Интеллектуальные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Разделы: Внеклассная работа


На смену ориентации общества на широкую информатизацию всех сфер жизни приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет напрямую зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их личностных возможностей.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Академик А.М.Матюшкин понятие «детская одаренность» трактует как высокие творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо деятельности. Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать новое.

Именно эти 15 – 20 процентов от общего количества детей имеют возможности стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы. Однако, возможность — еще не действительность. К сожалению, в неблагоприятных условиях творческое начало нередко слабеет и даже угасает.

Поэтому от нас, педагогов, во многом зависит как личная судьба одарённых школьников, так и, по большому счету, будущее страны.

Одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне Лицея, система внеурочной исследовательской работы.

В последнее десятилетие в Лицее особый приоритет получили интеллектуальные игры. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит лицеистам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Учитывая значимость интеллектуальных игр в развитии творческого мышления, в Лицее в рамках Программы работы с одаренными детьми создан клуб «Интеллект» (Презентация). Разработана программа его развития, которую педагогический коллектив Лицея предлагает в качестве инновационного проекта работы с одаренными детьми. Идея создания клуба связана с желанием заключить творческий союз «учитель и ученик» в сфере интеллектуальной деятельности.

В Лицее сложилась своя система интеллектуальных игр, которая предоставляет равные шансы и условия детям для проявления способностей и достижения успеха в той или иной отрасли знаний, в творческой или спортивной деятельности.

Работа в клубе проводится по четырем направлениям. Первые два нацелены на развитие интеллектуального движения в Лицее и городе. Другие – на участие лицеистов в очных и дистанционных интеллектуальных конкурсах разного уровня.

Благодаря целенаправленной работе лицейского интеллектуального клуба, наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся в посещении кружков, секций, спецкурсов, растет интерес лицеистов к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.

Практически все обучающиеся проходят через участие в интеллектуальных играх, которые начинаются уже в младших классах. Для Лицея это 5-6 классы. Речь идет об учебных дидактических играх по предмету (природоведение, география, история) и межпредметных играх, которые являются средством формирования познавательного интереса и внимания.

В Лицее проводятся тестовые («Брейн-ринг», «Своя игра») и сюжетные викторины. Примером таких викторин является серия запланированных литературных игр. Игровой сюжет присутствия сказочных и литературных героев позволяет не только разрешить учебные цели, но и вынести на обсуждение морально-этические вопросы современной жизни, обеспечивает мировоззренческое развитие лицеистов. Важно, чтобы игра помогала ребятам испытать чувство сопричастности к тем ценностям и научным понятиям, которые отражают опыт и мысль всего человечества. Такая игра учит мыслить так, как это свойственно для думающего человека.

В практике клуба отработана ролевая стратегия, где успех для достижения цели зависит от определяемой заданной игроку роли. Иллюстрацией сценарной ролевой стратегии является литературный суд, где участникам необходимо вжиться в представляемый на сцене образ и разыграть защиту и обвинение по всем законам судопроизводства. Похожие игры проводятся по химии, истории, информатике, математике.

В последнее время приобрел популярность театральный фестиваль «Горящая свеча», который стал традиционной формой проведения различных праздников в Лицее. Заданная участникам фестиваля роль требует глубоких знаний о представляемой эпохе и в плане существующего этикета, и в литературно-музыкальном самовыражении, поэтому без интеграционных связей с преподавателями музыки, хореографии, живописи просто невозможно.

В боевой стратегии игры доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы), в экономической – через успешное приобретение и продажи. Более десяти лет в Лицее проводится игра по компьютерной экономической программе «Моделирование экономики и менеджмента «МЭМ». Ежегодно лицеисты участвуют в соревнованиях среди студентов и школьников Республики Коми по этой программе.

