Учитывая актуальность и её специфику, я посчитала уместным проведение урока – путешествия, ведь дети младшего возраста в силу своих возрастных особенностей уже маленькие путешественники. Активизация деятельности на уроке ведется через подключение всех каналов восприятия (зрительный, аудиальный, кинестетический), через проблемные вопросы и ситуации. Урок разделен на несколько этапов. Для достижения цели на первом этапе работы проведен настрой на сотрудничество, активность детей. Дети сами формулируют тему урока, ставят цели. Ведется работа над словарными словами, каллиграфией письма. Работая над темой урока дети закрепляют умение находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова. Домашнее задание предложено в дифференцированном варианте. На стадии рефлексии учащиеся оценивают не только свою работу на уроке, но и работу учителя.
Цели урока:
- Закреплять умение:
правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне;
подбирать проверочные слова.
- Работать над развитием:
речи, фонематического слуха;
орфографической зоркости;
памяти, внимания;
навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
умения устанавливать смысловую связь;
проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения.
- Повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.
Оборудование: записи на доске, сигнальные карточки (с буквами, смайликами), иллюстрации кораблей, аншлаги слов (для игры “Пирамида”, словарные слова), музыкальное сопровождение (шум моря), карточки (для дифференцированной работы на уроке, для работы в группах, для рефлексии), карточки с домашним заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Добрый день!
– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.
– Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Работа в тетради.
– Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).
II. Актуализация знаний.
– Внимание на доску! Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду? (Вставить пропущенную букву).
– Что для этого нужно знать? (Правило о написании безударных гласных).
– Кто может объяснить, как проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.
Игра “Пирамида”.
– Приготовьте сигнальные карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово. (На доске “пирамида”, слова показываю указкой.)
К_ток
В_дро
П_вар
В_сна
Спос_б
Ст_нал
Зел_нь
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Уберите карточки.
III. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
– Назовите тему урока.
– Работать будем под девизом:
“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.
IV. Словарно-орфографическая работа
1) Работа с группой слов. Орфографическое чтение.
– На предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов. Вспомним, как они пишутся. Прочтем их так, как нужно писать (читаем хором с плаката).
Трактор
Машина
Трамвай
Автобус
– В этих словах безударная гласная непроверяемая, её написание нужно запомнить.
2) Знакомство с новым словарным словом.
– Назовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из пирамиды.
– Какое получится слово? (Корабль). На листе с группой словарных слов появляется слово “корабль”.
– Как одним словом назвать эти слова? (Транспорт).
Работа СПРАВОЧНОГО БЮРО (работа с толковым словарем, с этимологическим словарем).
– Что такое корабль?
– Для чего предназначаются корабли? (Для перевозки грузов и людей по воде).
– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них летают в космос).
На доске разместить иллюстрации разных кораблей.
– Запишем слово КОРАБЛЬ в тетрадь. Обозначим ударение, выделим безударную гласную. Эту гласную проверить нельзя. Запомните, как пишется это слово.
– А вы любите путешествовать?
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус и прямо в океан!
Ведь и для нас осталось ещё немало стран
Пока что не открытых или давно забытых!
Дорог в морях немало – смелее у штурвала!
Звучит музыка (шум моря).
– Я надеюсь, что вы приложите все усилия и ваша дружба, взаимопомощь помогут нам достигнуть цели.
V. Минутка чистописания
Разминка для пальчиков (поднимаем парус, начинаем вращать штурвал).
– Начинаем наше путешествие по Орфографическому морю. На море небольшое волнение, как в этих строчках.
лЛл мМм лЛл мМм
– И вам мои пожелания. Прочитайте пословицу.
Большому кораблю – большое плавание.
– Объясните смысл пословицы.(Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигать успехов).
– Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (Найти слова с проверяемой безударной гласной).
– Выполним это задание.
Большому кораблю – большое плавание.
– Повторное чтение пословицы.
– Запишите пословицу по памяти
– Обменяйтесь тетрадями. Проверьте карандашом у своего товарища.
Взаимопроверка.
– Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
VI. Работа по теме урока
– Мы путешествуем по Орфографическому морю.
1. Работа с учебником.
– Откройте учебники на стр. 103 упр. 274
Задание: выписать слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Нужно подобрать проверочное слово.
Комментирование письмо, по цепочке.
Письмо – пишет, осенний – осень, зима – зимы, снегирь – снег, тропа – тропы, сосна – сосны, малыш – маленький, дерево – деревья.
– Составьте с любым из слов предложение.
– Молодцы! На таком корабле, да с таким экипажем можно путешествовать по любому океану.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Дифференцированная работа учащихся.
– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.
Ветер на м.ре гуляет
И кораблик подг.няет
Он б.жит себе в в.лнах
На раздутых п.русах.
– Какое задание вы хотели бы выполнить с данным текстом?
– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).
Задание: списать предложения с жёлтой карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
- Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
- Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
- И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
- С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
- Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
- Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда г_рит.
Проверка списывания с доски и самопроверка (проверяют по зелёным карточкам).
– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.
– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?
– Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? (Обращаю внимание на сказки А.С.Пушкина с рекомендацией прочитать, рассмотреть иллюстрации).
3. Работа в группах.
– Под парусами вьются яркие флажки. В каждом из них задание для бригад экипажа. Готовим сообща, рапортует один.
Задание: определить смысловую связь между парами слов. Обоснуйте выбор другой пары.
Море – шторм
Пустыня – (песок, солнце, жара, буря)
Рыба – сеть
Муха – (комната, жужжит, паутина, решето)
Проверка.
VII. Подведение итогов урока
– В завершении нашего путешествия по огромному Орфографическому морю ответьте на вопросы:
- Над закреплением какой орфограммы мы работали?
- Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Выставление оценок.
– С каким настроением вы заканчиваете урок? “Просигнальте” мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – “настроение” в виде смайлика).
Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).
– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня и оправляется в самостоятельное плавание на лодке.
1 уровень – в учебнике стр. 103 упр. 276
2 уровень – выписать из художественной литературы 2 четырехстишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).
VIII. Рефлексия
– Оцените свою и мою работу на уроке (у учащихся карточки, выбрать подходящий ответ).
1. На уроке я работал |
Активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
Доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
Коротким / длинным |
4. За урок я |
Не устал / устал |
5. Моё настроение |
Стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
Понятен / не понятен |
7. Домашнее задание |
Интересно / не интересно |
– Огромное спасибо вам за сотрудничество.
– Урок окончен.