Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, включает в себя тему «Статистические данные» из блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Программа для общеобразовательных учреждений:
- Сборник “Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова, 2-е изд., стереотип.- М. Просвещение, 2009 г.
- Сборник “Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова, 2-е изд., стереотип.- М. Просвещение, 2009 г.
- Стандарт основного общего образования по математике, 2004 г
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Рабочая программа по математике для 9 класса рассчитана на 173 часа из расчета 5 часов в неделю. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики».
Данная программа составлена по двум модулям: «Алгебра» и «Геометрия». На изучение модуля «Алгебра» отводится 105 часов, на модуль «Геометрия» - 68 часов.
Построение курса предполагается в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, геометрии.
Модуль | Наименование темы | Количество часов | Количество контрольных работ |
I | Квадратичная функция | 22 | 1 |
II | Подобие фигур | 17 | 2 |
III | Уравнения и неравенства с одной переменной и их системы | 11 | 1 |
IV | Уравнения и системы уравнений с двумя переменными. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными. | 18 | 2 |
V | Решение треугольников | 10 | 1 |
VI | Прогрессии | 14 | 2 |
VII | Многоугольники | 12 | 1 |
VIII | Элементы статистики и теории вероятностей | 9 | 1 |
IX | Площади фигур | 15 | 2 |
X | Элементы стереометрии | 5 | - |
XI | Итоговое повторение курса алгебры 9 класса | 7 | 1 |
XII | Итоговое повторение курса геометрии 9 класса | 7 | 1 |
Итоговое повторение курса алгебры 7-9 кл (Подготовка к ГИА) | 16 | 1 | |
ИТОГО | 173 | 16 |
Административных контрольных уроков: 2 часа.
Внеплановые контрольные: в зависимости от графика ОО.
В задачи обучения математики входит:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- овладение навыками дедуктивных рассуждений;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса математики учащиеся должны уметь:
- строить график квадратичной функции; находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
- понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
- решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
- решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, используя приемы и формулы для решения различных видов квадратных уравнений, графический способ решения уравнений;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;
- использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
- интерпретации результата решения задач.
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Для более широкого и глубокого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве 9 часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения и умножения вероятностей.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний обучающихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Знания, умения и навыки учащихся по окончанию изучения каждого блоков
Блок «Алгебра»
Тема 1 «Квадратичная функция» (22 ч)
Раздел математики. Сквозная линия
- Функция.
- Уравнения и неравенства.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Квадратичная функция, ее график.
- Координаты вершины параболы, ось симметрии.
- Свойства квадратичной функции.
- Корень n-й степени.
- Степенная функция с натуральным показателем.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу.
- Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
- Уметь определять свойства квадратичной функции по ее графику.
- Уметь описывать свойства квадратичной функции, строить ее график.
- Знать свойства степенной функции с натуральным показателем.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- Понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами.
- Уметь строить график квадратичной функции с помощью параллельных переносов.
- Уметь интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Тема 2 «Уравнения и неравенства с одной переменной» (11 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
- Уравнения и неравенства
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Решение рациональных уравнений.
- Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложение на множители.
- Уравнения, приводимые к квадратным.
- Квадратные неравенства.
- Использование графиков функций для решения неравенств.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь решать квадратные, рациональные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним.
- Уметь решать неравенства с одной переменной.
- Уметь применять графические представления при решении уравнений и неравенств.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- Уметь решать алгебраические уравнения высших степеней и уравнения, сводящиеся к ним.
- Уметь применять метод интервалов при решении неравенств.
Тема 3. «Уравнения и неравенства с двумя переменными» (14 ч)
Раздел математики. Сквозная линия
- Уравнения и неравенства
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Нелинейные системы уравнений.
- Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными.
- Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
- Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь решать несложные нелинейные системы уравнений.
- Уметь применять графические представления при решении уравнений и неравенств.
- Уметь применять графические представления при решении систем уравнений и систем неравенств.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- Уметь решать нелинейные системы уравнений.
- Уметь применять различные методы решения нелинейных уравнений.
- Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
- Уметь находить на координатной плоскости множество решений неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 4. «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (17 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
- Вычисления и числа.
- Выражения и преобразования.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Понятие последовательности.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии.
- Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий.
- Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.
- Решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы нескольких первых членов прогрессий.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- Понимать смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
- Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.
- Решать задачи с применением формул общего члена и нескольких первых членов прогрессий.
Тема 6 «Элементы статистики и теории вероятностей» (9 ч)
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления.
- Множества и комбинаторика.
- Вероятность.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
- Частота события, вероятность случайного события.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
- Уметь решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов.
- Уметь решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;
- Уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Уровень возможной подготовки обучающегося
- Уметь находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.
Тема 7 «Повторение. Решение задач»
Раздел математики. Сквозная линия
- Числа и вычисления.
- Выражения и преобразования.
- Уравнения и неравенства.
- Функции.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Арифметические действия с рациональными числами.
- Преобразования многочленов, алгебраических дробей. Свойства степени с натуральным показателем. Прогрессии.
- Уравнение с одной переменной. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы.
- Функции: у = kx, y=kx+b, y=k/x, y= x2, y= x3, у= хn, y= ax2+bx+c, их свойства и графики.
Блок «Геометрия»
Тема 1. Подобие фигур (17 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
Тема 2. Решение треугольников (10 часов, из них 1 час контрольная работа)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Тема 3. Многоугольники (12 часов, из них 1 час контрольная работа)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
Тема 4. Площади фигур (15 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Площадь и её свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Тема 5. Элементы стереометрии (5 часов)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Тема 6. Повторение (7 часов, из них 1 час контрольный тест)
Литература и средства обучения
Учебники:
Алгебра: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н, Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 9-е изд. переработанное – М.: Просвещение, 2010. – 238 с.: ил.
Геометрия: Погорелов А.В. Геометрия 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
- МО РФ. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. Дрофа-М, 2005.
- Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен», 2007.
- Электронные учебные издания: «Математика 5-11 классы. Практикум.», «Математика 5-11 классы», « Интерактивная математика 5-9 кл.», « Электронный учебник-справочник Алгебра 7-11 класс», электронное учебное пособие НФПК.
- П.И. Алтынов, «Алгебра-тесты», Москва, «Дрофа», 2005.
- Т.Л. Афанасьева., Л.А. Тапилина. Поурочные планы. 2005.
- Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации 7-8 класс. Учебно- метод. пособие. Издательство «Легион», 2008.
- Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова Дидактические материалы. Москва, Просвещение, 2009.
- Ю.Н. Макарычев. Дидактические материалы. Просвещение. Москва, 2009.
- В.Н. Жохов «Уроки алгебры», Просвещение. Москва, 2009.
- Тематические тесты по геометрии. Т.М. Мищенко.
- Гусев В.А. и др. Геометрия. Дидактические материалы для 7, 8 и 9 классов.
- Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы.
КТП к данной пояснительной записке расположено в Приложении.