На протяжении многих лет я работала над развитием познавательных и творческих способностей учащихся и убедилась в том, что игра всегда вызывает особый интерес учащихся в любом возрасте. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Таким образом, уроки – игры помогают в решении основной задачи обучения математике в школе - обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Цели игры:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- содействовать развитию математического мышления учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, навыки групповой самоорганизации, умение вести диалог, упорство и настойчивость для достижения цели.
Задачи.
Контролирующая. Определение уровня знаний и умений учащихся, сравнение планируемого результата с действительным, анализ эффективности методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация.
Развивающая. Развитие познавательной активности учащихся, внимания, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, развитие коммуникативных навыков (умение работать в группах)
Абака для математиков
Математическая абака (или “математический покер”) — новая командная игра. Хотя название и созвучно слову “абак”, означающему разновидность счётов (специальной счётной доски), оно происходит от названия компьютерной игры Аbаса, представляющей собой покер на кубиках для двух игроков. Именно из этой игры заимствована идея бонусов за горизонталь и вертикаль.
Число игроков в команде - 6.
Правила
Ход игры и подведение итогов. В игре участвуют не менее двух команд. Все задачи выдаются для решения всем командам одновременно. Основным зачетным показателем является общее количество набранных очков (включая призовые очки — “бонусы). В случае равенства очков у нескольких команд, более высокое место занимает команда, набравшая большую сумму бонусов. При равенстве и этого показателя — команды считаются разделившими место.
Решение задач. Каждой команде предлагается для решения 6 тем, по 3 группы заданий в каждой теме. Принимается точный и полный ответ. Задания каждой темы сдаются командами по порядку, от 1-го до 3-го (например, у команды не возьмут ответ на третье задание, пока она не сдала ответы на первые два). На каждое задание отводится один “подход” (одна попытка сдать ответ). “Стоимость” первого задания каждой темы — 10 очков, второго — 20, третьего - 30 очков. (Таким образом, не считая бонусов, команда может заработать за выполнение заданий 360 очков (6 ? 60.)). “Стоимость” каждого задания делится между задачами, предложенными в этом задании и обговаривается для каждой задачи отдельно заранее. Таким образом, каждый найденный ответ приносит команде соответствующую часть “стоимости”.
Бонусы. Каждая команда дополнительно может заработать бонусные очки:
- за правильное решение всех задач одной темы (“бонус-горизонталь”) — 50 очков;
- за правильное решение задач с одним и тем же номером во всех темах (“бонус-вертикаль”) “стоимость” задачи с этим номером.
Супербонусы. Команды, получившие каждый из шести возможных бонус-горизонталей и каждый из трёх бонус-вертикалей, удваивают свои бонусные баллы.
Окончание игры. На решение заданий отводится заранее определенное время (80 минут). Игра для команды заканчивается, если у нее закончились несданные задачи или истекло общее время, отведенное для игры.
Вводное слово учителя:
Одно из изречений древнекитайского мыслителя Конфуция гласит:
“Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это самый легкий и путь опыта – это самый горький”.
Сегодня вам понадобится: умение размышлять, умение подражать (точное знание правил и их применение) и опыт (навык преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений). А конечная цель – это приобретение знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов и продолжения образования.
Заблуждались бы математики, если бы,
отбросив самые простые понятия,
стали исследовать трудные…
М.В. Ломоносов
Тема 1. “Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот его никогда не поймёт”. (Приложение 1)
Тема 2. Тригонометрические функции. (Приложение 2)
Тема 3. Обратные тригонометрические функции. (Приложение 3)
Тема 4. Формулы тригонометрии. (Приложение 4)
Тема 5. Преобразование тригонометрических выражений. (Приложение 5)
Тема 6. Тригонометрические уравнения. (Приложение 6)
Протокол игры. (Приложение)
Инструкция для жюри. (Приложение)
Список литературы:
1. Н.Н.Решетников. Материалы курса “Тригонометрия в школе”. Лекции 1–4, 5–8. М.: - Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
2. Г.И. Глейзер. История математики в школе. VII–VIII классы.М.: Просвещение, 1982.
3. А.Р.Рязановский. ЕГЭ 2012. Математика, решение задач. Сдаём без проблем.- М.: Эксмо, 2012.
4. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. ЕГЭ 2012. Математика: типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образования, 2011.
5. Г.И.Ковалёва. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности. – Волгоград. Учитель, 2005.
6. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. М.: Мнемозина, 2005.
Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Л.И. Звавич, Т.А. Корешкова, Т.Н. Мишустина, А.Р. Рязановский, П.В. Семенов; под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2005.