“Никто не понимает, чего стоит
тишина, пока не испытает ее на себе”
Юн Эво
Тема “ТИШИНА” возникла не спонтанно. Она достаточна актуальна и востребована сегодня в современной школе. Тишина и такое понятие как экология человека тесно связаны, поскольку известно, что постоянный шум вызывает у людей беспокойство, поскольку его вибрации разрушительны для них. А особенно он вредно воздействует на неокрепшую психику ребенка. Те, кто работает в школах или бывают там, хорошо знают, какой шум стоит на переменах.
Вот уже нескольких лет мы работаем в творческом объединении “Земля-ЭКОДОМ” на базе ЦДТ “Матвеевское” в Западном округе столицы. Нами были проведены различные экологические программы и социально-значимых проекты:
- Акция “Me First” или “Сначала Я!”.
- Конкурс “Здоровый город – здоровые дети”.
- Всероссийская акция “500 уборок”.
- Международная неделя действий “Без автомобиля”.
- Международный конкурс “Экологических сказок и игр” (ЭКСИ).
- Международный конкурс “Сказки красивого сердца” и др.
Именно совместная практическая деятельность, формирующая субъектно-субъектные отношения воспитателя и воспитанников, делает воспитательный процесс актом постоянного личностного развития и ученика и учителя, что отвечает современным требованиям педагогики и общества в целом. Поэтому мы пришли к выводу, что без развития нравственных качеств и воспитания личности ребенка не возможно требовать от детей бережного отношения к окружающей среде. В первую очередь необходимо создать позитивное экологическое пространство, в котором может раскрыться ребенок. Ведь само слово “экология” (греч. наука о гармонии в доме) говорит нам о том, что в первую очередь нам необходимо создать гармонию в семье, обществе, а затем в мире. Но если нет гармонии внутри нас, т.е. гармонии личности, то, что может сделать такой человек для нашей планеты? Воспитание, являясь в силу своей сущности комплексным процессом, приоритетно ориентируемое на задачи привития экологической культуры и формирование экологического сознания, естественным образом затрагивает и другие аспекты позитивных личностных ценностей, таких как любовь, спокойствие, миролюбие, прощение, радость, дружба и т.д.
С 2007 года в мире проходит международный проект Just this Day, созданный с целью объединения людей на основе практики тишины и созданию внешней и внутренней гармонии. Особенно ценным является практика обучения тишине в школах. Ряд педагогов, исследователей данного феномена, приводят неопровержимые факты, говорящие о том, что хорошие результаты в учебе и дисциплине в школах зависят от степени управления детей своим состоянием.
Говорят участники проекта
Мария дэ Энзель, психолог, психотерапевт: “Нас никогда не учат быть в тишине, оставаться наедине с самим собой. Такое чувство, что цель образования – не оставлять ребенка наедине с собой”.
Грэм Пэйтон, 21 октября 2011 г. (по материалам статьи в "The Telegraph") Исследования показывают, что тишина в классе может улучшить результаты экзаменов детей, повысить самооценку и уменьшить плохое поведение.
Доктор Хелен Лиз, преподаватель педагогического факультета Стерлингского Университета говорит о том, что если рассказывать детям о пользе “убедительного молчания” (strong silence) – естественной тишины, которая дает им возможность сосредоточиться и думать в спокойной, ненапряженной обстановке – это может оказать положительное влияние на их концентрацию на уроках и поведение. Выводы будут опубликованы в ее новой книге Silence in Schools, которая выйдет в начале следующего года.
Почти десятилетие назад Университет Саут Бэнк и Лондонский педагогический институт провели исследование, которое показало, что результаты экзаменов учащихся ухудшились в три раза, когда они занимались в шумной обстановке. Кроме того, слишком много материала, размещенного на стенах класса, отвлекало детей. Доктор Лиз говорит: “Нет причины, по которой практику тишины не стоило бы включить в образовательную программу детей... Когда мы объединяем разные звенья исследований школьной обстановки, мы видим, что образование без тишины неэффективно”.
В исследовательской литературе мы находим подтверждения того, что тишина в личной жизни и в учебе способствует хорошей успеваемости, хорошим взаимоотношениям, высокой самооценке и благополучной обстановке. Десятки британских школ уже включили размышление в тишине в свое расписание.
Кевин Хогстон, директор Шернингдейлской начальной школы, расположенной в Лондоне, ввел минуту тишины в начале общего мероприятия, проводимого дважды в неделю, на котором дети обучаются дыхательным упражнениям и получают задания на размышление. В планах школы – проводить это ежедневно на уровне класса. Не менее успешным был эксперимент, проведенный им на прежнем месте работы, в Лачмерской начальной школе в Кингстоне-на-Темзе, где была создана “голубая комната”, в которой дети один час в неделю могли учиться технике тишины и релаксации.
