Цели:
- образовательная – повторить и закрепить основную идею темы, заключающуюся в том, что понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой;
- развивающая – отработка практических навыков и умений при работе с текстовыми, графическими и числовыми объектами, развитие познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитательная – воспитание ответственного отношения к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, воспитание организованности и самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесные и практические методы обучения.
Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ.
Оборудование и дидактические материалы: мультимедиапроектор, компьютер, flipchart, интерактивная доска, ПО (ОС: Windows 7; приложение Activ Software).
План урока:
- Организационный момент.
- Установление связи с ранее изученным материалом.
- Физкультминутка.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости (Дежурные сдайте список отсутствующих).
II. Установление связи с ранее изученным материалом.
Ребята, тема урока сегодня «Отношения между понятиями», поэтому нам надо вспомнить, что такое понятие, что составляет содержание понятия, какие действия можно совершать с понятиями.
- Дайте определение понятия. (Понятие – форма мышления.)
- Какие два мира вы знаете? (Реальный и виртуальный)
- К какому миру относятся понятия? (К виртуальному)
- Что составляет содержание понятия? (Содержание понятия – это перечень существенных свойств объекта.)
Ребята, на экране вы видите формулировку понятия об объекте реального мира. Назовите понятие и какой объект оно характеризует. (Бабочка)
- А какие действия можно совершать с понятиями? (Деление и обобщение)
Дайте определение действию деление понятий. (Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.)
- Разделите родовое понятие «устройство компьютера» на видовые. (Клавиатура, мышь, системный блок, монитор, принтер, колонки, микрофон)
- Дайте определение действию обобщение понятий. (Обобщение понятий – мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.)
- Запишите какие видовые понятия можно объединить в родовом понятии «компьютерный символ»? (буква, цифра, знак препинания, знак арифметического действия, специальный символ)
III. Физкультминутка.
Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: Тик-так.
Смотри скорей который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
IV. Объяснение нового материала.
Понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой, которые можно выразить с помощью схем и диаграмм. Отношения между видовыми понятиями – это симметричные отношения.
Откройте тетрадь после задания №9 (стр. 52). Нарисуйте схему в своей тетради. Например: отношения между понятиями «принтер» и «монитор», рассмотренными в предыдущих заданиях симметричные.
Отношения между родовым и видовым понятиями – это несимметричные отношения.
Нарисуйте схему в своей тетради. Например: отношения между понятиями «компьютерный символ» и «специальный символ», рассмотренными в предыдущих заданиях несимметричные.
А теперь каждая пара должна придумать одно симметричное отношение. Кто готов поднимает руку. (Выходят к доске парами.) Пока звучит музыка, пишут на интерактивной доске. Достаточно. А теперь приведите примеры несимметричных отношений. (Выходят к доске парами.) Пока звучит музыка, пишут на интерактивной доске.
Отношения между понятиями можно выразить с помощью диаграмм Эйлера-Венна. Откройте учебник на странице 66, Асет прочти, пожалуйста, последний абзац параграфа.
Открыли рабочие тетради. Выполняем задание 5 к §8 (в рабочих тетрадях и у доски). (Ученик читает задание.) Какое понятие является родовым? Родовое понятие – понятие большего объема («носитель информации»). Понятия «бумага» и «камень» – видовые понятия. Рассмотрим ещё один пример: подберите к понятию «глаза» видовое и родовое понятия. (Видовое: «нос», «ухо», «язык», «рот», «кожа»; родовое: «орган чувств»)
V. Закрепление.
Выполняем задание 8 к §8 в рабочей тетради.
VI. Рефлексия.
- Сегодня я узнал(а), что понятия всегда находятся в отношениях между собой.
- Сегодня я узнал(а), что отношения между понятиями бывают симметричными и несимметричными.
- Сегодня я узнал(а), что отношения можно выразить схемой или диаграммой Эйлера-Венна.
- Я никогда не думал(а), что понятие – это объект виртуального мира, мира наших мыслей.
- В своей работе я научилась(лся) показывать отношения между понятиями с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
VII. Домашнее задание.
§8, РТ §8.
Библиографический список:
- Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Материалы с сайта www.vikipedia.ru
- Материалы с сайта wpapers.ru/wallpapers/Plants/Flowers/5199/1400-1050.html
- Материалы с сайта images.yandex.kz/
- Материалы с сайта www.mota.ru/wallpapers/
Самоанализ урока – Приложение.