Конференция "Экологическое воспитание современных школьников"

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Цель: формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

  • познакомить с экологическими конкурсами разных уровней и привлечь их к участию,
  • показать взаимосвязь познавательной и практической деятельности по охране природы.

Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и тут же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери

Просмотр фильма: Планета Земля в опасности!

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов. Долгое время принято было считать, что человек - это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов доказало, что человек лишь маленькая ее часть. В настоящее время, для сохранения жизни на земле необходимы новые отношения между человеком и природой.

"Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку:
Сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, на расстоянии
Взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки"
(Д. Лихачев)

Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа? сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в? фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им "книга природы" - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому), художественную, трудовую, природоохранную. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

  • потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
  • установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
  • убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
  • потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

В работе по экологическому воспитанию в образовании разработаны различные конкурсы и проекты, где дети могут участвовать и пробовать свои силы по разным направлениям. Это: Чистая планета, Царевна-лягушка. Юный исследователь, Конкурс гуманитарных экологических проектов, Подрост, Экогород, Смотр экологических бригад и др.

Сегодня наши участники некоторых конкурсов расскажут о своих работах и достижениях.

1. Выступление победителей конкурса "Царевна-лягушка", ученицы 7 "б" класса: Гавриш Л., Казакова Н., Яковлева Н.

Цель нашей исследовательской работы: изучение популяции лягушек в окрестностях р.Ока вблизи п.Досчатое.

Задачи исследования:

  • Выяснить видовой состав лягушек в окрестностях р.Ока.
  • Определить их экологическую группу.
  • Определить возрастной состав исследованной популяции лягушек.
  • Создать учебное слайд-шоу для уроков биологии для младших школьников по теме "Земноводные".

Амфибии - немногочисленная группа позвоночных. Основная масса амфибий обитает то на суше, то в воде. В течение жизни они превращаются из водных личинок во взрослое животное, которое часто больше времени проводит на суше. Однако взрослые животные плохо приспособлены к жизни на суше.

Амфибии обитают в двух средах - в воде и суше, что отражено в их названии - Класс Земноводные.

Число земноводных в зонах Земли невелико. Большинство их обитает в тропических районах. Связано это с непостоянной температурой их тела, так как она зависит от температуры окружающей среды.

Травенея лягушка.

По внешнему виду очень напоминает остромордую, но отличается от нее более крупными размерами (до 100 мм), темным мрамороподобным рисунком на брюхе, тупой мордой и низким внутренним пяточным бугром

Типичная лесная форма, в Европе травяная лягушка встречается и в лесостепи, заходя в степи лишь по поймам рек. Этот многочисленный вид все лето проводит на суше, удаляясь от водоемов на значительные расстояния, но населяя лишь влажные биотопы. Расселение травяных лягушек по суше определяется их зависимостью от влажности. В этом отношении они занимают промежуточное положение между зелеными лягушками и жабами.

Озерная лягушка

Самый крупный вид среди земноводных нашей фауны. Наибольший ее размер - 170 мм. Самки всегда крупнее самцов. Однако в разных местах обитания размеры животных заметно изменяются. Максимальных размеров достигают озерные лягушки, обитающие между 45-50° с.ш. и 30-50° в. д.

Неподвижную озерную лягушку нелегко заметить среди водной или прибрежной растительности, благодаря тому что она окрашена сверху в зеленый, оливковый или темно-коричневый цвет с большим или меньшим количеством черных или темно-зеленых пятен. Иногда вдоль спины у нее тянется светлая полоса. Снизу она грязно-белого или желтоватого цвета, обычно с темными пятнами

Озерная лягушка относится к многочисленным видам. В дельте Волги, в некоторых ильменях, используемых для рыборазведения, живет до 60 тыс. озерных лягушек.

В любое время суток общее число озерных лягушек, плавающих на поверхности воды и прыгающих в зарослях прибрежной растительности по берегам старицы, остается примерно одинаковым. Однако дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. На берегу их много с 21 до 7 часов и с 11 до 17 часов. Самое большее число лягушек на суше наблюдается в час ночи и в час дня.

Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. В это время происходит переваривание пищи и опустошение желудка. Водоем - это место отдыха с наиболее благоприятными условиями температуры и влажности, дающее в то же время и надежное укрытие от врагов. Появляясь на суше и ночью и днем, озерные лягушки оказываются животными с круглосуточной активностью. Во время дневной активности лягушки все время ненадолго уходят в водоем пополнить запас влаги в теле, благодаря этому днем какое-то количество лягушек встречается не только на суше, но и в воде. Ночью же в часы наибольшей активности все лягушки на суше и не идут в водоем, так как при более низких температурах они не подвергаются опасности высыхания.

Прудовая лягушка.

