Урок химии по теме "Сера. Свойства серы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока. 

  1. Сформировать у учащихся основные представления о сере как о химическом элементе и простом веществе.
  2. Изучить аллотропные модификации серы.
  3. Рассмотреть окислительно-восстановительные свойства серы.
  4. Познакомить с практическим применением серы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная эвристическая беседа, работа в малых группах (по парам), самостоятельная работа обучающего характера.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация в программе PowerPoint, коллекция минералов, реактивы: сера, железо, пробирки, штатив для пробирок, шпатель, химический стакан, спиртовка, держатель для пробирок.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

Выполнение теста по теме “Кислород”. (Приложение 1)

2. Актуализация знаний и мотивация на получение новых знаний

Учитель:  Бедному элементу Х совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозится сжечь У, справа – отравить ядовитый Z, а живущий слева тихий иногда начинает буянить и уж совсем не ясно чего от него ждать – либо отравит, либо подожжёт квартиру (он ведь входит в состав спичек). Но когда S успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех этим радует. Кто такой X и кто его соседи [2]?

Учащиеся: X – это сера, У – кислород,Z – хлор, S – фосфор.

Учитель: Вы правы – это сера. Как вы узнали?

Учащиеся: По свойствам, по положению химических элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Кислород - газ, поддерживающий горение. Химический элемент кислород в Периодической системе находится над серой. Справа по периоду от серы расположен хлор. Хлор является токсичным удушливым газом, при попадании в лёгкие вызывает удушье. Слева по периоду расположен фосфор, входящий в состав спичек и способный к свечению.

Учитель: Сегодня нам предстоит знакомство со свойствами химического элемента и вещества серы. (Приложение 2)

3. Изучение нового материала

Открытие серы (сообщение учащегося). (Слайды 2-4)

Характеристика химического элемента. (Слайд 5)

Учитель: Охарактеризуйте положение серы в Периодической системе (порядковый номер, номер периода, группы, подгруппа, относительная атомная масса) напишите строение атома (заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов, строение электронной оболочки).

На основе строения атома, предположите возможные степени окисления серы и сделайте выводы об основных свойствах серы (ответы учащихся).

Нахождение серы в природе. (Слайд 6)

Сера широко распространена в природе: массовая доля этого элемента в земной коре составляет 0,05%. Встречается сера в свободном (самородном) состоянии и связанном виде: сульфатном и сульфидном.

Рассказ о важнейших природных соединениях серы и использовании этих минералов человеком. (Слайды 7-10)

Физические свойства – учащиеся знакомятся с физическими свойствами простого вещества – серы, выполняя лабораторный опыт.

Лабораторный опыт 1. Рассмотрите образец серы, определите: агрегатное состояние при н.у.; цвет; растворимость в воде.

Вывод: Сера - это твердое вещество, желтого цвета, нерастворимая в воде. (Слайды 11-13)

Учитель: Сера существует в трёх аллотропных модификациях. Что такое аллотропия? Какие ещё вы знаете элементы, образующие аллотропные модификации?

Учащиеся: Аллотропия – свойство химического элемента образовывать несколько простых веществ. Кислород имеет две аллотропные модификации: кислород (О2) и озон (О3); углерод – алмаз и графит.

Демонстрация получения пластической серы из ромбической. (Слайды 14-15)

Химические свойства серы. (Слайды 16-19)

Учитель: Как вы думаете, с какими веществами будете реагировать сера?

Учащиеся: С металлами, неметаллами, возможно со сложными веществами.

Учитель: Какими свойствами - окислительными или восстановительными обладает сера? (Учащиеся выдвигают гипотезы)

Сера при обычных условиях реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром. (Слайд 16)

  • S0 + 2 Na0 = Na+1S-2
  • S + Hg = HgS

Ребята, а где может использоваться данная реакция? Вспомните, какими свойствами обладает ртуть (ответы учащихся).

Учитель: Ртуть обладает высокой летучестью. Её пары ядовиты. Эта реакция лежит в основе удаления и обезвреживания ртути, например из разбитого медицинского термометра. Капельки ртути, видимые глазом, можно собрать на лист бумаги. Места, из которых ее нельзя извлечь, засыпают порошком серы. Сера и ртуть вступают в реакцию при соприкосновении. В результате образуется химически инертное и безвредное вещество.

При нагревании сера реагирует с другими металлами, например с железом. Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие железа и серы.

  • Взаимодействие с неметаллами. (Слайд 17, 18)

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции серы с водородом и кислородом, составляют окислительно – восстановительные схемы. Затем идет проверка выполненного задания.

  • Взаимодействие со сложными веществами. (Слайд 19)

Самостоятельная работа – учащиеся по вариантам составляют электронный баланс и расставляют коэффициенты в уравнениях реакций:

  • 1 вариант – взаимодействие серы со щелочью,
  • 2 вариант – взаимодействие серы с концентрированной азотной кислотой,
  • 3 вариант – взаимодействие серы с углем и нитратом калия,
  • 4 вариант – взаимодействие серы с бертоллетовой солью.

Самопроверка выполненного задания. (Слайд 20)

Рассказ о применении данных химических реакций: реакция взаимодействия нитрата калия (калийной селитры), серы и древесного угля лежит в основе получения дымного пороха, который в настоящее время используется в фейерверках.

Взаимодействие серы с бертолетовой солью лежит в основе “работы” спичек. Смесь красного фосфора и сульфида сурьмы (III) с помощью клея наносят на боковую поверхность спичечного коробка. Головку спички готовят из бертолетовой соли, серы, стеклянного порошка и клея. Под действием трения красный фосфор загорается благодаря кислороду бертолетовой соли. Он и поджигает головку спички. В ней вспыхивает сера или сульфид сурьмы (III). А затем уже загорается дерево.

Получение и применение серы. (Слайд 21-22)

Среди вещей, окружающих человека, много таких, для изготовления которых нужны сера и ее соединения. Ткани и лекарства, косметика и пластмассы, бумага и резина, эбонит и спички, порох и краска – вот не полный перечень вещей и веществ, для производства которых нужна сера. Для того чтобы изготовить, например, автомобиль, требуется израсходовать около 14 кг серы.

Главный потребитель серы – химическая промышленность. Примерно половина добываемой в мире серы идет на производство серной кислоты. Её не зря называют “хлебом химической промышленности”.

Сера применяется и в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений и препаратов для борьбы с вредителями.

Биологическое значение серы. (Слайд 23)

Учитель: Сера – жизненно важный элемент. Она входит в состав белков. Особенно много серы в белках волос, шерсти, ногтей (входит в состав коллагена, кератина и меланина). Является составной частью биологически активных веществ организма: витаминов и гормонов (инсулин).

Сера участвует в окислительно-восстановительных процессах организма. При её недостатке в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, выпадение волос. Она улучшает работу нервной системы; повышает иммунитет; оказывает противоаллергическое воздействие; укрепляет мышечную ткань (особенно в период активного роста у детей и подростков)

4. Рефлексия

Проверим себя. (Слайд 24)

5. Подведение итогов урока.

Выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание: параграф 22, упр. 1, 3.