Отношения между понятиями. 4-й класс

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Класс: 4


Цели:

  • образовательная – повторить и закрепить основную идею темы, заключающуюся в том, что понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой;
  • развивающая – отработка практических навыков и умений при работе с текстовыми, графическими и числовыми объектами, развитие познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитательная – воспитание ответственного отношения к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, воспитание организованности и самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесные и практические методы обучения.

Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ.

Оборудование и дидактические материалы: мультимедиапроектор, компьютер, flipchart, интерактивная доска, ПО (ОС: Windows 7; приложение Activ Software).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Установление связи с ранее изученным материалом.
  3. Физкультминутка.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка посещаемости (Дежурные сдайте список отсутствующих).

II. Установление связи с ранее изученным материалом.

Ребята, тема урока сегодня «Отношения между понятиями», поэтому нам надо вспомнить, что такое понятие, что составляет содержание понятия, какие действия можно совершать с понятиями.

  • Дайте определение понятия. (Понятие – форма мышления.)
  • Какие два мира вы знаете? (Реальный и виртуальный)
  • К какому миру относятся понятия? (К виртуальному)
  • Что составляет содержание понятия? (Содержание понятия – это перечень существенных свойств объекта.)

Ребята, на экране вы видите формулировку понятия об объекте реального мира. Назовите понятие и какой объект оно характеризует. (Бабочка)

  • А какие действия можно совершать с понятиями? (Деление и обобщение)

Дайте определение действию деление понятий. (Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.)

  • Разделите родовое понятие «устройство компьютера» на видовые. (Клавиатура, мышь, системный блок, монитор, принтер, колонки, микрофон)
  • Дайте определение действию обобщение понятий. (Обобщение понятий – мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.)

  • Запишите какие видовые понятия можно объединить в родовом понятии «компьютерный символ»? (буква, цифра, знак препинания, знак арифметического действия, специальный символ)

III. Физкультминутка.

Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: Тик-так.
Смотри скорей который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.

IV. Объяснение нового материала.

Понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой, которые можно выразить с помощью схем и диаграмм. Отношения между видовыми понятиями – это симметричные отношения.

Откройте тетрадь после задания №9 (стр. 52). Нарисуйте схему в своей тетради. Например: отношения между понятиями «принтер» и «монитор», рассмотренными в предыдущих заданиях симметричные.

Отношения между родовым и видовым понятиями – это несимметричные отношения.

Нарисуйте схему в своей тетради. Например: отношения между понятиями «компьютерный символ» и «специальный символ», рассмотренными в предыдущих заданиях несимметричные.

А теперь каждая пара должна придумать одно симметричное отношение. Кто готов поднимает руку. (Выходят к доске парами.) Пока звучит музыка, пишут на интерактивной доске. Достаточно. А теперь приведите примеры несимметричных отношений. (Выходят к доске парами.) Пока звучит музыка, пишут на интерактивной доске.

Отношения между понятиями можно выразить с помощью диаграмм Эйлера-Венна. Откройте учебник на странице 66, Асет прочти, пожалуйста, последний абзац параграфа.

Открыли рабочие тетради. Выполняем задание 5 к §8 (в рабочих тетрадях и у доски). (Ученик читает задание.) Какое понятие является родовым? Родовое понятие – понятие большего объема («носитель информации»). Понятия «бумага» и «камень» – видовые понятия. Рассмотрим ещё один пример: подберите к понятию «глаза» видовое и родовое понятия. (Видовое: «нос», «ухо», «язык», «рот», «кожа»; родовое: «орган чувств»)

V. Закрепление.

Выполняем задание 8 к §8 в рабочей тетради.

VI. Рефлексия.

  • Сегодня я узнал(а), что понятия всегда находятся в отношениях между собой.
  • Сегодня я узнал(а), что отношения между понятиями бывают симметричными и несимметричными.
  • Сегодня я узнал(а), что отношения можно выразить схемой или диаграммой Эйлера-Венна.
  • Я никогда не думал(а), что понятие – это объект виртуального мира, мира наших мыслей.
  • В своей работе я научилась(лся) показывать отношения между понятиями с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

VII. Домашнее задание.

§8, РТ §8.

Библиографический список:

  1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Материалы с сайта www.vikipedia.ru
  3. Материалы с сайта wpapers.ru/wallpapers/Plants/Flowers/5199/1400-1050.html
  4. Материалы с сайта images.yandex.kz/
  5. Материалы с сайта www.mota.ru/wallpapers/

Самоанализ урока – Приложение.