Кевин Хогстон говорит: “Поводом послужило то, что в школе, где я раньше работал, дети не могли уснуть вечером из-за недостатка физических упражнений, неправильного питания и чрезмерного увлечения телевизором и видеоиграми. В школу они приходили уставшими и неспособными работать. Обучение техникам релаксации оказало на них огромное влияние; увеличилась посещаемость, улучшилась успеваемость, в школе они стали активнее и внимательнее”.
Ким Натараджа говорит: “Западная культура способствует состоянию возбуждения, а не тишины, активности, а не спокойствия. Дети получают слишком много внешних, возбуждающих стимулов и не могут длительное время сидеть на месте, у них слабая концентрация. Практически все, что ощущают дети в современном мире, препятствует обращению внутрь себя, открытию нового образа жизни, тишины и концентрации в состоянии покоя. Исключительная направленность во внешний мир приводит к потере личностной целостности и способности общаться с миром, оставаясь уравновешенной личностью. Жизненно важно найти решение таких социальных проблем.
Релаксация и практика тишины может восстановить равновесие, возвращая детей к образу жизни, который был для них естественным с рождения и до двух лет. Исследования показали, что дети этого возраста действуют на основе активности правого полушария, что не только позволяет им поддерживать связь со своим внутренним “Я”, но и имеют чувство эмпатии, идущее от ощущения сопричастности (единства) всему и всем. В западной культуре общество и образование связаны с левополушарным мышлением, из-за чего многие из нас утратили доступ к другой половине нашего существа.
Релаксация включает правое полушарие, создает мосты с левым полушарием, восстанавливая целостность личности. Это кажется парадоксом, что дети могут спокойно сидеть в тишине и им это нравится. Но, как и многие взрослые, дети стремятся к постижению внутреннего мира, поскольку это помогает адаптироваться и мягче воспринимать суету внешнего мира”.
Практика релаксации, игр на развитие внимания, саморегуляции и тишины широко используется российскими педагогами и психологами.
Дьяченко Лариса Петровна, педагог-психолог
“Учреждение, где я уже пятый год работаю педагогом-психологом, уникально по своему назначению. Это дошкольное учреждение для детей из семей группы социального риска. Дети, воспитывающиеся в детском саду “Гнездышко”, обделены родительским вниманием, любовью и заботой – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Проблемы наших детей усугубляются тем, что большую часть своей жизни они проводят в стенах дошкольного учреждения с режимом круглосуточного пребывания.
Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, 78% детей имеют серьезные неврологические диагнозы.
Желание помочь заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков является разработанная мной система мер по снятию психоэмоционального напряжения”.
Педагог пришел к следующему выводу:
“Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными”.
Варламова Е. Е., психолог
“Достаточно большой процент обращений родителей к психологам содержит жалобу на неуправляемость ребенка (конфликтность cо взрослыми и сверстниками, пониженную коммуникабельность, капризность, склонность к бурному выражению негативных эмоций. В таком случае необходима психолого-педагогическая коррекция не только поведенческой сферы (моделирование социально приемлемого и подавление нежелательного поведения), но и эмоционально-волевой (развитие эмоционального мира и волевого самоконтроля). Организация подобных коррекционных занятий снижает агрессивные проявления (через релаксационный блок), осознание неадекватности своего поведения (через эмоциональный блок) и усвоение позитивных форм взаимодействия с окружающими (через игровой блок). При работе с детьми младшего школьного возраста целесообразнее использовать игровой метод, а в качестве методик ролевые и сюжетные игры. Их цель – гармонизация эмоциональной сферы и формирование конструктивных форм взаимодействия со сверстниками. Задачи – снятие психоэмоционального напряжения; смягчение агрессивных проявлений; обучение способам конструктивного взаимодействия в группе сверстников, сдерживание импульсивности, содействие проявлению позитивных эмоций и переживаний”.
Ровинская Оксана Анатольевна, психолог
“Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его психологической готовностью к началу систематического обучения. Педагог должен уметь диагностировать плохо адаптирующихся детей, уметь проводить коррекцию их патологических и негативных состояний, объясняя родителям и учителям причины и пути работы с дезадаптированными детьми.
В качестве предупреждения дезадаптаций, а также одну из методик работы с дезадаптированными детьми, предлагается применение приема релаксации как методики комплексного восстановления здоровья человека.
