Развитие музыкальности детей дошкольного возраста на основе календарно-обрядовых игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Что такое музыкальность?

Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в её процессе.

В настоящее время большинство теоретиков и экспериментаторов считают музыкальность структурным образованием, в котором можно выделить отдельные не сводимые друг к другу способности. Причем «анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношений между ними», считает Б. М. Теплов

Средства развития музыкальности:

  • Обучение пению;
  • Обучение танцу;
  • Знакомство с классической, народной, современной музыкой;
  • Игра на детских музыкальных инструментах.

Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как выражение некоторого содержания».

Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
  2. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.
  3. Музыкально ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальность - комплекс природных задатков , который необходим для занятия музыкальной деятельностью, а именно: пением, движением под музыку, игрой на детских музыкальных инструментах. Б.М. Теплов

Работу по развитию музыкальности мы ведем в тесном сотрудничестве с воспитателями. Для того, чтобы эта работа была эффективной, мы пытались найти такой дидактический инструмент, которым будет усиленно пользоваться воспитатель в работе с детьми. Таким инструментом для наших педагогов стала народная игра, которая, в свою очередь, отвечает потребности ребенка-дошкольника в интересной, игровой деятельности.

Чем хороша народная игра?

Она носит комплексный, универсальный характер и позволяет разносторонне развивать ребенка:

  • Игра - приобщает детей к традициям и обычаям своего народа;
  • Игра – удовлетворяет потребность детей в движении, воспитывает активность, инициативность, тренирует физическую силу, ловкость;
  • Игра - несет в себе положительный эмоциональный заряд.
  • Игра – учит устанавливать добрые отношения детей друг к другу, оттачивает нравственные представления детей;
  • Игра – психологически подготавливает детей к различным жизненным ситуациям, воспитывает умение преодолевать неудачи, сохранять выдержку в тяжелых обстоятельствах;
  • Игра – пробуждает детское воображение и привлекательна для детей тем, что позволяет участвовать в чем-то сказочном, фантастическом;
  • Игра – развивает творческие способности детей, их музыкальность, так как объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах

Это доказал в своих работах доктор Егор Арсеньевич Покровский - крупнейший русский исследователь и собиратель детских подвижных игр. («Русские детские подвижные игры»)

Календарно-обрядовые игры всегда являлись и являются одним из структурных элементов народно-календарных праздников. Содержание календарных игр идет от обрядов, обычаев, традиций, которые содержит каждый календарный праздник.

Выбор календарно-обрядовых игр чрезвычайно богат по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.

Каждая игра сопровождается яркой, простой, запоминающейся песенкой, содержит в себе элементарные, динамичные, хореографичные движения и поэтому являются ценным дидактическим материалом в развитии музыкальности детей.

Для того, чтобы работа была в системе, методическая служба, воспитатели и музыкальные руководители совместно разработали план интегрированной работы по ознакомлению детей с календарной праздничной культурой русского народа.

В структуру этого плана вошли все образовательные области.

В данном планировании вы можете увидеть и практический материал, который распределен по образовательным областям.

В планировании образовательного раздела «Музыка», содержится материал по ознакомлению детей с народной музыкой и различными фольклорными жанрами, в том числе и народно-календарные игры.

В большей степени все игры представлены в образовательной области «Социализация». Для удобства работы темы народно-календарных игр мы объединили в календарные блоки. Таких тем четыре.

  • «Осенины» (От сентября – Рябинника до Кузьминок)
  • «Зимние забавы» (От Екатерины –Санницы до Масленицы)
  • «Встреча весны» (От Весновки-свистуньи до Троицы)
  • «Лето и его конец» (от Ивана –Купала до Дожинков 28 августа)