Цель:
- Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
- Развитие интереса и любви к книге.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять кругозор детей, их знания о русских народных сказках.
- Закреплять знания детей о диких животных, их детёнышах, месте обитания и жилище.
- Закреплять знакомые и учить осваивать новые способы аппликации.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-чувственную сферу дошкольников среднего возраста, эмоциональную отзывчивость, интерес к проявлению прекрасного в окружающем.
- Развивать у детей эмоционально-эстетические чувства при восприятии иллюстраций.
- Развивать интерес к внутреннему миру человека: доброжелательности, чувству радости.
- Развивать самостоятельность и творческие способности детей в разных видах деятельности: беседе, пении, чтении потешек, аппликации, общении со сверстниками и гостями.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес: к культурному и историческому наследию русского народа; самостоятельному творчеству и желанию выполнить аппликацию;
- Воспитывать желание быть доброжелательным.
Речевые:
Учить детей:
- вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в общем разговоре;
- участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая говорящего;
- Развивать словарь детей: обогащать за счёт текстов песенок, потешек;
- активизировать за счёт слов: названия диких животных, их детёнышей, жилища.
Учить при чтении и обыгрывании песенок воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок: “Жихарка”, “Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Кот, петух и лиса”, “Петушок и бобовое зёрнышко”.
- Обыгрывание русской народной потешки “Пальчик – мальчик…”.
- Оформление группового помещения в русском стиле (печка, стол, вышитые полотенца, скатерть, самовар, глиняная посуда).
Материал к занятию:
- Выставка книг с русскими народными сказками: “Кот, петух и лиса”, “Кот и лиса”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”.
- Картинки с изображением диких животных (лисы, медведицы, белки, зайчихи, волчицы) и их детенышей.
- Картинки с изображением жилища диких животных (берлога, логово, нора, дупло).
- Ширма, музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, две коробочки с горохом и гречей, погремушка.
- На столах для продуктивной деятельности – трафареты ложек из картона (крупные); подносы с полосками цветной бумаги; карандаш-клей; клеенки; салфетки; солнышки – по количеству детей.
- Материалы для физминутки; мягкие кубы, обручи, дуги.
- Материалы для оформления: “домик лисы”, исскуственные ёлки.
- Мольберт.
- Видеоаппаратура (ноутбук, проектор, экран).
- Мультимедийная презентация для детей “Подарок для лисы”.
- Русский костюм (рубашка, пояс).
Организация: Оформление группы в стиле русской избы: стоит печка, стол с красивой скатертью, на столе – ложки, самовар, чайник, чашки. За столом стоят стулья.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, у нас сегодня в группе гости. Они пришли посмотреть, какие мы красивые, внимательные, дружные.
«Здравствуйте!» – мы скажем им.
Рады мы гостям своим!
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Вы хотите? Тогда все дружно говорим волшебные слова:
Раз, два, повернись.
В русской сказке очутись!
Дети говорят слова, поворачиваются вокруг себя.
(Печка. У печки стоит стол. За столом Жихарка (ребёнок подготовительной группы) раскладывает ложки).
Жихарка: Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – Петина. А где же моя ложка? Где она?
Воспитатель: Дети, в какую сказку мы с вами попали?
Дети: В сказку “Жихарка”.
(2 слайд. Изображение Жихарки, кота и петуха). Приложение 1
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на наш волшебный экран. Расскажите, каким вы представляете Жихарку. Он был маленький, как…
Дети: Он был маленький, как малыш, как грибок, как гном (и так далее).
(3 слайд. Изображение лисы, которая сажает Жихарку в печь).
Жихарка: Можно ли обо мне сказать, что я удалец? Почему?
Дети: Можно, потому что ты победил лису.
Воспитатель: Как Жихарка победил лису?
Дети: Он ее перехитрил. Он убежал от нее.
Жихарка: Когда лиса собиралась поджарить меня, кот да петух плакали. Вспомните, как про это в сказке сказано?
(4 слайд. Изображение плачущих кота и петушка).
Дети: Кот лапкой слёзы утирает, петушок крылышком подбирает.
Воспитатель: Как сказать по-другому об их настроении?
Дети: Грустили, переживали, печалились, страдали.
Воспитатель: Жихарка, а ты почему такой грустный?
(5 слайд. Изображение Жихарки с ложками).
Жихарка: Да вот, ложка моя пропала. А она была такая красивая! Вы помните, как она выглядела?
Дети: Не простая, точёная, ручка золочёная.
Жихарка: Наверно, опять лиса похозяйничала, утащила к себе в нору.
Воспитатель: А мы можем тебе помочь?
Жихарка: Да. Надо только пройти по волшебной дорожке до лисьей норы и выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь Жихарке найти его ложку?
Дети: Хотим!
Воспитатель:
По волшебной дороге
Шагают наши ноги…
Топ-топ, топ-топ,
Возле ширмы, дети, – стоп!
(Жихарка и дети идут по дорожке.)
Жихарка: Знаете, ребята, когда мы дома с котом и петухом, мы любим слушать разную музыку. А ложки у нас не только для еды, на них и играть можно. Вот и первое задание. Угадайте, что звучит?
(За ширмой на полочке лежат музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, две коробочки с горохом и гречей, погремушка. Воспитатель играет за ширмой, дети отгадывают).
Жихарка: Справились с заданием. Молодцы! Может быть, лиса услышала и призадумалась? Идём дальше. Вы помните, что со мной живут кот и петух. В каких ещё русских народных сказках герои кот и петух?