Релаксация заключалась в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя. В процессе релаксации активизируется вся лимбическая система, а, следовательно, происходит коррекция всех участков и областей головного мозга, при условии систематического применения данного метода. Новым для педагогики становится метод релаксации и обучение умению расслабиться, как эффективный способ самоуправлениия, а также:
- укрепления нервной системы, улучшения психического и физического здоровья;
- приобретения уверенности в себе;
- гармонизации левого и правого полушария и тем самым достижения гармоничного взаимодействия сознания и подсознания;
- повышения работоспособности;
- достижение творческого вдохновения [8].
Данная методика была предложена в качестве эксперимента (ноябрь – февраль 2004 – 2005 гг) на базе средней школы № 11, 1“А” класса, города Искитима, Новосибирской области. 1“Б” взят, как контрольный класс. До начала эксперимента было получено разрешение родителей и администрации школы.
В результате констатирующего эксперимента получили следующие результаты: уровни когнитивного, мотивационного, а также эмоционально-волевого критерия детей 1“А” класса несколько ниже показателей 1“Б” класса. Следовательно, уровень готовности детей 1“А” класса к школьному обучению ниже уровня готовности к школе детей 1“Б” класса.
При посещении уроков положительные изменения заметили завуч, другие учителя. Классный руководитель отметил, что дети на уроках внимательны, активны, более собраны, дисциплина на уроке лучше, доброжелательны, чаще улыбаются. Также проведено наблюдение за тем, как долго сохраняется полученный эффект. При ежедневном применении релаксации, эффект стабильный с тенденцией на повышение. При прекращении на некоторое время проведения занятий релаксацией, частично утрачивается, но быстро восстанавливается. В любом случае действие его пролонгировано. Из выше представленного следует, эффективность применения релаксации в педагогической практике успешно влияет на ускорение адаптации детей к школе, снижается острота ее протекания и продолжительность, а чем выше готовность ребенка к обучению в школе, тем процесс адаптации проходит мягче, границы его размыты и незаметны. Что положительно сказывается на учебной деятельности, на общем психо – эмоциональном состоянии и физическом здоровье детей, на микроклимате в коллективе. В подтверждение этого высказывания провели анкету для определения уровня адаптации детей к школе.
Практическое применение метода релаксации является новым для педагогики и эффективным методом, не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.
Предполагаемая гипотеза о благотворном влиянии релаксации на адаптацию учащихся к учебной деятельности взята в разработку диссертационной работы, для более глубокого и детального исследования”
О важности тихих игр в школе говорят опрошенные нами дети:
– Зачем нужна тишина в школе?
– Чтобы лучше учиться.
– Не всем нравится шум.
– Когда наш 4-ый класс выходит в рекреацию на перемене, то 1 и 2 классы сидят и не выходят.
– Наверно, они боятся, что наши их собьют.
– Вы хотите, чтобы на переменах было не так шумно? (да!)
– А что для этого нужно делать?
– Делать разные перемены.
Например, после первого урока можно играть в веселые игры (“Крокодил”, “Запрещенное движение”, и другие).
После второго – устроить самую тихую перемену, после третьего организовать уборку где-нибудь.
– Хорошо, а кто это будет организовывать? Учителя и так перегружены.
– Можно, чтобы это делали старшие ученики.
– А вы сами можете провести игру с 1-м классом?
– Не знаем, наверное.
– Хотите этому научиться?
– Да.
Друбецкая Л.А.: “Игры, которые мы назвали общим названием “Игры Тишины”, чрезвычайно необходимы для использования не только психологами, педагогами, но и самими детьми.
Тишина и такое понятие как экология человека тесно связаны, поскольку известно, что постоянный шум вызывает у людей беспокойство, поскольку его вибрации разрушительны для них. А особенно он вредно воздействует на неокрепшую психику ребенка. Те, кто работает в школах или бывают там, хорошо знают, какой шум стоит на переменах.
Чтобы дети услышали учителя, ему приходится повышать голос, кричать. Учителям не нравится кричать, но они вынуждены это делать. Постепенно дети привыкают к шуму и крикам, но какие изменения происходят в их душе?
Исчезает внутренняя гармония, глубина, контакты и взаимодействия становятся поверхностными и грубыми.
Дети первого класса, недавно пришедшие из детского сада, достаточно быстро обтесываются” и принимают общепринятые “правила” поведения: кричать, толкаться, драться. Дерутся даже девочки. И постепенно, привычные к шуму, они с трудом воспринимают тихую, спокойную речь учителя. Чтобы до них “достучаться”, педагог вынужден кричать.
На наш взгляд, причина не только в детях, а в том, что на этот фактор в школе просто не обращается внимание. Внимание обращается на успеваемость, на технические средства, компьютеры, в это “вкладываются”. За это можно поставить галочку: приобретено столько-то компьютеров.
Но ведь усвоение материала напрямую зависит не только от технических средств, а, прежде всего, от психической готовности детей к обучению, а шум на переменах блокирует ее, и требуется время, чтобы восстановить эту готовность.
