Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Богатый словарного запас ребенка является важнейшим условием для успешного его обучения в школе.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.
Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Так, у данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. У детей первой группы ОНР словарный запас резко отстает от нормы, глагольный почти отсутствует, характерны лексические замены. Словарь детей второй группы ОНР значительно отстает от нормы, словарь действий особенно ограничен. При третьем уровне ОНР словарный запас значительно возрастает, однако характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Замены глаголов являются особенно стойкими. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию глагольного словаря дошкольников с ОНР рассматривается как целостная деятельность специалистов, включающая систему взаимосвязанных задач, содержание, форму ее организации, а также предполагаемые результаты. Коррекционными задачами по формированию глагольного словаря детей шестилетнего возраста с ОНР являются: введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам, развитие вариативности глагольной лексики, способствование формированию точности смыслового значения слов-глаголов, включая переносные и абстрактные.
Современная специальная психология, логопедия в качестве эффективных средств коррекции ориентируются на использование арттерапевтических приемов и методов в процессе обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Л.С. Выготский в своих трудах указывал на особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активации творческих проявлений детей в разных видах искусства (музыке, театре и др.) Полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материла должна обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное творческое участие ребенка, т.е. необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи, и был доступен для дошкольников. Безусловно, самой интересной деятельностью для ребенка является игра. Именно поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.
Таким образом, мы видим потенциальные возможности использования игры-драматизации как средства, которое может повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию глагольного словаря дошкольников с ОНР. Игры-драматизации представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать и куклы.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Для игр-драматизаций необходима атрибутика. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Учитывая недостаточный уровень развития речи, а также сформированности театральных умений дошкольников с ОНР, необходимо использовать подготовительные упражнения, активизирующих речевую деятельность, воображение и творчество детей. Эти упражнения призваны подготавливать детей к осознанию сущности театрального спектакля, формировать умение играть любую роль; направлены на развитие понимания значения слов, необходимых для проигрывания той или иной роли. Упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Другие упражнения формируют умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя ; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Также можно использовать упражнения, представляющие собой вариант детского аутотренинга и формирующие умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою речь, мимику, позу, жесты.
В процессе обучения лучше использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).В начале фрагменты из сказок необходимо использовать как упражнения (например, попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя), после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее целесообразно усложнять задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР можно назвать следующие :
- Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).
- Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).
- Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).
В работе над каждой сказкой выделяются три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Следует отметить, что формирование глагольной лексики осуществляется, как правило, на основных этапах работы. На подготовительном этапе работы над сказкой решаются такие задачи, как настрой детей на новое произведение, воспитание у них отзывчивости, доброжелательности и т.д. На заключительном же этапе, как правило, осуществляется драматизация сказки с использованием декораций, костюмов и т.д.
Работу с детьми на подготовительном и основном этапах удобно организовать в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Подгрупповые занятия могут носить комбинированный характер, т.е. быть направлены не только на расширение глагольного словаря, но и на воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений глаголов, развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. В ходе индивидуальных занятий прорабатывается речевой материал, выясняются сложности в его воспроизведении, также закрепляются полученные на подгрупповых занятиях навыки.
Выделяются 3 направления работы:
- Формирование семантических полей понятий и их расширение посредством ассоциативных связей между лексическими единицами: развитие умения детей подбирать антонимы, синонимы к глаголам; расширение глагольного словаря за счет усвоения значений многозначных глаголов.
- Работа над лексической сочетаемостью: формирование умения проводить семантический отбор и подбор лексических единиц в соответствии с контекстом высказывания; развитие навыка точного словоупотребления, выбор слова, адекватно обозначающего действие.
- Работа над осознанием и образованием смысловых оттенков глаголов: обучение умению различать и образовывать глаголы, смысловые оттенки которых зависят от приставок и суффиксов; развитие навыка точного употребления глаголов с оттенками значений в словосочетаниях и предложениях, конкретных речевых ситуациях.
В условиях дошкольного учреждения развитие речи пронизывает всю деятельность ребенка, решаются задачи умственного развития, формирования познавательных способностей. Расширение глагольной лексики в системе коррекционно-педагогической работы осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако работа над обогащением, уточнением, активизацией глагольного словаря на специальных коррекционных занятиях является одной из главных задач.
В последнее время необходимость использования арттерапевтических технологий в специальном образовании признается все большим количеством специалистов данной области. Использование разнообразных видов арттерапии предполагает развитие всех основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического. А это в свою очередь оказывает положительное воздействие на развитие других психических процессов: мышления, памяти, внимания. Коррекционно-развивающие возможности игр-драматизаций известны давно, хотя используются далеко неполно и лишь отдельными специалистами, например, психологами. Игры-драматизации, обеспечивающие активность детей и поддерживающие их внимание, способствуют сознательному усвоению учебного материала. Стабильная положительная динамика в развитии количественных и качественных характеристик глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в нашем детском саду подтверждает эффективность применения игр-драматизаций в системе коррекционно-педагогической работы.