Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Условия правильного выполнения является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперед – вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно обхватывают мяч, образуя своеобразную воронку (момент приема).
Из исходного положения руки выполняют встречное движение к мячу, заключающееся в перемещении кистей рук вперед – вверх за счет разгибания ног в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Соприкосновение с мячом отрывистое, ударное и осуществляется пальцами. После вылета мяча руки продолжают сопровождающее движение, и затем игрок занимает стартовую стойку или выполняет перемещение. Основная нагрузка при передаче падает на указательные и средние пальцы.
Техника выполнения
И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед – в стороны.
Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.
Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:
- уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
- помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
- при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
- перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
- при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
Возможные ошибки
- Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.
- Большие пальцы рук направлены вперед.
- Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.
- Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.
- Кисти не сопровождают мяч.
- Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.
Подводящие упражнения
- Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).
- Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.
- Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.
- Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).
- Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.
- Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).
- Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):
а) перемещаясь вдоль нее;
б) опускаясь в присед и вставая;
в) без зрительного контроля. - Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:
а) после одного отскока от пола;
б) без отскока;
в) после перемещения. - Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д.
- Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:
а) над собой;
б) в стену. - Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами.
- Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку.
- Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.
- Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.
Ошибки:
- Неустойчивое положение игрока, кисти рук находятся на уровне лица или ниже;
- Несимметричное положение кистей в момент касания мяча;
- Большие пальцы направлены вперед;
- Мяч встречается не впереди, а за головой;
- Пальцы рук слишком напряжены или расслабленны;
- Кисти не сопровождают мяч;
- Отсутствует согласованность в движениях ног, туловища и рук.
Специальные упражнения для овладения техникой выполнения верхней передачи
1) Ловля и бросок набивного мяча в средней и низкой стойках в парах.
2) Броски набивного мяча над собой и ловля.
3) Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с броском мяча вперед-вверх, над собой, назад.
4) В парах. Один подбрасывает мяч вверх и верхней передачей посылает партнеру, тот ловит и выполняет то же самое. Следить за принятием стойки и отбиванием мяча пальцами на уровне лица.
5) В парах. Один игрок набрасывает мяч партнеру, который верхней передачей возвращает ему мяч обратно.
6) Игроки стоят в колонне по одному, тренер посылает мяч несильным ударом одной руки, прием мяча сверху.
Рисунок 1
7) Занимающиеся стоят в колонне, тренер передаёт мяч вперёд, первый бежит в том же направлении, останавливается двойным шагом или скачком, поворачивается лицом к тренеру и верхней передачей направляет ему мяч обратно. Когда учитель посылает мяч в зону 6, ученик выходит к мячу из зоны 5 и 1. Если учитель посылает мяч под различным углом к сетке в зоны 3 и 2, занимающиеся выходят к сетке и выполняют вторые передачи вдоль сетки.
Рисунок 2
8) Передачи из зоны 6 в зону 3,2 и четыре, а также из зоны 3 в зону 2 и 4, из зоны 2 в зоны 3 и 4.
Рисунок 3
9) Занимающиеся стоят в колонне по одному, учитель поочерёдно направляет мяч каждому. Вначале игрок выполняет приём и передачу мяча стоя на месте, затем после двух шагов, скачка вперёд или приставных шагов в сторону.
10) Верхняя передача мяча в стену в движении приставными шагами вправо и влево вдоль стены, а также удаляясь от стены и приближаясь к ней.
11) Чередование верхних передач: передача в стену, передача над собой и поворот кругом, передача в стену стоя спиной к ней, снова поворот к ней и передача в стену и т.д.
12) Приём и передача мяча сверху в парах на месте, передача после одной (двух) передачи над собой. Многократные передачи над собой на месте.
13) Приём и передача мяча сверху в парах в движении приставными шагами.
14) Занимающиеся перемещаются по кругу, в середине круга тренер поочерёдно передаёт им мяч, занимающиеся стараются возвратить мяч обратно точной верхней передачей.
Рисунок 4
15) Встречная передача мяча. Перед тем как передать мяч во встречную колонну, занимающийся выполняют передачу над собой. В начале занимающиеся после передачи уходят в свою колонну, впоследствии в противоположную.
Рисунок 5
16) Занимающиеся стоят по кругу, в середине круга два- три водящих с мячами. Занимающиеся приставными шагами передвигаются по кругу, водящие передают им мячи, которые они немедленно возвращают обратно тем же водящим.
