Задачи: познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни человека, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих в связи с опасностью заражения ВИЧ, распространением СПИДа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний учащихся. Что вам известно о вирусах? |
Высказывают свое мнение |
II. Изучение нового материала. Тема: Вирусы (1 слайд презентации Приложение 1) Объявление целей урока. (3 слайд) Далее урок ведут учащиеся-дублеры, получившие опережающие задания, учитель осуществляет техническую поддержку урока. 1. Общая характеристика вирусов, история открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии. (Рассказ об истории открытия вирусов и развитии вирусологии. 4 слайд.) 2. Химический состав и строение вирусов, сравнительные размеры. (Сообщение об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов. 5-7 слайды.) 3. Механизм взаимодействия вирусов с клеткой, размножение вирусов. (8 слайд). Размножение вирусов на примере бактериофага (9 слайд, демонстрация модели “Бактериофаги” - учебный диск “Открытая биология”) 4. Роль вирусов в природе и жизни человека. (10,11 слайды, переход по ссылке на 15 слайд) 5. СПИД – опасность заражения. (Рассказ 2 ученика-дублера,15 слайд) 6. (Дополнительный материал). Происхождение вирусов (12 слайд), классификация вирусов (13 слайд) |
Записывают в тетрадь тему урока.
Рассказ 1 ученика - дублер. Остальные делают краткие записи по ходу объяснения.
Рассказ 2 ученика - дублера
Работа в парах сменного состава с диском “Открытая биология”, модель “Бактериофаги”. 1 группа изучает лизогенный цикл с 1 “дублером”, 2 группа – литический цикл со 2 “дублером”, затем группы меняются Рассказ 1 ученика-дублера, остальные делают краткие записи по ходу объяснения в тетради. Рассказ 2 ученика-дублера Дополнительный материал дается дублерами в зависимости от времени и уровня подготовленности класса |
III. Закрепление: Класс делится на 2 команды под руководством дублеров, обмен вопросами по теме “Вирусы” |
Каждая команда придумывает вопрос, задает его другой команде, вопросы задаются по очереди. |
IV. Подведение итогов урока. | Подведение итогов. Выставление оценок |
V. Домашнее задание. Составить памятку “Как не заразиться ВИЧ и уберечься от СПИДа” | Запись д/з в дневниках. |
Литература
1. Вилляреал Л. Вирус: существо или вещество? Журнал “В мире науки”. Биотехнологии № 3/2005.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. Общая биология. Ч.1, 2. “Дрофа”. 2006.
3. CD “Открытая биология”. Физикон. 2002.