Урок обобщения по теме "Деление на десятичную дробь" по книге В.Медведева "Баранкин, будь человеком!"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

образовательные

- обобщение знаний, закрепление умений и навыков деления на десятичную дробь в ходе выполнения упражнений, продолжение работы над текстовыми задачами, проверка знаний учащихся при самостоятельном решении;

развивающие

- способствовать развитию культуры устной и письменной речи;

- развитию мышления через обучение;

- развитию любознательности учащихся, их познавательного интереса.

- развитию творческих способностей.

воспитательные

- воспитание ответственности, самостоятельности;

- воспитание культуры общения, трудолюбия, чувства взаимопомощи, самоконтроля;

- привитие интереса и любви к чтению.

Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.

Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point), раздаточный материал (по количеству обучающихся), учебник, тетрадь.

Предварительная подготовка:

Домашнее задание:

- чтение книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!” [1];

- создание творческих математических заданий, с последующим оформлением электронного сборника задач и выставки творческих работ;

- повторить правила стр. 220-221;

- №1445 (д, л, с), №1452, №1459 (в, г) - учебник Н.Я. Виленкин и др. “Математика 5 класс”. [2]

Ход урока

(Слайд № 2, 3)

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого не ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Н.П.Смирнов-Сокольский.

- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня нам предстоит проделать важную и увлекательную работу, а именно: перелистывая страницы книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!”, помочь героям книги, Юрию Баранкину и Косте Малинину, понять, кем надо быть и найти своё место в жизни.

1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, а в каком классе учились герои книги? (В 5 классе)

- Как учились? (Плохо, много двоек)

- Оказывается, Юра, и Костя тоже выполняли домашнее задание к сегодняшнему уроку и, конечно, могли допустить ошибки. Давайте проверим домашнее задание и исправим ошибки, если они есть.

(На слайдах решение домашнего задания с умышленно допущенными ошибками; учащиеся находят ошибки, проговаривают правило; по мере исправления ошибок открывается правильное решение; учащиеся проверяют домашнее задание №1445 (д, л, с), №1452, №1459(в, г) – учебник Н.Я.Виленкин и др. “Математика 5 класс”) [2]

(Слайд № 4-8)

(Гиперссылка со слайда №4 на слайд № 28)

- Итак, двойки за домашнее задание мы помогли исправить Баранкину и Малинину, но дополнительно заниматься, сажать деревья в школьном саду, они не хотели. А фантазёр Баранкин разработал целую инструкцию.

- Давайте решим анаграмму и определим это слово.

(Анаграммой - называется слово, в котором поменялись местами все или несколько букв).

ЩЕВРАНИЕПРЕ (ПРЕВРАЩЕНИЕ)

(Слайд № 9)

- Попробуем вспомнить, в кого хотели превратиться и в кого превратились мальчики?

- А помогут нам в этом следующие упражнения:

2. Устная работа.

а) - Зачеркнём в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят прочитать слово.

(Слайд № 10, гиперссылка на слайд № 29)

37,85: 0,1 37,85: 0,01 37,85:0,001
3,875:0,001 42,396:0,001 10:0,001

 

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

4,23

В

А

Ж

О

Л

Р

О

378,5

0,38

3,7851

10000

36,4

3785

 

М

Б

Е

З

Й

Ц

 

(Задание на слайде; учащиеся выполняют задание, проговаривая правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., отгадывают слово - ВОРОБЕЙ).

(Слайд № 11)

б) - Отгадаем анаграмму.

- Как получить деление на натуральное число?

(Слайд № 12)

0,68: 0,2 = 6,8: 2 = М

0,105 : 0,05 = 10,5:5 = У

0,08064 : 0,008 = 80,64 : 8 = Р

0,03 : 0,6 = 0,3 : 6 = А

0,0024 : 0,004 = 2,4 : 4 = В

0,01 : 0,04 = 1 : 4 = Е

1,206: 0,6 = 12,06: 6 = Й

ЧОБАБКА (БАБОЧКА)

(Слайд № 13)

- Выполним вычисление и прочитаем слово.

(Слайд № 14)

0,34

10,08

0,6

0,5

3,4

0,25

2,01

2,1

0,05

О

Р

В

П

М

Е

Й

У

А

(Учащиеся переносят запятую, применяя правило; отгадывают анаграмму - БАБОЧКА; выполняют вычисления; отгадывают слово - МУРАВЕЙ; задания на слайде, по мере решения на слайде появляются ответы).

3. Решение в тетради.

(Слайд № 15-18)

- Итак, мы сейчас с вами попробуем пофантазировать и представить, что -

  • Ребята 1 ряда превращаются в воробьёв.

- Не хочу учиться
А хочу быть птицей!..
Я уверен, без забот
воробей живёт.
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в воробья. [1]

  • Ребята 2 ряда превращаются в бабочек.

- Я уверен, без забот
Мотылёк живёт!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в мотылька.[1]

  • Ребята 3 ряда превращается в муравьёв.

- Ой, мамочка!
Я не хочу быть бабочкой!
Хорошо быть мурашом!
Бабочкой не хорошо! [1]

(Слайд № 15-18)

- Каждому ряду – группе предстоит выбрать соответствующую своему превращению задачу, решить её и тем самым приблизиться к главному превращению (текст задач распечатан для учащихся - раздаточный материал).

