Цели:
образовательные
- обобщение знаний, закрепление умений и навыков деления на десятичную дробь в ходе выполнения упражнений, продолжение работы над текстовыми задачами, проверка знаний учащихся при самостоятельном решении;
развивающие
- способствовать развитию культуры устной и письменной речи;
- развитию мышления через обучение;
- развитию любознательности учащихся, их познавательного интереса.
- развитию творческих способностей.
воспитательные
- воспитание ответственности, самостоятельности;
- воспитание культуры общения, трудолюбия, чувства взаимопомощи, самоконтроля;
- привитие интереса и любви к чтению.
Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.
Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point), раздаточный материал (по количеству обучающихся), учебник, тетрадь.
Предварительная подготовка:
Домашнее задание:
- чтение книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!” [1];
- создание творческих математических заданий, с последующим оформлением электронного сборника задач и выставки творческих работ;
- повторить правила стр. 220-221;
- №1445 (д, л, с), №1452, №1459 (в, г) - учебник Н.Я. Виленкин и др. “Математика 5 класс”. [2]
Ход урока
(Слайд № 2, 3)
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого не ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Н.П.Смирнов-Сокольский.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня нам предстоит проделать важную и увлекательную работу, а именно: перелистывая страницы книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!”, помочь героям книги, Юрию Баранкину и Косте Малинину, понять, кем надо быть и найти своё место в жизни.
1. Проверка домашнего задания.
- Ребята, а в каком классе учились герои книги? (В 5 классе)
- Как учились? (Плохо, много двоек)
- Оказывается, Юра, и Костя тоже выполняли домашнее задание к сегодняшнему уроку и, конечно, могли допустить ошибки. Давайте проверим домашнее задание и исправим ошибки, если они есть.
(На слайдах решение домашнего задания с умышленно допущенными ошибками; учащиеся находят ошибки, проговаривают правило; по мере исправления ошибок открывается правильное решение; учащиеся проверяют домашнее задание №1445 (д, л, с), №1452, №1459(в, г) – учебник Н.Я.Виленкин и др. “Математика 5 класс”) [2]
(Слайд № 4-8)
(Гиперссылка со слайда №4 на слайд № 28)
- Итак, двойки за домашнее задание мы помогли исправить Баранкину и Малинину, но дополнительно заниматься, сажать деревья в школьном саду, они не хотели. А фантазёр Баранкин разработал целую инструкцию.
- Давайте решим анаграмму и определим это слово.
(Анаграммой - называется слово, в котором поменялись местами все или несколько букв).
ЩЕВРАНИЕПРЕ (ПРЕВРАЩЕНИЕ)
(Слайд № 9)
- Попробуем вспомнить, в кого хотели превратиться и в кого превратились мальчики?
- А помогут нам в этом следующие упражнения:
2. Устная работа.
а) - Зачеркнём в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят прочитать слово.
(Слайд № 10, гиперссылка на слайд № 29)
37,85: 0,1 | 37,85: 0,01 | 37,85:0,001 |
3,875:0,001 | 42,396:0,001 | 10:0,001 |
3,785 |
37850 |
3875 |
0,3875 |
42396 |
378,41 |
4,23 |
В |
А |
Ж |
О |
Л |
Р |
О |
378,5 |
0,38 |
3,7851 |
10000 |
36,4 |
3785 |
|
М |
Б |
Е |
З |
Й |
Ц |
(Задание на слайде; учащиеся выполняют задание, проговаривая правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., отгадывают слово - ВОРОБЕЙ).
(Слайд № 11)
б) - Отгадаем анаграмму.
- Как получить деление на натуральное число?
(Слайд № 12)
0,68: 0,2 = 6,8: 2 = М
0,105 : 0,05 = 10,5:5 = У
0,08064 : 0,008 = 80,64 : 8 = Р
0,03 : 0,6 = 0,3 : 6 = А
0,0024 : 0,004 = 2,4 : 4 = В
0,01 : 0,04 = 1 : 4 = Е
1,206: 0,6 = 12,06: 6 = Й
ЧОБАБКА (БАБОЧКА)
(Слайд № 13)
- Выполним вычисление и прочитаем слово.
(Слайд № 14)
0,34 |
10,08 |
0,6 |
0,5 |
3,4 |
0,25 |
2,01 |
2,1 |
0,05 |
О |
Р |
В |
П |
М |
Е |
Й |
У |
А |
(Учащиеся переносят запятую, применяя правило; отгадывают анаграмму - БАБОЧКА; выполняют вычисления; отгадывают слово - МУРАВЕЙ; задания на слайде, по мере решения на слайде появляются ответы).
3. Решение в тетради.
(Слайд № 15-18)
- Итак, мы сейчас с вами попробуем пофантазировать и представить, что -
- Ребята 1 ряда превращаются в воробьёв.
- Не хочу учиться
А хочу быть птицей!..
Я уверен, без забот
воробей живёт.
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в воробья. [1]
- Ребята 2 ряда превращаются в бабочек.
- Я уверен, без забот
Мотылёк живёт!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в мотылька.[1]
- Ребята 3 ряда превращается в муравьёв.
- Ой, мамочка!
Я не хочу быть бабочкой!
Хорошо быть мурашом!
Бабочкой не хорошо! [1]
(Слайд № 15-18)
- Каждому ряду – группе предстоит выбрать соответствующую своему превращению задачу, решить её и тем самым приблизиться к главному превращению (текст задач распечатан для учащихся - раздаточный материал).
