Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский
Введение:
Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты превратились в одну из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания - таковы основные характерные признаки пост советского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, "стратегия успешности" значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколение. Наркомания в настоящее время захлестывает все общество, в том числе систему образования и школу в первую очередь. С одной стороны, это можно рассматривать как обратную сторону собственных российских реформ, а с другой - как активизацию пропаганды наркотиков извне, подкрепленную экономическим давлением. Наркомания - одна из форм девиантного поведения, тяжелое и распространенное явление. Корни его уходят в резко изменившиеся социальные отношения и в несовершенную систему профессиональной педагогической профилактики наркомании в школе, не учитывающую происходящие трансформации самосознания подростков в их отношениях с миром. Подростковый невроз, суицид, преступность, алкоголизм и наркомания - все эти проблемы не могут быть решены силами исключительно школьного коллектива, но в борьбе с предотвращением этого зла школа может и должна занять самую активную гражданскую позицию.
В. Г. Степанов (1997) в книге "Психология трудных школьников" пишет: "Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка и подростка". Задача педагога заключается в том, чтобы уловить изменения, происходящие в сознании подрастающего поколения россиян, помочь им занять достойное место в жизни, научить преодолевать трудности, уберечь от неверного пути, разъяснить требования, предъявляемые обществом молодым людям на пороге в самостоятельную жизнь. 20 век открыл новое качество наркотизма, как социального явления: опьяняющие вещества распространяются среди несовершеннолетних, не достигших ни биологической, ни социальной зрелости.
Актуализация темы.
С каждым годом наркомания распространяется всё больше в детской и подростковой среде. Наркомания наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка.
Природа создала все, чтобы человек был счастлив: деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока. Но некоторые губят свою жизнь. Ее губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. А имя этой беды - наркомания. С каждым годом все больше регистрируется людей, употребляющих наркотики. Еще больнее осознавать тот факт, что большая часть среди них - это молодые люди, подростки 12-15 лет. Сегодня это острейшая проблема, стоящая перед обществом, ставшая всемирной. Поэтому мы, старшеклассники Никольской средней общеобразовательной школы, не можем находиться в стороне и хотим предложить свою программу действий по профилактике наркомании среди подростков.
В нашей школе еще не отмечались случаи употребления наркотиков, но у нас есть несколько курильщиков. А это уже сигнал об опасности. Поэтому на заседании совета ученического самоуправления было решено активизировать работу по профилактике употреблении активных веществ, антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь - это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого, в первую очередь, зависит то, каким содержанием он наполнит свою жизнь. А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений.
В качестве девиза работы над проблемой мы взяли высказывание Генриха Гейне: "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
Так давайте все вместе стремиться к этой красоте под названием "Здоровье!"
Цель: профилактика аддитивного поведения среди подростков.
Задачи:
- Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам в детско-подростковой популяции.
- Информирование учащихся об особо опасных социально-медицинских последствиях злоупотребления наркотиками.
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования - эффективность и качество антинаркотического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе определяются совокупностью профессионально проводимых мероприятий, обеспечивающих: объединение воспитательных воздействий школы, семьи, СМИ, органов правопорядка и других ведомств; формирование у подростков социально-психологических жизненных навыков; выявление и усиление роли учителя в проведении антинаркотического воспитания.
Теоретическая значимость:
- выявлены особенности региона при адаптации программы "Полезные навыки";
- определена роль и место педагога - предметника, семьи и сверстников в решении профилактических задач;
- обобщены основные теории и подходы профилактической работы;
- получены экспериментальные подтверждения гипотезы о том, что качество антинаркотического воспитания подростков в российских школах определяется совокупностью профессионально проводимых мероприятий.
Практическая значимость.
Построена активная социальная и образовательная среда района, обеспечивающая формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
Программа действий.
Изучая материалы, собранные в ходе работы, я пришла к выводу, что проблема наркомании, не коснувшаяся нашей школы, в районе все - таки существует. А это значит, что она актуальна, важна и для нас. Ведь учащиеся школ района постоянно взаимодействуют, контактируют, участвуя в различных внешкольных, спортивных, развлекательных районных мероприятиях.
