Цели урока:
- Знакомство с новыми, ранее неизвестными произведениями авторов поэтической тетради;
- Формирование способности воспринимать красоту родной природы через поэзию и музыку;
- Развитие умения оценивать стихотворные произведения через обоняние, осязание, вкус;
- Совершенствование навыка выразительного чтения;
- Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, воображения; умений сравнивать и обобщать;
- Воспитание эмоционально - эстетической отзывчивости на произведение;
- Повышение интереса учащихся к поэтическим произведениям через нестандартные формы проведения урока
Задачи урока: Создать условия для:
- Обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительных самоощущений;
- Формирования вкуса при выборе поэтических произведений;
- Стимулирования коммуникативной, познавательной активности детей;
- Развития инициативности, любознательности, творческого самовыражения;
Методическое оснащение:
В классе парты убраны, стоят столики с подсвечниками, на стендах - иллюстрации художников, отражающих эпоху 19 века (семейные портреты, пейзажи улиц)
Выставка книг Н.Некрасова, И.Бунина, К.Бальмонта;
Аудиозапись русской народной песни "Коробейники", П. Чайковский "Вальс цветов", Свиридов "Осень";
Слайды "И дверь распахну я на солнечный блеск:"
Подготовка к уроку: Учитель заранее, вместе с учащимися, подбирает стихи поэтов, находят новые сведения об авторах; учащиеся продолжают оформлять свою поэтическую книгу;
Тип урока: Литературная гостиная.
Ход урока |
Участники процесса. |
Содержание. |
Вступительная часть. | Учитель. | (Звон колокольчика). Прислушайтесь! Сегодня к нам в литературную гостиную съезжаются гости. И не простые! Это русские писатели Н.Некрасов, И.Бунин, К. Бальмонт. (слайд 1) |
Проблема. | Учитель. | Почему же они сегодня соберутся здесь
вместе, ведь жили они немного в разное время? Сегодня мы еще раз прослушаем их произведения и попытаемся понять: что может объединять этих авторов, в чем особенность их поэзии. |
Расширение и углубление знаний. | Учитель. Ребенок 1.
Учитель. |
И первый наш сегодняшний гость
Н.А.Некрасов (cлайд2,3) -Что вам особенное запомнилось о поэте? (ответы учащихся) Он очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.
-Слушая сказки своей старой няньки, Некрасов полюбил их и запомнил на всю жизнь. В сказке же он и нашел образ Мороза-воеводы (могучего богатыря, чародея).(слайд 4) -Кто расскажет нам отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"? -Кем предстает перед нами Мороз-воевода? (живым волшебником, чародеем) -какие звуки услышали в этом произведении? (треск сосулек, скрип снега..) |
Выразительное чтение стихотворений учащимися. | - А какие стихи вы подготовили к этому
уроку? ("Идет, гудет Зеленый шум..", "Поздняя осень, грачи улетели" (слайд 5) |
|
Творческое задание. | Учитель. | -Определите у последнего стихотворения
цвет, вкус, запах. Опишите музыку, которую вы бы
подобрали к данному произведению. -К первому стихотворению устно нарисуйте картину. Определите содержание картины, ее цветовое решение, композицию. Какое из произведений вам показалось ярче, красочней? Какое вам захотелось нарисовать? Какие краски для него вы бы взяли? |
Физминутка. | Танец под музыку "Коробейники". -Кто написал стихи для песни "Коробейники"? (Некрасов) |
|
Расширение и углубление знаний. | Учитель. | -Почти одновременно в нашу гостиную входят К. Бальмонт и И.Бунин. |
Расширение и углубление знаний. | Ребенок 2. | (слайд 6)-К.Бальмонт родился 15 июня 1867г
в деревне Гумнище, Владимирской губернии. Отец
был очень тихим, молчаливым человеком, любил
природу, и маленький Костя часто гулял с ним. Но
особое влияние на поэта оказала его мать -
высокообразованная, умная женщина. Именно она
ввела Бальмонта в мир музыки, истории, живописи. В
пять лет он научился читать, подсматривая за
старшим братом. "Когда слушаешь Бальмонта, слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом. Его стихи очень певучи и музыкальны". |
Учитель. | Для своей дочери Нины он написал замечательные "Фейные сказки". | |
Выразительное чтение стихотворений учащимися. | Ребенок 3. | "Фейные сказки". |
Учитель. | (слайд 7)И.А.Бунин родился 10 апреля 1870
года в Воронеже, но с четырех лет жил в родовом
поместье (хутор Бутырки, Орловской
губернии)(слайд 8)
|
|
Расширение и углубление знаний. | Ребенок 4. | Он очень любил мать, настолько, что ни с кем о ней не говорил. От матери он унаследовал любовь к поэзии, от отца - порывистость, упорство, смелость, кристальную правдивость. |
Ребенок 5. | Первое знакомство с поэзией Бунина -
это знакомство с музыкой стиха, естественное, как
разговор на улице, и многокрасочное, как звучание
оркестра.
|
|
Творческое задание. | Учитель.
Учащиеся. |
Сейчас мы послушаем стихи И.Бунина и
К.Бальмонта и попытаемся сравнить их, определить,
какие звуки, запахи, картины нарисует ваше
воображение "Листопад" И.Бунин. "Осень" К. Бальмонт. "Густой зеленый ельник:" И.Бунин. "Росинка" К.Бальмонт. Прослушайте отрывки музыкальных произведений П.Чайковского "Вальс снежных хлопьев" и Свиридова "Осень", а затем соотнесите их с одним из произведений К Бальмонта "Капля", И Бунина"Сказка". Какое настроение вызвали у вас эти произведения? |
Итог урока. | Учитель. | Так почему же мы сегодня пригласили
таких разных, разноплановых поэтов? (Поэты, в чьих стихах живет музыка.)(слайд9) |
Домашнее задание. | Учитель. | Возьмите эпиграфом к домашнему заданию
слова К.Бальмонта.
Продолжите оформление собственной книги со своими стихами. |
Рефлексия. | Учитель. | Как вы оцените работу своей группы? Какое настроение осталось от урока? Что запомнилось больше всего? |