Цели.
Тип урока. Изучение нового материала.
Метод урока. Смешанный (комбинированный).
Оборудование. Физическая карта мира, картины “Равнины”, “Овраг”, схема “Различие равнин по высоте”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос.
А) Повторение терминов: горы, различие гор по высоте, горный хребет, горная система, относительная и абсолютная высота.
Б) Чтение стихов, загадывание загадок на данную тему.
III. Изучение нового материала.
Мы изучили одну из двух основных форм рельефа – горы. А еще, какие формы рельефа вы знаете? (Сообщение темы и цели урока)
Равнины всегда были для людей доступнее гор, поэтому они больше заселены, освоены и лучше изучены человеком. Знание о равнинах помогает людям использовать богатые природные ресурсы равнинных территорий: полезные ископаемые, пресные воды рек и озер, плодородные почвы, ресурсы растительного и животного мира. Вот почему изучению равнин предается большое значение. Что же такое равнины? (Читается запись на доске)
Равнины по характеру поверхности бывают плоские и холмистые. (Схема)
Скажите, пожалуйста, по-вашему, какую равнину можно назвать плоской? (Ответы учащихся). Плоской называют равнину на которой нет заметных неровностей – поднятия и понижения. К плоским равнинам относят, например Западно-Сибирскую равнину в нашей стране и Ла-Платскую низменность в Южной Америке.
Рельеф холмистых равнин более разнообразен. Здесь холмы – отдельные возвышения округлой формы чередуются с понижениями.
По характеру поверхности, какие бывают равнины? (Ответы)
(Схема дополняется).
Из-за того, что равнины бывают и плоские, и холмистые, они еще будут отличаться и по абсолютной высоте (схема “Различие равнин по высоте”).
Равнины имеющие абсолютную высоту до 200 метров, называются низменностями. На карте обозначают зеленым цветом. С 200 до 500 – возвышенности, обозначают на карте желтым цветом. Свыше 500 метров – плоскогорье, обозначаются оранжевым цветом.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала.
1. 2 ученика по памяти делают чертеж.
2. Определить по картинкам плоские и холмистые равнины.
3. Определение положения Республики Татарстан на карте.
Откройте карту России, найдите город Казань. Определите, на какой равнине находится территория нашей республики. Какая равнина по характеру поверхности? Как узнали? Какие повышения? И следовательно, Восточно-Европейская равнина – холмистая равнина.
4. Выступление учащихся.
- Изменение равнин по времени.
- Значение равнин.
5. Домашнее задание. Параграф 21. Обозначить на контурной карте данные в тексте параграфа географические объекты.
Дополнительное задание для сильных учащихся – заполнить таблицу.
Название равнины | В какой части света находится | Наибольшая высота |
Валдайская | ||
Среднерусская | ||
Прикаспийская | ||
Восточно-Европейская | ||
Западно-Сибирская | ||
Среднесибирское | ||
Аравийская | ||
Декан |
V. Итог урока.
VI. Выставление оценок.