

Ожидаемый результат. Требования к знаниям и умениям.

К концу первого года обучения участники объединения должны знать:

- Правила по технике безопасности в походах

- Способы подачи сигналов МКС

- Правила движения на туристическом маршруте

- Способы ориентирования в лесу по местным признакам и компасу

- Особенности природных условий Чудовского района (географическое положение, ледниковые формы рельефа, проблемы и роль малых рек, обитателей лесов, болот, озёр)

- Правила организации туристического быта

К концу первого года обучения участники объединения должны уметь:

- Оказать первую помощь пострадавшему

- Ориентироваться с компасом в лесу и по карте спортивного ориентирования

- Вести дневник фенологических наблюдений в походе

- Укладывать правильно рюкзак

- Устанавливать палатку

- Вязать туристические узлы (прямой, схватывающий, проводник, встречный, восьмёрку, стремя, удавку)

- Преодолевать препятствия, используя турснаряжение (спуск, подъём, переправа по бревну)

- Выполнять обязанности в походе (костровой, дежурный, завхоз и др.)

- Овладеть навыками простейших исследовательских работ

- Оформлять отчеты о походах и экскурсиях

К концу второго года обучения участники объединения должны знать:

- Особенности ЭГП Чудовского района, планировки г. Чудово

- Природные ресурсы района и их применение

- Особенности населения района и их основные занятия и традиции

- Промышленные предприятия района, их специализацию, продукцию

- Виды сельскохозяйственной деятельности, продукцию сельского хозяйства района

- Этапы и методы исследовательской деятельности

- Памятники природы Чудовского района

- Съедобные и охраняемые растения Чудовского района

- Правила техники пешеходного туризма

- Условные знаки карт спортивного ориентирования и правила работы с ними

- Правила оказания помощи пострадавшим и способы их транспортировки

К концу второго года обучения участники объединения должны уметь:

- Самостоятельно составлять маршрут похода

- Выбирать снаряжение, одежду и обувь, учитывая специфику похода, трудность и погодные условия

- Составлять меню и рассчитывать стоимость продуктов, согласно рекомендуемым нормам

- Преодолевать водные преграды, завалы и другие препятствия, используя соответствующеетурснаряжение

- Разбивать бивак и организовывать туристический быт

- Читать карты спортивного ориентирования и ориентироваться на местности, используя карту и компас

- Работать с местной периодической печатью, статистическими данными, с целью получения нужной информации

- Разрабатывать программу и проводить запланированные исследования

- Осуществлять необходимую корректировку деятельности, вести записи в полевых условиях

- Оформлять результаты исследований, экскурсий и походов

- Проводить посильную природоохранную работу на местности

Содержание разделов курса

Первый год обучения

Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. (2 часа)

Теория: Организация и планирование работы объединения. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с правилами оказания первой помощи пострадавшему.

Практические занятия: Оказание помощи условному пострадавшему при различных травмах.

Тема 2. Начальная подготовка туриста. (30 часов)

Теория: Способы подачи сигналов МКС. Правила движения на туристическом маршруте.

Способы ориентирования в лесу по местным признакам и компасу. Личное и групповое снаряжение туриста, правила укладки рюкзака, установки и сборки палатки. Туристическое снаряжение и работа с ним. Основные туристические узлы: прямой, схватывающий, проводник, встречный, восьмёрка, стремя, удавка и их применение.Нормы переходов (строй, темп, режим, интервал, построение цепочки), их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны с различными почвенно-растительными условиями с использованием турснаряжения. Пищевой режим туриста, организация питания в полевых условиях. Правила разбивки бивака и организации туристического быта. Виды костров, правила их разведения и поддержания, дежурство у костра. Особенности ведения дневника в походе, правила фенологических наблюдений. Обязанности старосты, костровых, завхоза, санитара, дежурных.

Практические занятия: Укладка рюкзака. Ремонт снаряжения. Установка и сборка палатки. Вязка узлов. Учебная тренировка “Движение по склонам с наведением перилл”. Подготовка к походу. Составление меню, закупка продуктов. Разбивка бивака в походе, организация туристского быта.

Поход выходного дня по пересечённой местности с использованием снаряжения. Выполнение поручений и обязанностей обучающимися в походе. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Учебные тренировки по технике пешеходного туризма. Соревнования по ориентированию на местности.

Тема 3. Географическое краеведение. (Природные условия Чудовского района). (23 часа, включая изучение природных комплексов во время походов и экскурсий.)

Теория: Природные условия Чудовского района. Географическое положение района. Ледниковые формы рельефа на территории района. Проблемы и роль малых рек. (Кересть, Полисть, Пчевжа, Оскуя). Особенности растительного мира Чудовского района.

Обитатели местных лесов, болот, озёр. Промысловые животные. Виды природных комплексов на территории района. Географическое положение отдельных, уникальных природных комплексов. (Парк им.1 мая, Хомутова гора, дубравы Маглынскогоручья, сосновый бор у карьеров “Облучье”, берег реки Кересть у дер. Корпово.) Особенности планировки города Чудово. Зелёная зона города, размещение предприятий в черте города. Охраняемые территории района. Растения и животные красной книги на территории Чудовского района.

