Цели:
1. Уточнение, расширение, обобщение представлений о видах транспорта.
2. Развитие общей моторики.
3. Совершенствование грамматического строя (образование мн. числа имен существительных в р.п., употребление существительных в т.п.)
4. Развитие диалогической речи.
5. Развитие физиологического дыхания.
6. Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления.
Оборудование:"карта сокровищ"(нарисованный маршрут), предметные картинки по теме с изображениями разных видов транспорта, картинки с изображениями транспортных профессий, разрезные картинки по теме, катонный светофор и пешеходный переход.
Ход занятия
1. Организационный момент.(расширение и активизация словаря по теме, развитие диалогической речи).
Логопед: Здравствуйте, ребята!!! Недавно я шла по берегу нашей реки Кубань и увидела бутылку, из которой выглядывал сверток. Оказалось, что там лежит карта. Ой, как интересно! Это наверное пираты потеряли карту, когда искали сокровища! И наверное их так и не нашли. Давайте, ребята вместе с вами отправимся на поиски клада. А отправимся мы с вами в Африку. А добираться туда мы будем на разных видах транспорта.
Логопед: Ребята! А какие виды транспорта вы знаете?
Дети: водный, наземный, подземный, воздушный.
Логопед: а какой транспорт у нас относится к водному, наземному, воздушному, подземному.
Дети: называют транспорт (логопед вешает им на шею картинки с изображением транспорта).
Логопед: Ну что, ребята, пора в путь. Поехали?
2. Физминутка.
До Африки нам, братцы,
Так трудно добираться!
На машине мы поедем
И на поезде помчимся,
В самолете полетим,
Сверху землю оглядим.
На корабле по океану
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля.
Приплыли в Африку, друзья!
3. Упражнение на развитие физиологического дыхания.
Логопед: Ну вот, ребята мы и в Африке! Какой свежий воздух. Давайте глубоко вдохнем через носик, выдохнем через ротик.
Логопед: Ну а теперь ребята, давайте выполним все задания, которые представлены в карте. И тогда мы найдем сокровище.
Логопед: A вот ребята и первое задание.
4. Игра"Кто управляет этим видом транспорта?"(упражнение, направленное на расширение номинативного словаря, употребление существительных в т.п.)
(У детей висят картинки с изображением транспорта. Логопед вызывает по очереди в центр ребенка и выясняют профессию людей, управляющих данным транспортом)
Профессии: мотоциклист, велосипедист, капитан, водитель, пилот.
Логопед: молодцы, ребята! А вот следующее задание.
5. Игра "Регулировщики"(развитие внимания, координации движений)
Логопед: Ребята, кто мне скажет кто такой регулировщик?
Дети: Это милиционер, который регулирует дорожное движение с помощью специального сигнала.
Логопед: Молодцы! Сейчас я буду регулировщиком. То есть буду регулировать движение нашего транспорта. Итак, будьте внимательны.
Как у нас передвигаются машины? Едут по дороге (крутим руками), поезд (изображают движение поезда руки около груди, согнуты в локтях, совершаются круговые движения), передвигается по воде транспорт (изображают движения пловца), передвигается транспорт по воздуху (изображаются взмахи крыльев).
Затем логопед показывает картинки или называет транспорт, а дети изображают, как он передвигается.
Логопед: Молодцы! А сейчас следующее задание. У нас очень много транспорта на улице. Давайте посмотрим сколько у нас транспорта.
6. Игра "Один - много" (развитие грамматического строя речи).
- Машина - по дороге едет много машин.
- Самолет - в небе летит много самолетов.
- Поезд - по рельсам мчатся поезда.
- Лодка - плывут по реке лодки.
7. Логопед: Ребята, а теперь чтобы выполнить нам следующее задание нам нужно разделиться на команды по 2 человека (развитие мышления, конструктивного праксиса).
Нам с вами нужно сложить по очереди картинки.
Дети (по очереди складывают картинки)
8. Логопед: Ну вот, ребята мы почти дошли до нашего сокровища. Нам осталось с вами только перейти дорогу. А кто скажет, где нужно переходить дорогу? (активизация знаний о правилах дорожного движения)
(на пешеходном переходе, где висит вот такой знак). На какой свет светофора мы переходим дорогу? (только на зеленый)
(все переходят дорогу).
9. Итог. Ну вот ребята и дошли мы с вами до нашего сокровища. А вот и наш сладкий клад.
Логопед: молодцы, ребята. Теперь можно отдохнуть и перекусить с дороги.