План работы с дошкольниками по формированию нравственных качеств

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

“В душе и сердце ребенка должны быть поселены
светлые образцы, мысли и мечтания – чувство
прекрасного, стремление к самопознанию
и саморазвитию; ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия...”

Ш.А. Амонашвили

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание норм поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм, во-первых, предполагает, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение и, во-вторых, что у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Важнейшей задачей нравственного воспитания является овладение знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил поведения невозможно подвести детей к убеждению, тем более к их реализации. Если какие-то нормы нравственного поведения и будут вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у дошкольников нравственного поведения уже с ранних детских лет.

Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет детям глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и старшими, знакомыми и незнакомыми людьми.

Лучшим помощником в этом является сказка, с которой родившейся ребенок сталкивается повседневно. Сначала это народный фольклор: песенки, потешки, прибаутки, стихи, а с возрастом он переходит в более сложное произведение, в сказку.

В сказках главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Накал сюжета выражается в восприятии его ребенком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые.

Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по отношению к самому себе и т.д.

Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Дошкольник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности – нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении.

Представленный в плане материал: праздники и развлечения, музыкально-дидактические игры, русские народные сказки и фольклорный песенный материал, раскрывают перед ребенком нравственно-этические нормы, воздействуют на чувства и эмоции ребенка, что помогает детям почувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

Приложение 1

План работы с дошкольниками по формированию нравственных качеств