Рисунок 6
17) Передача мяча на точность. Занимающиеся стоят в двух колоннах лицом к сетке на расстоянии 1,5–2 м. от нее, первые игроки в колоннах подбрасывают мяч над собой и верхней передачей отправляют его через сетку, стараясь попасть в гимнастические маты, лежащие в зонах 4, 2, 6. Затем маты располагаются в зонах 3 и 5, 3 и 1 и т.д. (рис.4)
Рисунок 7
18) Передача мяча на и точность. Один занимающийся стоит в зоне 3, остальные в колонне в зоне 4, такое же расположение учащихся на противоположной стороне площадки. Занимающийся, стоящий в зоне 3, подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в зону 4, игрок, первый в колонне, выходит к мячу и верхней передачей направляет через сетку в заданную зону, стараясь попасть в лежащий там мат.
Рисунок 8
19) Тренер находится в зоне 6 лицом к сетке, учащиеся в колонне по одному стоят на противоположной стороне, также в зоне 6(затем в зоне 5 и 2). Тренер с собственного подбрасывания верхней передачей посылает мяч через сетку, игрок, первый в колонне, должен выйти к мячу и, приняв мяч сверху, направить его в зону 3 (2 или 4 – по заданию).
Рисунок 9
20) "Мяч капитану". Занимающиеся делятся на три-четыре команды, которые стоят рядом в колоннах. Напротив каждой команды на расстоянии 3-4м. располагается водящий (капитан), который поочерёдно передачей посылает мяч игрокам своей команды. После передачи игрок идёт в конец своей колонны. Победителем выходит команда, дольше других правильно выполняла передачу.
Рисунок 10
21) "Эстафета у стены". Три-четыре команды стоят в колоннах лицом к стене на расстоянии 2-3 м. от неё. По сигналу игроки, первые в колоннах, выполняют одну (две, три) передачу в стену и уходят в конец колонны. Затем передачу выполняет следующий игрок и т.д. Побеждает команда, не допустившая падения мяча.
22) Передачи мяча над собой в движении по кругу бегом и приставными шагами вправо и влево.
23) Учащиеся стоят в треугольнике. Передача мяча вправо и влево. После передачи игрок переходит в ту колонну, куда он передал мяч.
Рисунок 11
24) Встречная передача мяча через сетку. Вначале без перехода из колонны в колонну, затем с переходом.
25) Передача мяча назад в тройках. Первый игрок передаёт мяч назад второму (первый игрок стоит спиной ко второму), второй- третьему, третий – первому и т. д.
Рисунок 12
26) Занимающийся выполняет один раз ловлю и передачу баскетбольного мяча, а второй раз выполнить верхнюю передачу волейбольного мяча у стены.
27) Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая предварительный хлопок ладонями за спиной. Упражнения усложняются количеством хлопков.
28) Во время ходьбы игрок выполняет передачи вперёд-вверх над собой поочерёдно.
29) То же, но несколько передач подряд вверх – вперёд.
30) Игрок выполняет передачи над собой в высоту до 2м. Каждая передача сочетается с поворотом (переступанием) на 45° сначала в одну, а потом в другую. Упражнение усложняется поворотом на 90°.
31) Игрок выполняет передачу, передвигаясь правым боком вперёд до определённого ориентира. Назад выполняется левым боком вперёд с соответствующей по направлению передачей.
32) Игрок, стоя на коленях, выполняет серии передач над собой на высоту 1-2 м. Одна серия состоит из 8-10 передач.
33) Игрок выполняет две передачи: 1 – в направлении стенки, 2 – (после отскока мяча от стенки) над собой.
34) Игроки поочерёдно передают мяч партнёру, стоящему в 5-6м. в противоположной колонне. После передачи каждый игрок перемещается и занимает позицию в конце противоположной группы
35) Игроки поочерёдно передают мяч партнёру, после чего перемещаются, чтобы занять место в конце соседней группы.
После 5-6 передач каждым игроком направление передач меняют.
Рисунок 13
36) Игроки стоят в углах условного квадрата со стороной 6м.
В одном углу два игрока, один с мячом. Начиная упражнение, он передаёт его вперёд партнёру, который с предварительным поворотом вправо выполняет диагональную передачу. Каждый игрок перемещается вслед за мячом и заменяет место игрока, которому была передача. После 5-6 передач каждым игроком направление передач меняют.
Рисунок 14
37) Четыре игрока располагаются на одной линии на расстоянии 3 м друг от друга. Мяч – у игрока, стоящего слева. Он передаёт его игроку, который первым стоит к нему лицом.
Этот игрок выполняет передачу назад партнёру, который посылает мяч игроку, стоящему напротив. Он передаёт мяч назад крайнему партнёру и т.д. После 8-10 передач каждым игроком, меняются позициями.
Рисунок 15
Желаю успехов в освоении верхней передачи.