(Слайд № 19-21)

Задача №1

С площади 48,6воробей-Малинин и воробей-Баранкин могли бы склевать 1200,42 крошек. Сколько крошек они могли бы склевать с поверхности земли площадью 270 при той же засорённости?

Задача №2

Первый раз в жизни Юра-капустник и Костя-махаон мчались к школе, а точнее в

школьный сад. Юра-капустник отстал от Кости-махаона на 1,56 км, летя со скоростью

28,5 км/ч, а Костя-махаон летел со скоростью 33,7км/ч. На сколько часов позже прилетел к школе Юра-капустник, чем Костя-махаон?

Задача №3

У превратившихся в муравьёв Баранкина и Малинина проявился инстинкт - желание работать. Вместе с тёмными и необразованными муравьями они приступили к ремонту муравейника. Им пришлось перетащить 119,88 г сухих веток, листиков и хвойных иголок. Муравей-Баранкин перетащил в 1,7 раза больше строительного материала, чем муравей- Малинин. Сколько граммов строительного материала перетащил каждый из них?

(Обсуждение решения задач по группам; запись решения в тетрадях и на доске.)

- И воробьёв, и бабочек, и муравьёв подстерегали разные опасности!

- Какие?

- А помогут нам справиться с этими трудностями следующие задания.

- Кто быстрее выполнит задание и наберёт большее количество баллов, тот быстрее приблизится к главному превращению.

4. Самостоятельная работа (на 6 вариантов; возможны изменения).[3]

Самостоятельная работа (1 ряд)

1) Вычислить:

8,778:0,38 0,0204:0,12

2) Найти значение выражения:

35,27:а, если а=0,1 m:0,1 ,если m=8,2
а=0,01 m=37,5
а=0,001 m=185,

3) Решить уравнение:

3,4х+1,8х=43,16

Самостоятельная работа (2 ряд)

1) Вычислить:

6,864:3,3 25,032:0,56

2) Найти значение выражения:

56,08:с, если с=0,1 к:0,01 ,если к=3,8
с=0,01 к=1,243
с=0,001 к=15

3) Решить уравнение:

201,1-3,04х=77,98 41,2у-28,7у=1

Самостоятельная работа (3 ряд)

1) Вычислить:

0,0414:0,23 13,201:4,3

2) Найти значение выражения:

42,76:в, если в=0,1 m:0,01 ,если m=4,7
в=0,01 m=3,985
в=0,001 m=164

3) Решить уравнение:

21,71+4,06у=27,8 5,09х-3,84х=1

(Текст самостоятельной работы распечатан для учащихся; учащиеся выполняют решение на листах; проверяют ответы, заготовленные на слайде; правильный ответ – 1 балл; подводятся итоги).

(Слайд № 22)

- Ни ночью, ни днём
Не хочу быть муравьём!
Я хочу навеки,
Быть Человеком!.. [1]

- Почему?

- Что это означает?

(Слайд № 23, 24, мультфильм-фрагмент)

5. Итог урока.

- О чём говорили на уроке?

- Что решали на уроке?

- В чём особенность задач?

- Как вы думаете, поняли Баранкин с Малининым, как найти своё место в жизни?

- Такой жизни, о которой мечтали мальчики, нет ни у воробьёв, ни у бабочек, ни у муравьёв.

- У них свои проблемы, им также надо трудиться, учиться, добывать пищу, спасаться от врагов.

(Оценка учащихся).

6. Домашнее задание.

(Слайд № 25, гиперссылка на слайд № 27)

Учебник [2] - №1445(е, м, т), №1461, выберите одну из предложенных задач, составленных ребятами нашего класса, С. Никишиным, А.Меньшиковой, Н. Ивановым по страницам книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!” и решите их (текст задач заготовлен на листах для учащихся).

- Урок закончен.

(Слайд № 26, гиперссылка на слайд № 30)

(Текст задач распечатан для учащихся - раздаточный материал.)

Задача №1 - составила А. Меньшикова

Баранкин, будучи бабочкой, перемещался со скоростью 50,4 км/ч, а, будучи воробьем, со скоростью 35 км/ч. На сколько км/ч и во сколько раз Баранкин передвигался быстрее, когда был бабочкой?

Задача №2 - составил Н. Иванов

Чтобы занять скворечник, воробью-Баранкину надо долететь до него быстрее других воробьёв. Скорость воробья-Баранкина 30 км/ч, а скорость воробьёв 20 км/ч, расстояние до скворечника 2,4 км. На сколько часов быстрее Баранкин долетит до скворечника?

Задача №3 - составил А. Никишин

Баранкин превращался в воробья 6,9 минут, в бабочку на 1,4 минуты больше, чем в воробья. В муравья он превращался на 5,6 минут меньше, чем в бабочку. А в человека он превращался на 2,4 минуты меньше, чем в муравья. Сколько минут Баранкин превращался в человека?

Литература

1. В.Медведев. “Баранкин, будь человеком!”. Хрестоматия школьника. Планета детства. “Астрель”, 2005 г.

2. Н.Я.Виленкин и др. “Математика 5 класс”. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. “Мнемозина”, 2009 год.

3. А.С.Чесноков, Н.И.Нешков. “Дидактические материалы по математике для 5 класса”. Москва. “Классик Стиль”, 2001 год.

4. Л.П.Попова. В помощь школьному учителю. “Поурочные разработки по математике”. К учебному комплекту Н.Я.Виленкина. 5 класс. Москва. “Веко”, 2008 год.

Приложение