Дети: “Кот, петух и лиса”, “Кот и лиса”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”.
Жихарка: Это было второе задание. А вот и третье задание. (Воспитатель
берёт в руки игрушечного петуха, показывает детям). А кто помнит, какие
слова кричал петушок в сказке “Кот, петух и лиса”, когда лисица несла его к себе
в нору? Как он звал кота?
(6 слайд. Изображение лисы и петуха из
сказки “Кот, петух и лиса”).
Дети:
Несёт меня лиса
За тёмные леса, за высокие горы!
Котик – братик, выручи меня!
Жихарка: Какой был голос у петушка, когда он звал на помощь?
Дети: Испуганный, тревожный, грустный…
Воспитатель: Возьмите петушка и повторите песенку испуганным, тревожным голосом, чтобы ваши друзья сразу пришли вам на помощь!
Дети индивидуально пропевают.
Жихарка (подводит детей к столу с перевёрнутыми картинками). Помогите мне, пожалуйста, выбрать иллюстрацию к сказке “Кот, петух и лиса”.
Дети (переворачивают, выбирают).
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что здесь изображены герои сказки.
Жихарка: Давайте эту картинку поставим на подставку.
Дети ставят.
Воспитатель: А другие картинки, из каких сказок?
Дети: “Лиса и заяц”, “Зимовье зверей”.
Жихарка (помогает детям прикрепить иллюстрации на мольберт).
Дети ставят.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие красивые у нас картинки! Как красиво вы с Жихаркой расположили их на мольберте! Какие яркие краски использовали художники при рисовании этих иллюстраций! Настоящая выставка получилась.
Жихарка: Вы всё так хорошо помните. Пошли дальше. А дорога всё труднее.
Физкультминутка
Дети походят по дорожке с препятствиями (идут по «мостику», перепрыгивают через «кочки», поднимаются и спускаются с «холмов», пробираются через «лесную чащу»).
Воспитатель: Какие вы ловкие! Вот мы и в лесу. Что-то не видно лисы. А каких животных, кроме лисы, мы можем встретить в нашем лесу?
(7 слайд. Изображение лисы, лисят, лисьей норы).
Дети: Медведя, волка, лося, белку, зайца, оленя.
Жихарка: Как эти животные называются, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель (подводит детей к столу). Вы всё правильно говорите. Наше четвёртое задание. (Снимает накидку с картинок.) Вот животные нашего леса. Но настроение у них грустное. В лес убежали их детеныши, а волчица, медведица, зайчиха, лиса, белка переживают. Найдите, пожалуйста, каждой маме ее детёныша (-ей) и назовите – у кого кто.
Дети: У медведицы – медвежонок (-ата), у волчицы – волчонок (-ата), у белки – бельчонок (-ата), у лисы – лисёнок (-ята).
Жихарка: А теперь и жилище каждому подберите, и назовите у кого какое.
Дети: У медведя – берлога, у волка – логово, у белки – дупло, у лисы – нора.
Жихарка: Как много вы всего знаете! (Подводит к домику лисы). Вот и лисья нора. (Заглядывает в “нору”). Только лисы нет дома. Наверно, ей стыдно стало. Вот моя ложка! Знаете, дети, не хочу я больше ссориться с лисой. Давайте подарим ей красивые ложки, которые сами разукрасим. Сначала пальчики разомнём.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчик – мальчик, Где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!
Воспитатель: Теперь можно и украшать. Подходите к столу, пожалуйста, я всё приготовила. Посмотрите, пожалуйста. Мы будем украшать ложки, чтобы они были красивые. (Показывает образец.) На ручке у неё дорожка из ромбов, а в центре – солнышко. Возьмите каждый одну ложку. Положите перед собой. Возьмите, пожалуйста, полоску цветной бумаги из тарелочки и ножницы. Разрежьте её по косой линии. Получаются ромбы. Положите, пожалуйста, ножницы и выложите на ручках ваших ложек дорожку из ромбов. Теперь возьмите клеящий карандаш. Намажьте клеем один ромб и наклейте на ручку ложки. Теперь – второй, третий ромб. Дорожка из ромбов получилась. Возьмите, пожалуйста, из ваших тарелочек солнышко. Положите его в центр ложки. При помощи клея-карандаша наклейте солнышко в центр ложки. Салфеткой хорошо прижмите.
Жихарка (помогает детям, испытывающим затруднения).
Дыхательная гимнастика.
Жихарка: Чтобы быстрее высыхал клей, давайте подуем на наши ложки. Сначала тихо подуем, потом посильнее.
Дети дуют.
Жихарка: Какая красота получилась!
(8 слайд. Изображение детей с изготовленными “ложками”).
Жихарка: Такие ложки приятно дарить! Будут у лисы ложки не хуже моей. Вот она обрадуется! Складывайте их в коробку. Давайте поставим наш подарок в “нору” лисы. Понравилось вам занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем? Что вам понравилось?
Дети: Жихарка! Он веселый и добрый!
– Понравилось петь песенки сказочных героев!
– Понравилось делать красивые ложки для лисы!
– Понравилось искать детенышей для животных!..
Воспитатель: Что мы делали сегодня?
Дети: Выполняли трудные задания, помогали Жихарке помириться с лисой.
Жихарка: Я думаю, что сегодня мы все стали чуть-чуть добрее и дружнее, научились выполнять трудные задания, помогать нашим любимым сказочным героям. Спасибо вам большое!
Подведение итогов занятия, качественная оценка деятельности детей.