Цели урока: обобщить знания о природе материка, закрепить навыки работы с настенными и контурными картами, умения использовать полученные знания, вызвать живой интерес к предмету, желание узнавать новое.
Задачи урока: развивать познавательную и творческую активность учащихся, отрабатывать умение применять теоретические знания на практике, умение работать в группах.
Оборудование: физическая карта, карта природных зон Южной Америки, атласы для 7-го класса, раздаточный материал с географической номенклатурой, набор слайдов с видами природы, животных и растений Южной Америки.
Тип урока: Обобщение и закрепление изученного материала.
Ход урока
Организационный момент
Организация класса, разделение на группы – экспедиции. Каждая группа должна придумать название своей команде, девиз и представить эмблему команды.
Презентация эмблем команд, выбор лучшей эмблемы. В роли эксперта может выступать учитель.
Учитель: Сегодня мы отправимся всем классом в самое большое путешествие по следам Х. Колумба, которое будет проходить в несколько этапов:
Этапы игры:
- Разминка;
- Знаешь ли ты карту;
- Капитаны, вперед!
- По морям, по волнам;
- Заметки путешественника;
- Очевидное – невероятное;
- Подведение итогов.
1 этап – “Разминка”.
Задания предлагаются для каждой команды:
1 команда |
2 команда |
1. Назовите южную точку материка? | 1. Назовите северную точку материка? |
2. Какими океанами омывается? | 2. С какими материками граничит? |
3. Назовите крупные формы рельефа материка? | 3. Назовите крупные реки континента? |
4. Какой водопад расположен севернее вдп. Анхеля или Игуасу? | 4. Какая страна расположена восточнее Аргентины и Перу? |
5. В каких климатических поясах лежит Ю. Америка? | 5. Назовите площадь материка |
2 этап. “Знаешь ли ты карту”.
Каждой группе – экспедиции учащихся дается карточки с географической номенклатурой материка, при ответе учащиеся должны подойти к физической карте Ю. Америки и прикрепить соответствующий значок (оценивается быстрота и правильность ответа)
- Что расположено восточнее бразильское плоскогорье или Анды?
- Карибское море омывает материк с севера или с севера–востока?
- Общее течение реки Амазонки на восток или на северо-восток?
- Какая страна омывается Тихим океаном -Бразилия или Перу?
- Водопад Игуасу образовался в бассейне реки Ориноко или Параны?
- Какое государство имеет большую протяженность с севера на юг – Перу или Чили?
- Какая низменность лежит севернее Оринокская или Амазонская?
- Какая страна находится восточнее – Аргентина или Перу?
- Что расположено севернее – Амазонская низменность или Гвианское плоскогорье?
- Какие острова расположены южнее Фолклендские или Огненная Земля?
3 этап. “Капитаны, вперед!”
Капитану команды предлагается задать противнику 3 вопроса, а затем самому ответить на вопросы другого капитана.
4 этап. “По морям, по волнам”
Для работы вывешивается заранее заготовленный кроссворд. Командам предлагается разгадать его.
Кроссворд для 1-ой команды:
- Горы на западе Ю. Америки.
- Самый высокий водопад мира.
- Самая полноводная река.
- Наивысшая точка Анд и всего Западного полушария.
Кроссворд для 2-ой команды:
- Государство на западе материка.
- Западный мыс материка.
- Субтропические степи Ю. Америки.
- Перешеек, соединяющий Южную и Северную Америку.
5 этап. “Заметки путешественника”
В ходе нашего плавания вы, ребята, конечно же писали свои заметки. Представьте, что вы провели сутки в Амазонской сельве. (На интерактивной доске идут слайды природы материка Ю. Америки, звучит негромкая музыка)
Составьте рассказ о своих возможных впечатлениях, в любой форме: сказка, рассказ и т.д. За самый интересный, оригинальный рассказ команда получает баллы.
6 этап. “Очевидное – невероятное”
На заранее приготовленном стенде закрепляются надписи, цель команд – установить, о чем говорят эти надписи.
1054 – высота Анхеля;
Анды – медный пояс. Горы Ю. Америки;
Атакама – самая сухая пустыня Земли;
9000 – протяженность Анд;
-40 м – минимальная высота над уровнем моря на материке (п-ов Вельда);
1492 – открытие материка Х. Колумбом.
7. Подведение итогов.
Правильные ответы на вопросы, умение работать с картой, подбор правильных ответов в ходе игровых моментов, оригинальность ответов – является критерием положительного оценивания.
Выставление оценок.