Урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс. На уроке использовался наглядно-иллюстративный и частично-поисковый методы работы с учащимися. В конце урока проводится тест на закрепление данной темы. К конспекту урока прилагается презентация “Жизнь древних славян”.
Цели урока:
- приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;
- воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению
Оборудование: презентация “Жизнь древних славян” (Приложение 3), статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление пройденного материала
. (Слайд 1)– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)
– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)
– На какие 5 эпох делят историю ученые?
– Какая из них самая длинная?
– Какая самая короткая?
– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”, “мудрым временем”?)
– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 3).
– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово “равнина”? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что Восточно – Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
– Именно эти территории начали заселять в 6 веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.
– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с.35
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи (поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне)
– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др.)
– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: (Слайд 4)
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень
Вятичи – основатель рода Вятко
поляне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото
– Значит, они жили у … (болот)
2. Объяснение нового материала
Кто такие славяне?
– Так кто же они такие, славяне?
– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”.
– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст (Приложение 1)
– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
– А какие они были по характеру?
– Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоят за себя и близких? Утро, пробуждается природа (Слайд 5)
Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы”.
3. Поселения славян. (Слайд 6)
– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
– Что такое род? (Слайд 7)
– Что такое племя?
– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
4. Занятия славян.
– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.
Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36-37)
– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
5. Жилища славян
– А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд8)
– Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
– Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 9)
– Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 10)
– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 11) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
6. Боги.
– Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.
– Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
– Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 12)
– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)
– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.
– По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 13)
Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия
Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:
Бог скота – Велес
Бог весны – Ярило
Бог лета – Купала
Богиня красоты – Лада
7. Праздники древних славян. (Слайд 14)
– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 15). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
8. Закрепление изученного материала.
– Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста. (Приложение 2) (слайд 16)
– А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)
IV. Итог урока.
(Слайд 17)– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
Используемая литература при подготовке к уроку:
- Учебник. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2003.
- Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2006.
- Методика преподавания истории в начальной школе/ М.Т. Студенкин, В.И. Добролюбова/ М: Издательский центр “Владос”, 2001.