Урок биологии по теме "Вирусы"

Разделы: Биология


Задачи: познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни человека, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих в связи с опасностью заражения ВИЧ, распространением СПИДа.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Актуализация знаний учащихся.

Что вам известно о вирусах?

Высказывают свое мнение
II. Изучение нового материала.

Тема: Вирусы (1 слайд презентации Приложение 1)

Объявление целей урока. (3 слайд)

Далее урок ведут учащиеся-дублеры, получившие опережающие задания, учитель осуществляет техническую поддержку урока.

1. Общая характеристика вирусов, история открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии. (Рассказ об истории открытия вирусов и развитии вирусологии. 4 слайд.)

2. Химический состав и строение вирусов, сравнительные размеры. (Сообщение об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов. 5-7 слайды.)

3. Механизм взаимодействия вирусов с клеткой, размножение вирусов. (8 слайд). Размножение вирусов на примере бактериофага (9 слайд, демонстрация модели “Бактериофаги” - учебный диск “Открытая биология”)

4. Роль вирусов в природе и жизни человека. (10,11 слайды, переход по ссылке на 15 слайд)

5. СПИД – опасность заражения. (Рассказ 2 ученика-дублера,15 слайд)

6. (Дополнительный материал). Происхождение вирусов (12 слайд), классификация вирусов (13 слайд)

 

Записывают в тетрадь тему урока.

 

 

 

 

Рассказ 1 ученика - дублер.

Остальные делают краткие записи по ходу объяснения.

 

Рассказ 2 ученика - дублера

 

 

Работа в парах сменного состава с диском “Открытая биология”, модель “Бактериофаги”. 1 группа изучает лизогенный цикл с 1 “дублером”, 2 группа – литический цикл со 2 “дублером”, затем группы меняются

Рассказ 1 ученика-дублера, остальные делают краткие записи по ходу объяснения в тетради.

Рассказ 2 ученика-дублера

Дополнительный материал дается дублерами в зависимости от времени и уровня подготовленности класса

III. Закрепление:

Класс делится на 2 команды под руководством дублеров, обмен вопросами по теме “Вирусы”

Каждая команда придумывает вопрос, задает его другой команде, вопросы задаются по очереди.
IV. Подведение итогов урока. Подведение итогов. Выставление оценок
V. Домашнее задание. Составить памятку “Как не заразиться ВИЧ и уберечься от СПИДа” Запись д/з в дневниках.

Литература

1. Вилляреал Л. Вирус: существо или вещество? Журнал “В мире науки”. Биотехнологии № 3/2005.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. Общая биология. Ч.1, 2. “Дрофа”. 2006.

3. CD “Открытая биология”. Физикон. 2002.