Это серьезная проблема. Но она решаемая, если, как говорится, на нее будет обращено внимание. Необходимо развивать вкус к тишине, особенно на переменах, пропагандировать культуру тишины в школе, да и в детском саду также”.
В рамках международного конкурса “Сказки красивого сердца” дети, занимающиеся в объединении “Земля-ЭкоДОМ” участвовали в создании коллективной экологической сказки “Страна разноцветных гор”, в частности сказочных проектов “Академия Пемудрости” и “Школа вежливых наук”. Сочиняя их, мы проигрывали на уроках те предметы, которые там преподавались, превращая “невоспитанных человечков” в “очень вежливых”. Большое внимание уделялось “Урокам Тишины” и “Тихим Играм”, которые учили детей слушать тишину и наслаждаться ею.
Ребята с удовольствием включились в процесс наблюдения за этим понятием. Они учились тихо говорить, объяснять, смотреть, радоваться, передвигаться, показывать и изображать что-то, общаться с одноклассниками, учителем. Старшие ученики придумывали и проводили с малышами спокойные игры. Больше всего им понравилось ходить как мышки, прыгать как маленькие зайчики, молчать как рыбки, делать тихую гимнастику, беззвучно хлопать одной рукой, давать друг другу задания шепотом и слушать то, что происходит за окном и дверью классной комнаты.
На вопрос “Что для вас тишина?”, они дали очень интересные ответы:
- когда дома всё спокойно;
- когда младший брат спит и никто не ругается;
- когда я гуляю по парку с мамой;
- когда идет снег и белые облака на небе;
- когда мы с кошкой на диване, а мама читает сказки;
- когда порядок и чистота и др .
Удивили и очень порадовали рисунки детей – яркие, солнечные, нежные и очень позитивные.
Опыт проведения наших мастерских показал, что ребятам нравится интерактивное исследование различных понятий, связанных с экологией. Они с энтузиазмом сочиняют сказки, придумывают девизы, создают рекламные плакаты, создают собственные упражнения, игры и эстафеты. Их надо просто ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ! или правильно подать нужный материал. Играя и сочиняя вместе с ними, мы сами учимся быть спокойными, становимся более позитивными и “экологичными”. Не случайно девиз нашего объединения “Me First или “Сначала Я!”. Только когда мы меняемся сами, мы можем вдохновить на это других.
Сегодня мы поставили перед собой задачу собрать и создать материал для развития культуры тишины детей вместе с самими детьми. Его можно будет использовать в школах и детских садах, в досуговых центрах, в системе летнего отдыха и т.п. В материал входят сказки, игры, методические разработки, часть которых мы представляем вашему вниманию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Целью нашей дальнейшей работы является методическая разработка об организации и проведении Международного конкурса “Тихая перемена”, где педагоги вместе с детьми могут через развитие творческого потенциала (сочинение сказок, тихих игр, рисование и фотографию) приблизиться и понять истинное значению слова “ТИШИНА”.
А также мы приглашаем инициативных педагогов, психологов, воспитателей включиться в этот процесс и принять участие в нашем пилотном проекте Международный конкурс “Тихая Перемена”.
Список литературы
- Амоношвили Ш.А. Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.
- Аристова Н. А. Роль медитации в жизни /Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 395 с.
- Афтанас Л. И., Голошейкин С. А. Динамика корковой активности в условиях изменённого состояния сознания: исследование медитации с помощью ЭЭГ высокого разрешения // Вестник СО РАМН. – 2003. – № 3. – С. 15–20.
- Вартапетова Г. М., Гребенникова И. Н., Прохорова Л. И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. – Новосибирск: Изд-во НИПКиРО, 2005. – 118 с.
- Венгер А. Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск: 1993. – 197 с.
- Волобуева Н. А. Влияние различных образовательных технологий на успешную адаптацию ребенка в школе /Интегративная физиология. Юбилейная сессия, посвящённая 80-летию Л. Н.Великановой. Сборник научных работ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. – 196 с.
- Голошейкин С. А. Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию: Автореф.дис….канд. биолог. наук. – Новосибирск, 2003. – 23 с.
- Любичева Е. В. Нравственность в новом мире / Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 229 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д., Воронин Н. П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. – Ярославль: 1999. – 264 с.
- Нижегордцева Н. В., Шадриков В. Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к
школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – N 4. – С. 36–43. - Сондур А., Кумар С., Кхан Б. Управление стрессом у практикующих медитацию / пер. с англ. – СПб.: “Вишва Нирмала Дхарма”, 1995. – 36 с.
- Труды второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток – Запад”. – СПб.: 1996. – 229 с.