Особое значение в работе клуба отводится проведению интеллектуальных марафонов для 8-9 и 10-11 классов. Команды формируются из учащихся разных классов. Это способствует сплочению лицейского ученического коллектива в целом, а в частности дает каждому ребенку возможность попробовать себя в новой роли. Часто результаты бывают совершенно непредсказуемыми. Например, в одну команду в результате жеребьевки попадают два сильных физика или биолога. Ставки на ту или иную команду делают и учителя, и сами лицеисты. Пакет заданий готовят учителя. В проведении марафона для 8-9 классов и проверке работ участвуют старшеклассники – члены клуба.

Каждый год клуб ищет новые формы проведения игр. Побывав на Республиканском интеллектуальном марафоне в 2010/201 учебном году, привезли три новые идеи. Две уже реализовали – это спортивное «Что? Где? Когда?» и интеллектуально-краеведческая игра «Бегущий город». На данном этапе разрабатывается стратегия проведения третьей игры – «Эрудит-квартет»

Интеллектуальные конкурсы как площадка личностного самовыражения учащихся позволяют ребятам максимально проявлять свои способности, проверять качество своих знаний, а педагогам – создавать условия для выявления, развития и поддержки одаренных обучающихся, формирования конкурентоспособной личности.

Вдали от культурных и научных центров Лицей сам старается стать муниципальным центром по расширению образовательного пространства. Более 8 лет Лицей проводит ежегодную научно-практическую конференцию «Эврика», которая объединяет юных исследователей города.

В 2008/2009 учебном году Лицей стал инициатором проведения муниципального турнира «Интеллектуальный марафон» и Фестиваля информационных технологий. Это еще один инновационный проект Лицея. В рамках Фестиваля проходит интеллектуальная игра для 5-6 классов «Большая компьютерная регата». Для обучающихся 8-10 классов – игра по компьютерным стратегия и конкурсы по информационным технологиям. В 2011 году Фестиваль получил статус республиканского и проходит при поддержке Коми республиканского института развития образования повышения квалификации.

Лицеистам предоставляется возможность участвовать в очных интеллектуальных играх за пределами Инты. Каждый год Лицей участвует в республиканском интеллектуальном марафоне. А в 2010/2011 учебном году стал участником межрегионального интеллектуального марафона, который проходил в городе Коряжме.

Обучающиеся, увлеченные физикой, выезжают на зональные и всероссийские Турниры юных физиков, которые проводятся на базе Академической гимназии при Санкт-Петербургском университете. Турнир строится на основе интеллектуально-дискуссионной игры «Дебаты».

Испанский философ Грациан сказал: «Знания должны быть в моде, а там, где этого нет, разумно притворяться невеждой» Сегодня перед обществом и перед нами стоит задача: сформировать моду на знания. В наш информационный век это особенно важно. К сожалению, участие лицеистов в очных конкурсах за пределами Инты ограничено нашими финансовыми возможностями. Но мы стараемся компенсировать отдаленность за счет участия в дистанционных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Это еще одно актуальное направление работы клуба.

Обучающиеся Лицея – активные участники Всероссийской игры – конкурса «Инфознайка», Эрудит-марафона учащихся (ЭМУ), Международной олимпиады по основам наук и Интернет-олимпиады «Эрудиты планеты», а также многих других интеллектуальных конкурсов.

Древнее изречение звучит «Non progredi est regredi» («Кто стоит на месте, тот отстает»). Мы всеми силами стараемся не стоять на месте и идти вперед вместе с нашими лицеистами.

А закончить свое выступление хочется стихами Юниной Елены Анатольевны из сборника «Технологии качественного обучения в школе»:


Душа болит за наше поколенье,
Что в спячку в основном погружено.
Нет творческих полетов и горенья,
Рутина, фальшь, бездействие, вино.

Его должны мы подготовить к пониманью
Всей жизни смысла наперед,
Что все едино в этом мирозданье,
И по одним Законам все живет.

Наполнить жизнь его добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.

Из прошлых жизней он несет с собой
Способности, возможности, таланты.
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать бриллианты.