Урок физики по теме "У истоков механики". 10-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 10


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (922 кБ)

Загрузить презентацию (376 кБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Урок проводится в рамках общешкольного проекта “История физики” в 10 гуманитарном классе, как обобщающий в конце темы “Динамика”.

Учитель вместе с учащимися проводит историческое исследование возникновения механики. От начала появления первых понятий механического движения до создания теоретической механики.

Подготовка этого урока заключается в организации исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Каждая исследовательская работа учащихся включает:

- постановка проблемы;

- формирование гипотезы исследования;

- сбор данных;

- анализ и синтез данных;

- подготовка презентации;

- выступление с сообщением по презентации на открытом уроке;

- обобщения и выводы.

Проводя уроки-исследования, мы формируем у учащихся культуру умственного труда,

приучаем учащихся к самостоятельной работе над проектом, к исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность прописана в стандарте образования, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

В ходе урока выделяются следующие этапы и задачи.

I. Рассматривается понятие –движение, поступательное развитие этого понятия, формирование его в течение тысячелетий. Очень полно представляются великие ученые древности, начиная с греческих философов (Аристотель) и заканчивая гением физики И.Ньютоном. С помощью современных компьютерных технологий представлено практическое применение, создание и использование древнейших механизмов:

а) водяная мельница; б) древнеегипетский подъемный кран; в) молот Герона и др.

II. Выдвигаются проблемы познания. Используется эвристический элемент в мышлении.

III. Рассматривается астрономическая задача (практическое применение). Показана необходимость фундаментальных знаний по физике для изучения космического пространства.

IV. Рассматривается вклад каждого отдельного ученого в развитие фундаментальной науки - физики.

V. Очень важно, что ученые представлены, как “человеческие” личности со своими проблемами, научными ошибками. Рассмотрена логическая цепочка:

Жизнь открытие итоги.

Подводится итог творческой научной деятельности каждого, оценен его вклад в развитие предмета исследования.

VI. Показывается поэтапное познание окружающего мира. Связь наук естественного цикла - математики, физики, химии, географии, астрономии. Даются исторические справки о времени жизни ученых.

VII. Очень интересно показывается разноплановость творческих личностей Р.Гука, Р. Декарта, Г.Галилея, И.Ньютона. И как вывод: “Человек должен, может, обязан работать над собой и стремиться познать окружающий мир”.

VIII. Учителем подводит общий итог урока. Подчеркивает решающую роль ученых в развитии единой науки. Показывает необходимость творческих разногласий для того, чтобы восторжествовала “истина”.

Учащиеся в ходе урока заполняют таблицу, где отражены заслуги каждого ученого, основные труды и их ошибки. Урок рассчитан на 2 академических часа.

Тип урока: урок повторительно-обобщающий, в основе которого лежит исследовательская деятельность учащихся.

Методы и технологии, использованные учителем: инновационные технологии, с использованием ИК.

Цели урока:

- в ходе изучения трудов гениев науки, уточнить суть следующих явлений: “инерция”, “тяготение”, время падения тел на землю;

- установить научную истину - кем и когда были открыты:

а) закон “инерции”

б) закон всемирного тяготения.

Задачи урока.

Образовательные:

- повторение законов движения и закона всемирного тяготения;

- выяснение практической ценности изученных законов с использованием исторического материала;

- изучение трудов Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта, И. Ньютона с целью установления научной истины;

Воспитательные:

- вызвать чувство уважения к истории физики и понимание ее значимости в жизни человека.

Развивающие:

- развитие исследовательских навыков учащихся;

- развитие способностей систематизировать ранее полученные знания;

- развитие монологической речи учащихся.

Место урока: обобщающий урок по теме “Динамика”.

План урока

I. Вступительное слово учителя. (Приложение 1)

II. Учитель: Начнем с древнейших представлений о движении и о механике в целом.

Ученик: Презентация №2 “У истоков механики”. (Приложение 2)

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении - итог).

III. Учитель: Перенесемся в эпоху Возрождения, где над механикой властвовал великий Г.Галилей, чье имя овеяно легендами.

Ученик:

а) презентация №3 “Ошибки великого Г.Галилея”; (Приложение 3)

б) разбираем задачу (на доске).

Сравним время падения на Землю Луны и астероида Веста (с того же расстояния) в пустоте.

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении итог).

IV. Учитель: А теперь поговорим о “законодателе неба” - И.Кеплере, законы которого подтолкнули И.Ньютона к осмыслению закона всемирного тяготения.

Ученик: Презентация №4 “ Иоганн Кеплер”. (Приложение 4)

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении - итог).

V. Учитель: ученый, давший пророческую формулировку закона “инерции”, французский философ и математик - Р.Декарт.

Ученик: презентация №5 “Рене Декарт”. (Приложение 5)

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении - итог).

VI. Учитель: Современник И.Ньютона и старший его коллега, один из тех гигантов, на плечах которого стоял И.Ньютон - был Р.Гук.

Ученик: Презентация №6 “Роберт Гук”. (Приложение 6)

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении - итог).

VII. Учитель: а теперь кульминация нашего урока - сам И.Ньютон объяснит нам закон “инерции” и закон всемирного тяготения.

Ученик: Презентация №7 “Познавший сокровенные тайны природы”. (Презентация 7)

Учитель: Подведем итог и заполним таблицу (см. в Приложении - итог).

VIII. Заключение.

Учитель: Первый закон И.Ньютона дает ответ на первый наш вопрос - если нет действия, то наблюдается покой или РПД. Ближе всего к ответу на этот вопрос подошел Р.Декарт, но никак не Г.Галилей. И. Ньютон, формулируя свой первый закон, знал о работе Р.Декарта и основывался на ней.

Из этого же закона следует ответ на второй наш вопрос- движение по “инерции”, - это только РПД, а не равномерное движение по окружности, как думал Г.Галилей.

При ответе на наш следующий вопрос, можно сказать, что Г.Галилей так же ошибался, а прав был Аристотель - тяжелые тела падают на землю в пустоте быстрее, чем легкие, если они падают врозь.

И на последний наш вопрос ответить следует, что закон открыт И.Ньютоном, хотя Р.Гук был очень близок к открытию этого закона.

Итак, сегодня мы услышали истории о великих научных открытиях в механике, поговорили о судьбах этих великих ученых и выразили нетрадиционные взгляды на их научное наследие.

Содержание урока (Приложение)