(Слайд № 19-21)
Задача №1
С площади 48,6воробей-Малинин и воробей-Баранкин могли бы склевать 1200,42 крошек. Сколько крошек они могли бы склевать с поверхности земли площадью 270 при той же засорённости?
Задача №2
Первый раз в жизни Юра-капустник и Костя-махаон мчались к школе, а точнее в
школьный сад. Юра-капустник отстал от Кости-махаона на 1,56 км, летя со скоростью
28,5 км/ч, а Костя-махаон летел со скоростью 33,7км/ч. На сколько часов позже прилетел к школе Юра-капустник, чем Костя-махаон?
Задача №3
У превратившихся в муравьёв Баранкина и Малинина проявился инстинкт - желание работать. Вместе с тёмными и необразованными муравьями они приступили к ремонту муравейника. Им пришлось перетащить 119,88 г сухих веток, листиков и хвойных иголок. Муравей-Баранкин перетащил в 1,7 раза больше строительного материала, чем муравей- Малинин. Сколько граммов строительного материала перетащил каждый из них?
(Обсуждение решения задач по группам; запись решения в тетрадях и на доске.)
- И воробьёв, и бабочек, и муравьёв подстерегали разные опасности!
- Какие?
- А помогут нам справиться с этими трудностями следующие задания.
- Кто быстрее выполнит задание и наберёт большее количество баллов, тот быстрее приблизится к главному превращению.
4. Самостоятельная работа (на 6 вариантов; возможны изменения).[3]
Самостоятельная работа (1 ряд)
1) Вычислить:
8,778:0,38 | 0,0204:0,12 |
2) Найти значение выражения:
35,27:а, если а=0,1 | m:0,1 ,если m=8,2 |
а=0,01 | m=37,5 |
а=0,001 | m=185, |
3) Решить уравнение:
3,4х+1,8х=43,16 |
Самостоятельная работа (2 ряд)
1) Вычислить:
6,864:3,3 | 25,032:0,56 |
2) Найти значение выражения:
56,08:с, если с=0,1 | к:0,01 ,если к=3,8 |
с=0,01 | к=1,243 |
с=0,001 | к=15 |
3) Решить уравнение:
201,1-3,04х=77,98 | 41,2у-28,7у=1 |
Самостоятельная работа (3 ряд)
1) Вычислить:
0,0414:0,23 | 13,201:4,3 |
2) Найти значение выражения:
42,76:в, если в=0,1 | m:0,01 ,если m=4,7 |
в=0,01 | m=3,985 |
в=0,001 | m=164 |
3) Решить уравнение:
21,71+4,06у=27,8 | 5,09х-3,84х=1 |
(Текст самостоятельной работы распечатан для учащихся; учащиеся выполняют решение на листах; проверяют ответы, заготовленные на слайде; правильный ответ – 1 балл; подводятся итоги).
(Слайд № 22)
- Ни ночью, ни днём
Не хочу быть муравьём!
Я хочу навеки,
Быть Человеком!.. [1]
- Почему?
- Что это означает?
(Слайд № 23, 24, мультфильм-фрагмент)
5. Итог урока.
- О чём говорили на уроке?
- Что решали на уроке?
- В чём особенность задач?
- Как вы думаете, поняли Баранкин с Малининым, как найти своё место в жизни?
- Такой жизни, о которой мечтали мальчики, нет ни у воробьёв, ни у бабочек, ни у муравьёв.
- У них свои проблемы, им также надо трудиться, учиться, добывать пищу, спасаться от врагов.
(Оценка учащихся).
6. Домашнее задание.
(Слайд № 25, гиперссылка на слайд № 27)
Учебник [2] - №1445(е, м, т), №1461, выберите одну из предложенных задач, составленных ребятами нашего класса, С. Никишиным, А.Меньшиковой, Н. Ивановым по страницам книги В.Медведева “Баранкин, будь человеком!” и решите их (текст задач заготовлен на листах для учащихся).
- Урок закончен.
(Слайд № 26, гиперссылка на слайд № 30)
(Текст задач распечатан для учащихся - раздаточный материал.)
Задача №1 - составила А. Меньшикова
Баранкин, будучи бабочкой, перемещался со скоростью 50,4 км/ч, а, будучи воробьем, со скоростью 35 км/ч. На сколько км/ч и во сколько раз Баранкин передвигался быстрее, когда был бабочкой?
Задача №2 - составил Н. Иванов
Чтобы занять скворечник, воробью-Баранкину надо долететь до него быстрее других воробьёв. Скорость воробья-Баранкина 30 км/ч, а скорость воробьёв 20 км/ч, расстояние до скворечника 2,4 км. На сколько часов быстрее Баранкин долетит до скворечника?
Задача №3 - составил А. Никишин
Баранкин превращался в воробья 6,9 минут, в бабочку на 1,4 минуты больше, чем в воробья. В муравья он превращался на 5,6 минут меньше, чем в бабочку. А в человека он превращался на 2,4 минуты меньше, чем в муравья. Сколько минут Баранкин превращался в человека?
Литература
1. В.Медведев. “Баранкин, будь человеком!”. Хрестоматия школьника. Планета детства. “Астрель”, 2005 г.
2. Н.Я.Виленкин и др. “Математика 5 класс”. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. “Мнемозина”, 2009 год.
3. А.С.Чесноков, Н.И.Нешков. “Дидактические материалы по математике для 5 класса”. Москва. “Классик Стиль”, 2001 год.
4. Л.П.Попова. В помощь школьному учителю. “Поурочные разработки по математике”. К учебному комплекту Н.Я.Виленкина. 5 класс. Москва. “Веко”, 2008 год.