Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


(Приложение 1)

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, 1989). Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических технологий. Среди которых можно выделить здоровьесберегающие технологии.

На своих занятиях я использую традиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.

Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:

  • С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.
  • Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.
  • Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.
  • Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение - это основа правописания на вступительном периоде.

Пальчиковая гимнастика.

Она позволяет:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
  • совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью;
  • облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Самомассаж.

На занятиях я использую элементы самомассажа лица. Он оказывает укрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

Развитие общей моторики.

Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Развитие мимических мышц.

Это упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций. Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это "вырастить" нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами.

Развитие просодической стороны речи:

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Примерный комплекс.

(Приложение 2)

Общая моторика.

Я - чайник, ворчун,
Хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ
Выставляю живот
Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, живот надут.
Я чай кипячу,
Клокочу и кричу
Топают.
- Эй люди, я с вами
Попить чаю хочу!

(Американская песенка)

Призывные движения правой рукой.

Мелкая моторика.

Где обедал воробей. Дети машут перекрещенными ладошками.
- В зоопарке у зверей. Ладошки изображают раскрытую пасть.
Пообедал я сперва
За решёткой у льва
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога
Отрубей поел немного,
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
На каждое название загибают по одному пальчику поочерёдно на левой, затем на правой руке.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил!
(С. Маршак)
Изображают раскрывающуюся пасть животного.

Самомассаж лица.

Выполнение действий по тексту.

Утром с мылом лобик моем,
Глазки моем, щечки моем,
Подбородок умываем,
Шейку тоже умываем.

Развитие мимических мышц.

У логопеда набор карточек изображающих заячьи мордочки с различными выражениями.

Собрался заяц на огород, оглянулся, нет врагов, обрадовался. Радость.
Пришел, видит, а на огороде вся морковка выкопана. Удивление.
Только, в конце грядки видно несколько морковок. Улыбка.

Артикуляционная гимнастика.

Приключения язычка.

Лягушка и слоник.

Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)

У него были друзья: лягушка и слоник.

(рисунок 2)

(рисунок 3)

Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Раз - лягушка с толстым брюшком,
Два - большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.

Киска сердится.

У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)

Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко-
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула:
Рассердилась киска-
Не подходите близко!

Парус.

Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.

Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем , какой был парус у лодочки. (рисунок 5)

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Маляр.

Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома.(рисунок 6)

Давай покажем, как маляр крышу красил.

Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!

Гриб.

Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)

Давай покажем, какой гриб увидел язычок.

Под берёзой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.

Дятел.

Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)

Давай изобразим как стучит дятел.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздается громкий стук.

Комарик.

Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом.(рисунок 9)

Давай покажем, как зазвенел комарик.

Прилетает по ночам,
Не дает заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.

Гармошка.

Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять.

Развитие дыхания.

"Свисток"

И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.

Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).

Используемая литература:

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет.