Пояснительная записка 10–11-е классы.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
- Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
- Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
- Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
- Дальнейшее развитие координационных и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей.
- Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии.
- Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.
- Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.
Настоящая: программа по предмету физическая культура составлена на основе “Комплексной программы физического воспитания учащихся l–11-х классов”, авторы: Лях В.И., Л.А.Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года. Журналов “Физическая культура. Рабочие программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха . : Просвещение, 2011. – 104с – ISBN 978 – 5 – 09 – 021674 – 6. “Книг учителя физкультуры”. Издательство “Физкультура 1–11 классы : развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана – 2008 год.
Нормативная база взята из программы “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве 1–11 классов” Москва 1998 год.
Годовой комплексный план физического воспитания учащихся 5–11 классов, Москва 1988 год.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется по учебным пособиям.
Учебники:
- Н.Г. Озолин – легкая атлетика.
- В. Ломай – бег, прыжки, метание.
- Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”.
- В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе.
- Ю.В. Буйлин – мини-баскетбол в школе.
- С. Башкин – уроки по баскетболу.
- Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных упражнений”.
- А.Н. Мартыновский – “Спортивная гимнастика”.
- А.Т. Брыкина – гимнастика.
- Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе.
- А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол.
- Хоккей. Правила соревнований. –М : Терра-Спорт, 2003 г.
- В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.
Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчетливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет интенсификация обучения по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.
Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету “Физическая культура”. Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею ,
“Русской лапте”, конькам, атлетической и оздоровительной гимнастики. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Уроки гимнастики планируется проводить фронтальным способом (при проведении строевых, общеразвивающих и сложных акробатических упражнений), групповым способом, поточным способом (опорные прыжки), а так же , за счет увеличения уроков на 1 час, появилась возможность заниматься с детьми оздоровительной гимнастикой (профилактика исправления сколиоза и плоскостопия).
№№ п/п |
Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
Класс | |||
X (юноши) | XI (юноши) | ||
1. | Базовая часть: | 89 | 89 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | 4 | 4 |
1.2. | Легкая атлетика | 17 | 17 |
1.3. | Кроссовая подготовка | 8 | 8 |
1.4. | Волейбол | 9 | 9 |
1.5. | Футбол | 7 | 7 |
1.6 | Баскетбол | 8 | 8 |
1.7 | Гандбол | 9 | 9 |
1.8 | Гимнастика | 14 | 14 |
1.9 | Лыжная подготовка | 13 | 13 |
2. | Вариативная часть: | 16 | 16 |
2.1 | Русская лапта | 3 | 3 |
2.2 | Атлетическая и оздоровительная гимнастики | 6 | 6 |
2.3 | Хоккей на льду, коньки | 7 | 7 |
3. | Итого: | 105 | 105 |
Требования к уровню знаний учащихся по физической культуре, оканчивающих среднюю школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснить:
- Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
- Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
- Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.
- Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
- Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.
Соблюдать правила:
- Личной гигиены и закаливания.
- Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
- Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
- Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
Проводить:
- Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
- Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
- Приемы массажа и самомассажа.
- Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
- Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
- Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
- Планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять:
- Уровни индивидуального физического развития.
- Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
- Дозировка физической нагрузки
Демонстрировать:
- Двигательные умения, навыки, способности:
- Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
- В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
- Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
- Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см. (юноши).
- Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
- Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).
В спортивных играх:
- Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность:
- Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл.1)
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
- Организации досуга и здорового образа жизни.
- Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.
Способы спортивной деятельности:
- Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
- Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
- Критически оценивать собственные достижения
- Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.
Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по физической культуре.
Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1–11-х классов” Москва. Просвещение 1996 г.
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:
Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко, обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.
Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (или вяло), недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.
Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведется карта учета динамики прироста показателей развития физических качеств учащихся (таблица № 1).
Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определенных двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.
Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Актуальность программы.
Настоящая программа включает в себя содержание всех основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания в школе и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет обучения. Третий час направлен на увеличение двигательной активности учащихся (за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный процесс.