Итак, на 2010-2011 учебный год в нашей школе была разработана и утверждена следующая программа по профилактике наркомании и формированию ЗОЖ.
- Выявление педагогически запущенных детей. Составление списков детей, состоящих на внутришкольном учете.
- Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.
- Организация досуга подростков "группы риска" в течение учебного года и в каникулярное время.
- Организация летнего отдыха и занятости учащихся.
- Организация бесед с медработниками, с органами милиции.
- Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.
- Работа Совета профилактики правонарушений.
- Пропаганда ЗОЖ.
- Привлечение детей к общеполезному труду.
- Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся, педагогов, посетителей в учреждении и на прилегающей территории.
Реализация плана.
1. Составление социальных паспортов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
2. Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
3. Организация и проведение "Недели здоровья".
4. Анкетирование учащихся среди 8-11 классов с целью выявления уровня знаний о наркомании
а) Оценка качества собственной жизни у подростков старшего школьного возраста:
57% учащихся оценили качество собственной жизни как удовлетворительное;
31% - как малоудовлетворительное;
12% - как неудовлетворительное.
б) Ты знаешь, что такое СПИД?
Да-57, нет18
в) Ты знаешь, как можно заразиться СПИДом?
Да-57, нет18
г) Ты знаешь, как защитить себя от СПИДа
Да-43, нет 32
д) Пробовал ли ты алкоголь?
Да-53 , нет -11 , иногда -11
е) Эпизодически злоупотребляют наркотиками
Да - 3, нет -72
ж) Злоупотребляют никотином
Да - 51, нет -24
з) Не ждут от жизни ничего хорошего - 21
и) Испытывают желание умереть -7
к) Знаешь ли ты, что такое наркотик?
Да-60 , нет-15
л) Если у нас в поселке наркотики?
Да-23 , нет-52
м) Ты доверяешь друзьям?
Да-55 , нет-20
н) Ты раскроешь тайну родителям?
Да-31 , нет-44
о) Ты знаешь телефон доверия?
Да-26 , нет-49
5. Оформление выставки книг: "На улице - не в комнате, о том, ребята, помните", "Берегите здоровье смолоду", "Экология и проблемы XXI".
6. Проведение беседы с просмотром видеофильмов по темам: "Наркомания", "Наркотик 1-2", "Грань-мастер", "Уход за зубами".
7. Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам по темам: "Режим дня школьника", "Безопасность на улице, необходимость соблюдения правил дорожного движения", "Физическая активность и здоровье", "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек", "ЗОЖ, закаливание", "СПИД и его профилактика", "Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения", "Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека".
8. Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирования по проблемам ПАВ, бесед с детьми и родителями, консультаций для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.
9. В целях контроля проведение учета посещаемости школы детьми "группы риска", контролирование их занятости во время каникул.
10. Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.
11. Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.
12. Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.
13. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе.
Этапы проекта.
Диагностирующий этап:
- определить степень информированности детей и подростков о проблеме наркомании среди подрастающего поколения,
- выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков,
- сделать выводы о степени вовлечённости подростков в эту проблему.
Организационно - практический этап:
- предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о наркотиках,
- способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения проблем, связанных с наркоманией,
- научить детей понимать собственные проблемы и критически относиться в обществе, способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними,
- создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения - обеспечить взаимодействие школы с семьёй и внешкольными организациями.
Вывод: определить степень эффективности разработанной системы профилактики, выявить основные недостатки и достижения в проделанной работе, определить изменения в личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании.
Результаты проделанной работы:
- Информированность детей и подростков о вреде наркотиков.
- Изменения установок у учащихся по отношению к наркотикам.
- Обеспечено взаимодействие школы с семьёй и внешкольными организациями.
Литература:
- В. Г. Степанов (1997) "Психология трудных школьников".
- Р.Р. Гарифуллин (2002) "Скрытая профилактика наркомании".
- Устав МКОУ АШИ.
- Тренинги "Ибис" - (2001).
- Тренинг "Сталкер"- (2001).