Что такое музыкальность?
Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в её процессе.
В настоящее время большинство теоретиков и экспериментаторов считают музыкальность структурным образованием, в котором можно выделить отдельные не сводимые друг к другу способности. Причем «анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношений между ними», считает Б. М. Теплов
Средства развития музыкальности:
- Обучение пению;
- Обучение танцу;
- Знакомство с классической, народной, современной музыкой;
- Игра на детских музыкальных инструментах.
Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как выражение некоторого содержания».
Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:
- Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
- Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.
- Музыкально ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальность - комплекс природных задатков , который необходим для занятия музыкальной деятельностью, а именно: пением, движением под музыку, игрой на детских музыкальных инструментах. Б.М. Теплов
Работу по развитию музыкальности мы ведем в тесном сотрудничестве с воспитателями. Для того, чтобы эта работа была эффективной, мы пытались найти такой дидактический инструмент, которым будет усиленно пользоваться воспитатель в работе с детьми. Таким инструментом для наших педагогов стала народная игра, которая, в свою очередь, отвечает потребности ребенка-дошкольника в интересной, игровой деятельности.
Чем хороша народная игра?
Она носит комплексный, универсальный характер и позволяет разносторонне развивать ребенка:
- Игра - приобщает детей к традициям и обычаям своего народа;
- Игра – удовлетворяет потребность детей в движении, воспитывает активность, инициативность, тренирует физическую силу, ловкость;
- Игра - несет в себе положительный эмоциональный заряд.
- Игра – учит устанавливать добрые отношения детей друг к другу, оттачивает нравственные представления детей;
- Игра – психологически подготавливает детей к различным жизненным ситуациям, воспитывает умение преодолевать неудачи, сохранять выдержку в тяжелых обстоятельствах;
- Игра – пробуждает детское воображение и привлекательна для детей тем, что позволяет участвовать в чем-то сказочном, фантастическом;
- Игра – развивает творческие способности детей, их музыкальность, так как объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах
Это доказал в своих работах доктор Егор Арсеньевич Покровский - крупнейший русский исследователь и собиратель детских подвижных игр. («Русские детские подвижные игры»)
Календарно-обрядовые игры всегда являлись и являются одним из структурных элементов народно-календарных праздников. Содержание календарных игр идет от обрядов, обычаев, традиций, которые содержит каждый календарный праздник.
Выбор календарно-обрядовых игр чрезвычайно богат по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
Каждая игра сопровождается яркой, простой, запоминающейся песенкой, содержит в себе элементарные, динамичные, хореографичные движения и поэтому являются ценным дидактическим материалом в развитии музыкальности детей.
Для того, чтобы работа была в системе, методическая служба, воспитатели и музыкальные руководители совместно разработали план интегрированной работы по ознакомлению детей с календарной праздничной культурой русского народа.
В структуру этого плана вошли все образовательные области.
В данном планировании вы можете увидеть и практический материал, который распределен по образовательным областям.
В планировании образовательного раздела «Музыка», содержится материал по ознакомлению детей с народной музыкой и различными фольклорными жанрами, в том числе и народно-календарные игры.
В большей степени все игры представлены в образовательной области «Социализация». Для удобства работы темы народно-календарных игр мы объединили в календарные блоки. Таких тем четыре.
- «Осенины» (От сентября – Рябинника до Кузьминок)
- «Зимние забавы» (От Екатерины –Санницы до Масленицы)
- «Встреча весны» (От Весновки-свистуньи до Троицы)
- «Лето и его конец» (от Ивана –Купала до Дожинков 28 августа)