Цели урока:
- познакомить детей с археологией – исторической дисциплиной, с ее терминами, с известными археологами; показать на практике труд археологов и огромное значение их работы.
- познакомить с историей Ленинградского шоссе;
- пробудить чувство гордости за свой край.
НАЧАЛО
– Что такое история? История занимается изучением человека, его деятельности, состояния обществаю.
– Какие исторические события вы знаете?
– Как люди узнают о прошлом?
Да, вы правы. Существует множество способов знакомства с прошлым. Есть целая историческая дисциплина – АРХЕОЛОГИЯ. А люди, которые занимаются этой наукой называются АРХЕОЛОГАМИ.
Археология в переводе с латинского языка обозначает ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ ( Архиус – древний, логос – слово, учение)
Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие, в ходе которого мы с вами познакомимся с профессией археолога и наукой археологией.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайды №1-4. Мы с вами оказались на улицах древнеримского города Помпеи. Раннее утро. В городе не так много людей. Все заняты своими делами. Ничто не предвещает беду. Пройдет немного времени и заговорит вулкан Везувий. Начнется его извержение, которое продлится около суток. Столбы пепла закрыли солнце, люди в ужасе ждут своего смертного часа. Город был полностью засыпан многометровым слоем пепла и гари. Почти все жители погибли, чудом остались в живых лишь те, кто ранее уехал или ушел из города.
Слайды №5-6. Более 15 веков никто не пытался раскопать этот город. В 1658 году французские и английские ученые начали раскопки. Они обнаружили под 3-хметровым слоем пепла совсем не разрушенный город, останки людей.
Слайды №7-8. В течение 300 лет велись раскопки этого города. Сейчас он почти полностью восстановлен в том виде, в котором его видели жители более 2000 лет назад. Музей под открытым небом. Находится под охраной ЮНЕСКО.
Слайд №9. этого Человека зовут Генрих Шлиман. Интересный человек, который не имел специального исторического образования, всю свою жизнь посвятил осуществлению своей юношеской мечте – отыскать Трою – древнегреческий город.
В детстве Генрих Шлиман прочитал поэму Гомера – древнегреческого ученого и поэта “Илиада”, из которой он узнал о красивейшем городе Трое, разрушенном во время одной их войн.
Ему захотелось найти Трою. И Генрих Шлиман отправился в экспедицию в то место, где должна была находится Троя. В течение нескольких лет его попытки были безуспешны. Но потом удача улыбнулась ему, и им был найден клад одного из троянских царей. Клад состоял из 8833 предметов, среди которых — уникальные кубки из золота и электра, сосуды, домашняя медная и бронзовая утварь, две золотые диадемы, серебряные флаконы, бусины, цепи, пуговицы, застежки, обломки кинжалов, девять боевых топоров из меди. Эти предметы спеклись в аккуратный куб, из чего Шлиман заключил, что когда-то они были плотно уложены в деревянный ларь, который полностью истлел за прошедшие столетия.
Раскопки на территории Трои продолжаются по сей день. Ученые узнают и открывают миру новые интересные подробности жизни древнего города.
Работа с краеведческим материалом
Наверное, вы уже поняли, какой вклад вносят ученые – археологи в возвращение людям тех источников, которые, казалось, утеряны навсегда
А ВАМ НЕ ХОЧЕТСЯ ХОТЯ БЫ НА МИНУТУ СТАТЬ АРХЕОЛОГАМИ?
Несколько лет тому назад был проведен ремонт Ленинградского шоссе. Рабочие меняли его покрытие. И вот посмотрите, что было ими обнаружено
(На столе выложены находки: старинные монеты, женские украшения, стреляная гильза, булыжники различного размера).
Давайте попробуем по этим предметам восстановить историю строительства Ленинградского шоссе. Ведь очень важно не только найти предметы, но и проанализировать свои находки. Итак, начнем.
Ребята высказывают свои предположения о том или ином предмете; о том, каким образом он мог оказаться на территории “раскопа”.
Учитель подводит итог услышанным рассказам.
Когда-то по территории нашего района пролегал древний гостинец – большой проезжий тракт, который исстари проторили иноземные купцы (гости) да царские гонцы. Тянулся тракт от торгового вольного Великого Новгорода к великокняжеской Москве.
В 17 веке тракт соединил новую столицу со старой и стал именоваться Санкт-Петербургским трактом. По нему ездили особы императорского дома. Вдоль дороги было построено несколько путевых дворцов для отдыха. Пнровый из них находился в Черной Грязи, а второй в селе Гомзино. В 1825 году Санкт-Петербургский тракт уже назывался шоссе.
В годы Великой Отечественной войны Ленинградское шоссе имело стратегическое значение и для немецко-фашистских войск и для советских. Здесь шли ожесточенные бои. О них свидетельствуют братские могилы, расположенные по обеим сторонам шоссе. На 41-ом километре был остановлен враг. До Москвы оставалось всего 20 с небольшим километров.
Сегодня мы с вами познакомились с исторической дисциплиной – археологией и узнали о людях, которые занимаются возвращением и восстановлением страниц истории.
Спасибо за внимание!
За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору