Тема одаренности, на мой взгляд, очень интересе. И хотя она начала волновать ученые умы достаточно давно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено:
Упражнение "2 угла" Ведущий предлагает выслушать две крайние точки зрения, выбрать наиболее ему близкую и занять место согласно выбора.
Сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и выйти на середину
- Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красной кегли, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтой кегли.
- Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красной кегли, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтой кегли.
- Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красной кегли, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтой кегли.
Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали. Я приглашаю вас на круглый стол для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Я с удовольствием выслушаю ваши предложения, и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы
Займите, пожалуйста, места за столами (гости занимают место за любым из четырех столов).
Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответ на следующие вопросы:
I. Что такое одаренность.
II. Виды одаренности.
III. Этапы работы с одаренными детьми.
IV. Методы выявления одаренных детей
V. Условия успешной работы по развитию детской одаренности
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения
Одаренность встр-ся редко |____________________________________| Все дети явл. одаренными
Отметьте пожалуйста на шкале, где находится ваша точка зрения
Прежде чем перейти к обсуждению первого вопроса прошу вас выполнить упражнение "Разрушители легенд" (работа, группах)
Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. Через 1 минуту озвучьте свою точку зрения
1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.
2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь
3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?
4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.
Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Но что же такое одаренность вообще?
Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?
Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.
Я хочу этим упражнением вселить вас уверенность, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек!
Что же такое одаренность?
Игра "1-пара, группа"
Существует несколько определений, взятые из разных источников, что же такое одаренность. Они лежат у вас на столах.
Выберите пожалуйста те определения, которые по вашему мнению является наиболее полным и точным и отметьте их самостоятельно. Теперь обсудите это в парах, найдите совпадения. А сейчас обсудите это в группе и придите к общему мнению. Докажите свой ответ
(После работы самостоятельно, участники объединяются в пары, затем группы, обсуждение продолжается. В итоге представитель группы озвучивает общий ответ).
Мы для нашего Центра выбрали следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности -
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Рассмотрим признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
- Наличие специфических стратегий деятельности.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Виды одаренности
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
Более подробная информация находится у вас на столах в виде Памятки "Классификация видов одаренности по критерям"
Если мы говорим об одаренности, то обязательно указываем ее виды. Перечислите, пожалуйста, какую классификацию одаренности вы используете в своей практике
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующее.
- Художественная одаренность.
- Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
- Творческая одаренность.
- Социальная одаренность.
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Так надо ли нам помогать талантливым детям? Что об этом говорят психологи:
- Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками.
- Задатки -некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
- Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность)
- Склонности несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности.
Заметить интересы и склонности детей на помогает сфера деятельности, в которой проявляются способности детей:
- Интеллектуальная
- Академических достижений
- Творческого или продуктивного мышления
- Общения и лидерства
- Художественной деятельности
- Двигательная
Модель работы с одаренными детьми
Как мы с вами уже знаем, способности - это результат целенаправленного развития. Перед нами стоит следующий вопрос - как же всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей?
Деловая игра "Точка зрения"
Для составления эффективной программы работы школы с одаренными детьми, необходимо учесть точки зрения всех участников образовательного процесса.
Предлагаю вам посмотреть на проблему работы с одаренными с разных сторон, побыть в роли:
Стол № 1 - администрации школы, учителей
Стол № 2 - ребенка
Стол № 3 - родителя
Стол № 4 - психолога
Обсудите и выскажитесь, что бы вы хотели, чтобы в этой программе было.
Что бы участникам группы "дети", "учитель", "родители" было легче, ведущий предлагает "шпаргалку". ("УЧИТЕЛЬ", "ДЕТИ", "РОДИТЕЛИ")
Деловая игра "Модель работы школы"
Давайте представим, что к вам в школу пришел ребенок, имеющий высокий уровень способностей в определенной сфере деятельности. Ваша задача - изобразить модель работы школы, необходимую для развития способностей этого ребенка в любой форме (рисунок, схема, таблица и т.п.) - как мы с этим ребенком будем заниматься в школе
Стол № 1 Художественная одаренность
Стол № 2 Общеинтеллектуальная одаренность
Стол № 3 Социальная одаренность
Стол № 4 Художественная одаренность
Защита модели
Сейчас я хочу поделиться с вами нашим опытом работы. При организации работы с одаренными детьми мы опираемся на следующие возрастные особенности детей.
Дошкольный возраст вообще характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии (в музыкальной, изобразительной деятельности)
Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Происходит формирование мотива достижения успеха. В младшем школьном возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности. Нередко развитые способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Наша Программа по развитию одаренности предусматривает работу по трем направлениям: работа на уроке, внеурочная деятельность, работа с родителями (Рисунок 1)
Для координирования работы учреждения по развитию детской одаренности нами была создана модель, которая включает себя: диагностику, координирование работы Центра, организацию развивающей среды, повышение компетентности педагогов, информационное обеспечение УВП (Рисунок 2)
Модель работы с одаренными детьми содержит следующие направления: информационное, развивающее, диагностическое, кадровое, координационное (Рисунок 3)
В 2009 году был создан проект "Одаренные дети", который содержит концепцию программы, принципы педагогической деятельности, цели и задачи, а также стратегию работы с одаренными детьми в условиях учреждения комплекс детский сад - начальная школа.
Ежегодно составляется план работы Центра с одаренными детьми. На основании этого плана в каждом классе, группе учителя и воспитатели составляют свой план работы с детьми, имеющими высокий уровень способностей в определенной сфере деятельности, что позволяет более детально охватить все направления работы с учетом возрастных особенностей учащихся и воспитанников.
Постоянно в нашем учреждении проводится выявление способностей, интересов и склонностей учащихся и воспитанников. Остановимся кратко на методах выявления одаренных детей
Существуют следующие методы выявления одаренных детей:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности;
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
- проведение "пробных" уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов "диагностики отбора" к методам "диагностики развития".
Диагностика одаренности
При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей - достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
В нашем учреждении апробированы и используются следующие методики выявления одаренности:
- МЭДИС - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (КПП, 1 класс). Авторы: И.С.Аверина, Е.И.Щелбанова, Е.Н.Задорнова
- Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (3-4 класс). Автор: А.А. Лосев
- Диагностика одаренности детей. Автор Жексенбаева У.Б. Методическое пособие, Астана, 2005 год:
- Карта интересов для младших школьников
- Методика "Карта интересов" (А.А.Савенков) на основе методики Хаана и Каффа
- Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
- Анкета для родителей по выявлению интересов и склонностей воспитанников
Результаты диагностики позволяют составить карту интересов дошкольников и младших школьников для дальнейшей работы с ней педагогами и воспитателями. Результаты анкетирования родителей позволяют выявить совпадения и разногласия в оценке способностей своих детей и данных, полученных от воспитателей и учителей. На основании анализа собранных сведений составляется банк данных одаренных детей по УВиОЦентру.
Условия работы с одаренными детьми
На основании результатов диагностики в нашем Центре созданы и существуют различные формы внеурочной деятельности воспитанников и учащихся (Рисунок 4). Все они позволяют раскрыть потенциал ребенка, потому что наш многолетний практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
Перед тем, как перейти к показу слайдов по внеурочной деятельности воспитанников хочу вспомнить слова А.Л. Колмогорова: "Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе".
Наиболее адекватная форма воспитания одаренных детей - обращаться с ними как с таковыми, и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Важно, чтобы развитие и воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
В приложении 1 представлена таблица наших достижений, на которой наглядно можно увидеть количество учащихся, имеющих ярко выраженные способности за три года и количество учащихся, являющихся победителями различных конкурсов и олимпиад.
Система образовательного процесса Центра, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.
- Ежегодно наши учащиеся становятся победителями городской предметной олимпиады в четвертых классах
- Каждый год мы участвуем в интеллектуальных конкурсах и марафонах и постоянно занимаем призовые места
- Три года подряд при проведении ПГК наши выпускники получают средний балл от 17,5 до 19 из 20 возможных
- Проводимые творческие внеклассные мероприятия, выставки, акции и прочее (Приложение 2) помогают нам не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка в его возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей "скрытых", нереализованных пока возможностей и способностей.
Заключение
На сегодня можно твердо утверждать, что каждый ребенок одарен от природы огромным объемом возможных способностей - потенциалом, которого может хватить на воспитание гения даже в нескольких областях.
Раскрыть этот потенциал педагогам и родителям можно только отказавшись от традиционных представлений о природе одаренности и таланта.
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения
Одаренность встр-ся редко |____________________________________| Все дети явл. одаренными
Отметьте пожалуйста на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения
В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить ваш отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен в таблице
1-я строка | Кто? Что? | 1 существиетельное |
2-я строка | Какой? | 2 прилагательных. |
3-я строка. | Что делает? | 3 глагола. |
4-я строка. | Что автор думает о теме? | Фраза. |
Например:
Ангел,
Чистый и невинный,
Чувствует, бережёт и спасает.
Божественный дар -
ТАЛАНТ.
Валерия Тарасова