Тип урока: знакомство с новым материалом, мультимедиа-урок.
Тема урока: Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цели урока:
- развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже;
- развивать умение распознавать падеж имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость, внимательность, творческие способности;
- закрепить знания ранее изученных орфограмм.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- отрабатывать и корректировать навыки каллиграфического письма;
Средства:
- Учебник “Русский язык, 4 класс” (Т.Г.Рамзаева).
- Компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point.
- Карточки для коллективной работы на доске.
- Индивидуальные карточки для учащихся.
Ход урока
1. Минута чистописания.
2. Организационный момент и сообщение темы урока
На доске карточки со словами, учащимся предлагается исключить лишнее и обосновать ответ:
Игра “Исключи лишнее” (ПРИЛОЖЕНИЕ) (Слайд 2-5)
Дочка, почка, печь, ласточка. (Печь, т.к. орфограмма “Ь знак после шипящих имен существительных” )
Семья, подъехал, подъём, объявление. (Семья - разделительный Ь знак)
Шалаш, тушь, багаж, пейзаж.
(Тушь – 1. Ь знак после шипящих имен существительных 2. ж.род)
Школа, река, весёлый, эхо (весёлый – часть речи – имя прилаг.)
- Сегодня на уроке мы продолжаем наблюдать за изменением имен прилагательных мужского и среднего рода по падежам.
3. Словарная работа. Слово “прекрасный” (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 6)
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина и вставьте пропущенное слово.
- Образование слова прекрасный. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 8)
- Составьте словосочетание. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 9)
- Измените словосочетание по падежам.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сравните изменение по падежам наших словосочетаний. Как вы думаете, над изменением прилагательных в каком падеже мы будем сегодня наблюдать?
(Учащиеся делают вывод, что на уроке будем наблюдать за изменением прилагательных в дательном падеже).
5. Работа по теме урока.
Обобщение пройденного: - Давайте вспомним:
Вопросы Д.падежа к именам существительным
Д.п. (рад) Кому? Чему? Другу (какому?) прекрасному
Введение в тему.
Подберите прилагательные к существительным, и измените их в дательный падеж (Учащиеся работают в тетрадях и 2 ученика у доски. Записывают подходящие по смыслу прилагательные с вопросом и выделяют окончания прилагательных)
…. край, ….. море
Дальнему краю, синему морю.
Вывод правила.
- Пронаблюдав за изменением прилагательных в дательном падеже, какой вывод можно сделать? (Учащиеся делают вывод: - какой вопрос задается к прилагательным в Д.п;
- Какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода.
Д.п. (какому?) -ому, -ему. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 10)
Работа по учебнику, с.13, упр.302. (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)
6. Творческая работа. (Устно) (Слайд 11)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные прилагательные по смыслу. Определите падеж, выделите окончания.
Февраль.
Пришёл суровый февраль. Звери и птицы не рады …..(сильному) морозу. Трудно ходить оленю по …. (глубокому) снегу. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду ребята идут подкармливать своих пернатых друзей.
Составление рассказа. Рассмотрите картину зимнего леса. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 12)
- Придумайте продолжение рассказа. (Устно выслушиваются рассказы учащихся)
7. Закрепление пройденного. (ПРИЛОЖЕНИЕ ) (Слайд 13)Учащимся предлагается перфокарты с записью словосочетаний и набор возможных окончаний прилагательных. Окончания прилагательных пропущены.
- Прочитайте словосочетания, вставьте необходимые окончания прилагательных.
8. Самопроверка по слайду.
9. Домашнее задание: упр.303, стр.14, по желанию составить и записать мини-сочинение “Зимний лес”.
10. Итог урока.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? (Какому?)
- Какие имеют окончания? (-ому; -ему)