Больше 10 лет я работаю по системе «Школа-2100». Нравится то, что в учебнике Р.Н. и Е.В. Бунеевых изложены тексты из произведений лучших русских писателей, поэтов. Это помогает обогащать словарный запас, полюбить могучий русский язык. Моим ученикам нравится выполнять задания творческого и познавательного характера. В процессе работы я замечаю, что обучение по системе «Школа-2100» действительно обучает детей. Ученики стали грамотными, полюбили уроки русского языка, а это самое главное в обучении.
Тип урока: познавательно-развивающий.
Раздел: начальное обучение.
Цели познавательные:
- познакомить с словообразовательным процессом, активными и пассивными суффиксами;
- дать детям понятие «этимология»;
Цели развивающие:
- развивать интерес к русскому языку;
- обогащение словарного запаса;
- развивать письменную речь;
Коммуникативные:
- учить выражать свои мысли;
Организационно-деятельностные:
- научить ставить цели и мотивы учебной деятельности;
- самостоятельно работать;
Творческие цели:
- развивать умение подходить к заданию творчески;
- придумывать заданий по аналогии.
Ход урока
I. Психологический настрой учащихся. Самостоятельность целепологания.
На доске записаны пословицы:
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Где хотенье – там и умение.
- Хорошая работа – залог успеха.
– Какое сегодня число? Запишите одну из пословиц для себя. Почему выбрали эту пословицу? Как будете работать?
II. Проблематизация материала.
На доске записаны слова: летчик, зодчий, певчий, ловчий.
– Какое слово вам знакомо? (Летчик)
– Внимательно прочтите и скажите что общего у этих слов? (Слова заканчиваются на -чик, -чий.)
III. Совместное планирование учебных задач.
– О чем вы узнаете на уроке ? (Узнаем о суффиксах, какие бывают суффиксы.)
– А слова зодчий, певчий, ловчий вам знакомы? (Будем говорить о незнакомых словах, почему мы их не узнали. Узнаем значение новых слов. Научимся писать эти слова правильно)
– Молодцы. А также мы не забываем о том, что на уроке русского языка мы должны писать слова грамотно, повторять пройденные правила, узнавать на каждом уроке новое.
IV. Раскрытие данной проблемы.
На доске записаны слова: летчик, зодчий, певчий, ловчий.
– На какие две группы можно написать эти слова? Дети пишут в своих тетрадях:
Летчик | зодчий |
… | певчий |
… | ловчий |
– Почему так разделили? (Потому что слова второго столбика оканчиваются все на -чий; Я не знаю что эти слова обозначают.) Продолжите первый столбик слов? Найдите к слову летчик однокоренные слова.
– полет, вылет, летчица, летное и т.д.
Вывод: при помощи приставки и суффикса мы получили новые слова.
– Теперь давайте работать над вторым столбиком слов. Что интересного вы заметили? (Они тоже образованы при помощи суффикса -чик)
– А вы знаете значение этих слов? Как вы думаете почему? (Мы не говорим эти слова потому что не знаем значение этих слов.)
– Эти слова являются устаревшими т. е. использовались в Древней Руси, это очень давно было.
Этимология – наука, которая изучает происхождение слова. Открываем словарь и посмотрим значение этих слов.
Ловчий – от корня лов-, ловить. Придворная должность, которая занимается ловлей животных.
Певчий – церковная должность, которая занимается пением в церкви.
V. Творческая работа. Игра «Рождение слова»
[ ]: → …очк… → …очкин → …иц…
[ ]: → …ука.. → …н… → …ниц…
– С активными суффиксами русского языка составьте по модели новые слова.
– Составьте с ними предложения.
VI. Физминутка.
– А теперь отдохнем. (Проводится физминутку.)
VII. Тренировочные упражнения по образцу.
– Какой праздник прошел совсем недавно? (23 февраля, день защитника Родины.)
– Вы сейчас напишете маленький текст на военную тематику. Используйте в своем тексте такие прилагательные:
храбрый | пограничник | |
меткий | звездочка | |
красная | стрелок |
Получились следующие тексты:
Храбрый пограничник стоит на посту. У него на груди видна красная звездочка. Он отличный стрелок.
Мой брат служит в Армии. Он пограничник. На посту он зорко следит. Он отличный боец и стрелок. Его наградили медалью.
На заставе служат храбрые пограничники. Они стоят на посту, чтобы враг не проник на нашу землю. Меткие стрелки, отличные бойцы награждаются красной звездочкой.
(Оценивается выполненная работа учащихся.)
Вывод: Для чего нужны суффиксы в русском языке.?
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Понравился ли урок?
– Поставьте себе в тетради отметку по 5-бальной системе.