Практические занятия: Работа с картой Новгородской области. Определение географического положения Чудовского района. Описание ледниковых форм рельефа района во время походов. Экскурсия на берег реки Кересть. Характеристика реки. Сбор гербария травянистых растений своей местности. Определение растений. Описание природных комплексов по имеющимся данным. Экскурсия или поход на один из природных комплексов. Оформление отчётов. Чтение плана города. Игра “Найди объект”. Работа с гербарными материалами.

Тема 4. Организация простейшей исследовательской деятельности. (17 часов)

Теория: Знакомство с методами и этапами исследований в полевых условиях. Планирование исследований. Поиск информации в различных источниках. Описание природных комплексов своей местности.

Практические занятия: Сбор фактического материала во время походов и экскурсий. Ведение записей во время “полевых” работ. Обработка собранных материалов. Оформление отчётов о походах и экскурсиях.

Второй год обучения

Тема 1. Введение. Техника безопасности. (4 часа)

Теория: Техника безопасности во время проведения походов и экскурсий. Способы оказания первой помощи в условиях похода. Способы транспортировки пострадавших.

Практические занятия:Планирование работы кружка и разработка маршрутов походов. Изготовление носилок для транспортировки пострадавшего. Оказание первой помощи.

Тема 2. Общая туристическая подготовка. (30 часов, включая учебные тренировки и походы)

Теория: Подготовка туриста к походам и соревнованиям. Самоподготовка к походу: выбор снаряжения, одежды, и обуви, с учётом специфики похода, трудности и погодных условий. Назначение турснаряжения и работа с ним. (Верёвки основные и вспомогательные, карабины, системы обвязки, репшнуры, перчатки, альпеншток). Правила техники пешеходного туризма. Условные знаки карт спортивного ориентирования и правила работы с ними. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте, осуществление страховки. Организация питания в походе.

Практические занятия: Вязка туристических узлов. Работа с системами обвязки и карабинами. Учебные тренировки по использованию турснаряжения. Сбор рюкзака к походу. Меню, расчёт стоимости продуктов, согласно рекомендуемым нормам. Проведение походов различной целенаправленности. Разбивка и сворачивание бивака, организация туристического быта. Преодоление водных преград и других препятствий с использованием турснаряжения.

Тема 3. Географическое краеведение. (Особенности хозяйства и населения района). (18 часов, включая экскурсии и исследования).

Теория: Особенности экономико-географического положения Чудовского района. Транспортные магистрали района. Полезные ископаемые района (торф, известняки, песок), история их освоения. Лесные ресурсы Чудовского района. Водные и рекреационные ресурсы района.

Особенности населения района. Численность и размещение населения. Знаменитые люди Чудовской земли. Национальный состав населения города Чудово и Чудовского района. Типы населённых пунктов в районе. Условия жизни людей в сельских населённых пунктах и городе Чудово.Трудовые ресурсы и занятость населения. Факторы, определяющие отраслевую структуру хозяйства района. Специализация и продукция предприятий района. Виды сельскохозяйственной деятельности на территории района. Растениеводство и животноводство Чудовского района. Предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Размещение Памятников природы по территории района. Описание ООПТ (Урочище Кава, ботанический памятник “Дубравы”, Маглынский ручей). Основные виды охраняемых растений и животных Чудовского района. Правила поведения в природе.

Практические занятия: Оценка ЭГП района по карте Новгородской области. Обозначение на карте района мест связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края. Экскурсия на предприятие. Отчёт об экскурсии. Проведение природоохранной работы на местности. Природоохранные акции.

Тема 4. Исследовательская деятельность. (20 часов)

Теория: Этапы исследовательской деятельности. Планирование исследовательской деятельности во время походов и экскурсий. Корректировка деятельности. Результаты исследовательской деятельности и способы их оформления.

Практические занятия:Разработка программы исследований. Изучение памятников природы своего района. Сбор фактического материала об объектах исследований из различных источников и на местности. Обработка материалов и ведение записей в полевых условиях. Необходимая корректировка деятельности. Обработка результатов исследований природных объектов. Выводы. Оформление отчётов.

Учебно-тематический план. (Приложение 1)

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей. (Приложение 2)

Участие в турслётах. (Приложение 3, Приложение 4)

Литература для преподавателей

  1. Алексеев Н.Г. , Леонович А.В. Критерии эффективности обучения исследовательской деятельности учащихся. - М.: Народное образование, 2001.
  2. Барышева Н.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. - В.Новгород: НРЦРО, 1999.
  3. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: ИУУ, 1996.
  4. Куликов В.М., Роттштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: Владос, 1999.
  5. Муравьёв А.Г. и др. Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. - С-Петербург: Крисмас, 2003.
  6. Программа РК “Человек и природа”, “Новгородский край”. - В.Новгород: НРЦРО, 2000.
  7. Природа, население и хозяйство Чудовского района. Монография. – В.Новгород, 2007.

Литература для обучающихся

  1. Атлас Новгородской области.
  2. Бочкарёва Н.Ф. Экология России 8-9 класс. – Калуга: Золотая аллея, 1995.
  3. География и геология Новгородской области. Учебное пособие.
  4. Дэвис Б. Основы выживания в экстремальной ситуации. - М.: Эксмо, 2003.
  5. Чудово и Чудовский район. Альбом. - Лики России, 1997.
  6. Я+Природа. Плешаков Е. Справочное пособие. - Воронеж, 1997.