Литературная гостиная

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство с новыми, ранее неизвестными произведениями авторов поэтической тетради;
  • Формирование способности воспринимать красоту родной природы через поэзию и музыку;
  • Развитие умения оценивать стихотворные произведения через обоняние, осязание, вкус;
  • Совершенствование навыка выразительного чтения;
  • Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, воображения; умений сравнивать и обобщать;
  • Воспитание эмоционально - эстетической отзывчивости на произведение;
  • Повышение интереса учащихся к поэтическим произведениям через нестандартные формы проведения урока

Задачи урока: Создать условия для:

  • Обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительных самоощущений;
  • Формирования вкуса при выборе поэтических произведений;
  • Стимулирования коммуникативной, познавательной активности детей;
  • Развития инициативности, любознательности, творческого самовыражения;

Методическое оснащение:

В классе парты убраны, стоят столики с подсвечниками, на стендах - иллюстрации художников, отражающих эпоху 19 века (семейные портреты, пейзажи улиц)

Выставка книг Н.Некрасова, И.Бунина, К.Бальмонта;

Аудиозапись русской народной песни "Коробейники", П. Чайковский "Вальс цветов", Свиридов "Осень";

Слайды "И дверь распахну я на солнечный блеск:"

Подготовка к уроку: Учитель заранее, вместе с учащимися, подбирает стихи поэтов, находят новые сведения об авторах; учащиеся продолжают оформлять свою поэтическую книгу;

Тип урока: Литературная гостиная.

Ход урока

Участники процесса.

Содержание.

Вступительная часть. Учитель. (Звон колокольчика). Прислушайтесь! Сегодня к нам в литературную гостиную съезжаются гости. И не простые! Это русские писатели Н.Некрасов, И.Бунин, К. Бальмонт. (слайд 1)
Проблема. Учитель. Почему же они сегодня соберутся здесь вместе, ведь жили они немного в разное время?

Сегодня мы еще раз прослушаем их произведения и попытаемся понять: что может объединять этих авторов, в чем особенность их поэзии.

Расширение и углубление знаний. Учитель.

Ребенок 1.

 

 

 

 

Учитель.

И первый наш сегодняшний гость Н.А.Некрасов (cлайд2,3)

-Что вам особенное запомнилось о поэте? (ответы учащихся)

Он очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.

Мне лепетал любимый лес:
"Верь, нет милей родных небес,
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей:"

-Слушая сказки своей старой няньки, Некрасов полюбил их и запомнил на всю жизнь. В сказке же он и нашел образ Мороза-воеводы (могучего богатыря, чародея).(слайд 4)

-Кто расскажет нам отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"?

-Кем предстает перед нами Мороз-воевода?

(живым волшебником, чародеем)

-какие звуки услышали в этом произведении?

(треск сосулек, скрип снега..)

Выразительное чтение стихотворений учащимися.   - А какие стихи вы подготовили к этому уроку?

("Идет, гудет Зеленый шум..", "Поздняя осень, грачи улетели"

(слайд 5)

Творческое задание. Учитель. -Определите у последнего стихотворения цвет, вкус, запах. Опишите музыку, которую вы бы подобрали к данному произведению.

-К первому стихотворению устно нарисуйте картину. Определите содержание картины, ее цветовое решение, композицию.

Какое из произведений вам показалось ярче, красочней? Какое вам захотелось нарисовать?

Какие краски для него вы бы взяли?

Физминутка.   Танец под музыку "Коробейники".

-Кто написал стихи для песни "Коробейники"? (Некрасов)

Расширение и углубление знаний. Учитель. -Почти одновременно в нашу гостиную входят К. Бальмонт и И.Бунин.
Расширение и углубление знаний. Ребенок 2. (слайд 6)-К.Бальмонт родился 15 июня 1867г в деревне Гумнище, Владимирской губернии. Отец был очень тихим, молчаливым человеком, любил природу, и маленький Костя часто гулял с ним. Но особое влияние на поэта оказала его мать - высокообразованная, умная женщина. Именно она ввела Бальмонта в мир музыки, истории, живописи. В пять лет он научился читать, подсматривая за старшим братом.

"Когда слушаешь Бальмонта, слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом. Его стихи очень певучи и музыкальны".

  Учитель. Для своей дочери Нины он написал замечательные "Фейные сказки".
Выразительное чтение стихотворений учащимися. Ребенок 3. "Фейные сказки".
  Учитель. (слайд 7)И.А.Бунин родился 10 апреля 1870 года в Воронеже, но с четырех лет жил в родовом поместье (хутор Бутырки, Орловской губернии)(слайд 8)

"Голубое основанье,
Золотое острие:
Сердцем помню только детство,
Все другое - не мое"

Расширение и углубление знаний. Ребенок 4. Он очень любил мать, настолько, что ни с кем о ней не говорил. От матери он унаследовал любовь к поэзии, от отца - порывистость, упорство, смелость, кристальную правдивость.
  Ребенок 5. Первое знакомство с поэзией Бунина - это знакомство с музыкой стиха, естественное, как разговор на улице, и многокрасочное, как звучание оркестра.

Печален долгий вечер в октябре.
Любил я осень позднюю в России,
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие.

Творческое задание. Учитель.

 

Учащиеся.

Сейчас мы послушаем стихи И.Бунина и К.Бальмонта и попытаемся сравнить их, определить, какие звуки, запахи, картины нарисует ваше воображение

"Листопад" И.Бунин.

"Осень" К. Бальмонт.

"Густой зеленый ельник:" И.Бунин.

"Росинка" К.Бальмонт.

Прослушайте отрывки музыкальных произведений П.Чайковского "Вальс снежных хлопьев" и Свиридова "Осень", а затем соотнесите их с одним из произведений К Бальмонта "Капля", И Бунина"Сказка".

Какое настроение вызвали у вас эти произведения?

Итог урока. Учитель. Так почему же мы сегодня пригласили таких разных, разноплановых поэтов?

(Поэты, в чьих стихах живет музыка.)(слайд9)

Домашнее задание. Учитель. Возьмите эпиграфом к домашнему заданию слова К.Бальмонта.

"Рождается одна строка,
За ней встает другая:"

Продолжите оформление собственной книги со своими стихами.

Рефлексия. Учитель. Как вы оцените работу своей группы?

Какое настроение осталось от урока?

Что запомнилось больше всего?

Приложение.