В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, 1989). Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических технологий. Среди которых можно выделить здоровьесберегающие технологии.
На своих занятиях я использую традиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.
Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:
- С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.
- Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.
- Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение - это основа правописания на вступительном периоде.
Пальчиковая гимнастика.
Она позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Самомассаж.
На занятиях я использую элементы самомассажа лица. Он оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.
Развитие общей моторики.
Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Развитие мимических мышц.
Это упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций. Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это "вырастить" нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами.
Развитие просодической стороны речи:
Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Примерный комплекс.
Общая моторика.
Я - чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ Выставляю живот |
Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, живот надут. |
Я чай кипячу, Клокочу и кричу |
Топают. |
- Эй люди, я с вами Попить чаю хочу! (Американская песенка) |
Призывные движения правой рукой. |
Мелкая моторика.
Где обедал воробей. | Дети машут перекрещенными ладошками. |
- В зоопарке у зверей. | Ладошки изображают раскрытую пасть. |
Пообедал я сперва За решёткой у льва Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена, Погостил у носорога Отрубей поел немного, Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру, Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, |
На каждое название загибают по одному пальчику поочерёдно на левой, затем на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил! (С. Маршак) |
Изображают раскрывающуюся пасть животного. |
Самомассаж лица.
Выполнение действий по тексту.
Утром с мылом лобик моем,
Глазки моем, щечки моем,
Подбородок умываем,
Шейку тоже умываем.
Развитие мимических мышц.
У логопеда набор карточек изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.
Собрался заяц на огород, оглянулся, нет врагов, обрадовался. | Радость. |
Пришел, видит, а на огороде вся морковка выкопана. | Удивление. |
Только, в конце грядки видно несколько морковок. | Улыбка. |
Артикуляционная гимнастика.
Приключения язычка.
Лягушка и слоник.
Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)
У него были друзья: лягушка и слоник.
(рисунок 2)
(рисунок 3)
Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Раз - лягушка с толстым брюшком,
Два - большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Киска сердится.
У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)
Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Выгляни в окошечко-
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула:
Рассердилась киска-
Не подходите близко!
Парус.
Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.
Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем , какой был парус у лодочки. (рисунок 5)
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Маляр.
Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома.(рисунок 6)
Давай покажем, как маляр крышу красил.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Гриб.
Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)
Давай покажем, какой гриб увидел язычок.
Под берёзой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Дятел.
Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)
Давай изобразим как стучит дятел.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздается громкий стук.
Комарик.
Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом.(рисунок 9)
Давай покажем, как зазвенел комарик.
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Гармошка.
Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять.
Развитие дыхания.
"Свисток"
И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.
Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).
Используемая литература:
- Косинова Е.М. Уроки логопеда.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет.