Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…важно только,
чтобы за призывами следовал труд.
В.А.Сухомлинский
Рисунок 1
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т.п.).
Рисунок 2
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского “Воображение и творчество в детском возрасте” указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Рисунок 3
Рисунок 4
Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нём не ослабевает, а все более увеличивается.
Образовательная область “Художественное творчество” в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием “продуктивная деятельность детей”.
В программе “Развитие” раздел “Изобразительное искусство” не имеет задач и методических разработок, направленных на развитие аппликативной деятельности.
В то время, как аппликативная деятельность актуальна на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру относится к образовательной области “Художественное творчество”.
Специфика аппликативной деятельности даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности (аппликации), выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах аппликативной деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, т.е. производятся умственные действия.
Занятия аппликацией содействуют:
- Развитию сенсорного восприятия (операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание).
- Развитию мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами, правильное вырезание форм, поворачивание листа бумаги, раскладывание формы на листе на равном расстоянии друг от друга).
- Развитию речи дошкольников , что является неотъемлемой частью в воспитании гармонической личности.
- Развитию математических представлений ( знакомство с названиями и признаками простейших геометрических форм, получение представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).
- Развитию нравственного воспитания (нравственно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Освоению трудовых умений и навыков (развитие внимания, упорства, выдержки).
Однако основное значение аппликативной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, главная задача которого – это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе, а эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Рисунок 5
Рисунок 6
Поскольку данный вид продуктивной деятельности отсутствует в программе “Развитие” и возникла необходимость в применении дополнительных технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой, клеем и ножницами. В своей работе по аппликативной деятельности я опираюсь на авторскую программу Ирины Александровны Лыковой – кандидата педагогических наук – “Цветные ладошки”. Разработки по аппликативной деятельности у автора содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны и увлекательны для детей. Работу с детьми аппликацией провожу в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
В связи с введением ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие “качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность” и т.п.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Данные задачи частично решаются посредством реализации разделов программы “Развитие”: “Изобразительное искусство”, “Ознакомление с художественной литературой и развитие речи”, “Художественное конструирование” с применением методической литературы:
Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. Казакова Т.Г.– М.: Просвещение, 1996 г.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И.А. -М.: “Карапуз”, переиздание дораб. и доп., 2009.
Сравнительная таблица задач по программе “Развитие” и программы “Цветные ладошки” по освоению образовательной области “Художественное творчество”
Содержание психолого-педагогической работы по аппликативной деятельности интегрируется в воспитательно-образовательном процессе с другими образовательными областями Программы: “Физическая культура”, “Здоровье”, “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Труд”, “Чтение художественной литературы”, “Безопасность”.
Рисунок 7
Рисунок 8
При определении структуры воспитательно-образовательного процесса я опираюсь на положения концепции Л.С. Выготского “Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д.Б. Эльконина “Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности”.
Развитие аппликативной деятельности проходит:
- в совместной партнерской деятельности взрослого и детей;
- в свободной самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями воспитанников.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Совместная деятельность по аппликации реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости решения конкретных образовательно-воспитательных задач.
У детей среднего дошкольного возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости.
Поэтому для развития самостоятельной деятельности у детей в свободном доступе находятся дидактические и настольно-печатные игры, книги с иллюстрациями изделий народно-прикладного искусства. Ножницы выдаются по требованию.
С целью качественной реализации представленных выше задач составила перспективный план работы на год с детьми средней группы. Работу провожу в процессе совместно организованной деятельности кружка “Умелые ручки”, которая способствует развитию технических умений детей в аппликативной деятельности, формированию творческого воображения, способности реализовать собственные замыслы, совершенствованию навыков социального общения и сотрудничества детей со сверстниками.
Основная аппликативная деятельность в кружке проводятся 2 раза в месяц, перед проведением аппликации ведется подготовительная работа: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, игры дидактические, настольно-печатные, экспериментирование, наблюдения и т.д. Работа по аппликации проводится по подгруппам, как и предусмотрено программой “Развитие”. В слабой подгруппе дается меньшее количество деталей, более легкое выполнение композиций. Работа по подгруппам проводится еще и для того, чтобы максимально поддержать каждого ребенка, вселить уверенность в собственные силы. Большую роль во время проведения аппликации отводиться овладению детьми сложными техническими умениями: наносить клей на бумагу, вырезать детали. Аппликация очень трудоемкий вид деятельности, поэтому я включаю в неё физические минутки, пальчиковую гимнастику, мимические этюды, которые помогают детям в нужный момент расслабится. Детские работы используются для оформления стендов в выставочных студиях, для оформления группы, в сюжетно-ролевых играх.
Для определения уровня умений и навыков детей в наклеивании и вырезании провела контрольное обследование, что позволило мне оценить динамику развития ребят, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных знаний для формирования необходимых навыков.
Составила подборку игр и упражнений со стихами: “Пальчики играют”, способствующих развитию у детей движений кистей и пальчиков рук, стимулирующих развитие памяти и речи у дошкольников.
Подбираю и систематизирую наглядно-иллюстративный материал с образцами аппликационных техник; составляю подборку дидактических игр на развитие сенсорных способностей, игр на ориентировку в пространстве.
Пройдя курсы повышения квалификации по теме “Психолого-педагогические технологии работы с семьёй”, с успехом применяю для планирования индивидуальной формы работы с семьями воспитанников.
Индивидуальные беседы направлены на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, его индивидуальных особенностях развития.
Также мое взаимодействие с родителями воспитанников направлено на объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимопонимание и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Я считаю, что работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
- ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;
- выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку в ДОУ и дома;
- определение уровня педагогической культуры родителей;
- выявление трудностей, испытываемых родителями;
- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Большое значение я придаю наглядным формам работы с родителями. В приёмной группового помещения оформлен стенд для родителей с рубриками:
– достижения детей “Вести с занятий ”,
– демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги копят личные работы,
– “Играя, развиваемся и обучаемся!” – график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.
– “В родительскую копилку” – возможность для родителей поделиться своим опытом, идеями, замечаниями,
– фоторепортажи “Вот что мы умеем”.