От озерной лягушки отличает высокий внутренний пяточный бугор, более или менее сжатый с боков. Обычно она ярко-зеленая со светлой полосой вдоль спины и с большим или меньшим количеством черных пятен. Встречаемость продольной спинной полосы увеличивается по направлению на север и на восток. В отличие от озерных лягушек среди прудовых иногда попадаются особи с темным височным пятном (9%). Снизу прудовая лягушка белого или желтоватого цвета с темными пятнами или без них.

Обитает в водоемах главным образом широколиственных и смешанных лесов. Ночью в средней полосе вне периода размножения лишь отдельные особи прудовой лягушки изредка появляются на поверхности воды. Основная масса животных находится на дне водоема, где температурные условия в это время наиболее благоприятны. Они всплывают в массе на поверхность к 8 часам утра и исчезают к 10 часам вечера.

течение почти всего активного времени большинство лягушек находится в воде, и только в самое теплое время суток они перекочевывают на берег или плавающие в воде предметы. Здесь они заняты охотой, о чем свидетельствует наполнение желудков, составляющее почти 20% от веса тела.

Лесная лягушка.

Окраска спины, светло - желтая, серая. На затылке пятна разного размера на спине рисунок из пятен. Низ тела всегда пятнистый, рисунок на белом или желтом фоне. . В качестве дома использует лесную подстилку, углубления в почве, корни кустарников. В умеренном климате она приступает к размножению раньше всех других видов лягушек

Остромордая.

Многочисленный вид в нашей фауне, относящийся к группе бурых лягушек. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху она коричневая или сероватая с темными пятнами и точками. Это делает ее малозаметной среди травы, гниющих листьев, хвои, палочек и сучков в тех местах, где она обычно живет.

От глаза через барабанную перепонку почти до плеча у нее тянется темное постепенно суживающееся, височное пятно. Это пятно хорошо маскирует глаз лягушки, который легче всего делается заметным у затаившегося животного и выдает его присутствие. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Общий тон окраски остромордой лягушки может значительно меняться в зависимости от температуры и влажности среды.

Геогр.полож.

Выксунский район расположен на юго-западе Нижегородской области в бассейне р. Оки и граничит с Рязанской областью на юге и Владимирской областью на западе. На севере и северо-востоке район граничит с Навашинским и Кулебакским районами. На востоке и юго-востоке - с Ардатовским и Вознесенским. Выксунский район расположен в Приокской низине и входит в Приокский юго-западный низинный полесский край.

Изучаемая территория лежит на правопобережье р.Ока. в районе п.Досчатое. Здесь так же находятся озера-старицы, большая часть которых зарастает. В этих водоемах обитает много различных животных: серая цапля, утки, кулики, чайки, амфибии, различные виды рыб.

Выксунский район имеет более мягкий климат, чем другие районы области. Зима здесь менее морозная и снежная. Лето несколько прохладнее, чем на юго-востоке области. Осадков в среднем выпадает 523 мм в год. Среднегодовая температура + 3,7 Со. Климат района сравним с климатом центральной части Русской равнины.

Возрастной класс - количество

1-2 года (12-32 мм)-3

3-4 года (33-52 мм)-27

5-6 лет (53-72 мм) -8

7-9 лет (73-92 мм)-4

Более 9 лет (93-112)-4Всего - 46

В окрестностях реки Ока, вблизи п. Досчатое обитают популяции двух экологических групп лягушек - зелёные лягушки (озерная) и бурые лягушки (остромордая и травяная, лесная.

Берегите жизнь лягушек.

Земноводные больше, чем птицы поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом и охотятся ночью, когда птицы спят. Они поедают разносчиков заболеваний - комаров, оводов, слепней. Так, одна травяная лягушка съедает в сутки 7 вредных животных, а за 6 месяцев - 1260 вредителей.

2. Выступление участников экологического отряда. Ученик 9 "б" класса Фадеев А., Захарова Ю.

Цель создания экологических бригад по благоустройству территорий и очистке природных объектов от мусора.

Привлечение школьников к социально значимой деятельности через организацию экологических, благотворительных акций и природоохранных проектов в городе.

Задачи проекта:

  • получение трудовых и экологических навыков работы на местности;
  • экологическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание и образование школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования;
  • развитие у школьников чувства ответственности за поддержание в надлежащем состоянии городской среды, водоемов, дворов.

Для работы в городе я заключаю трудовой договор с ГОРОНО, оно , в свою очередь выделяет бюджетные средства на оплату труда школьникам, обеспечивает инвентарем, контролирует выполненную работу.

Мы с ребятами выбираем городские участки, которые требуют экологической помощи, и составляем соответствующие акты и приступаем к работе.

В процессе своей работы мы поставили такие цели и задачи: привлечь внимание жителей, руководителей общественных организаций, а так же учащихся в решении благоустройства города.

Для того чтобы город был красивым, нужно заботиться о нем: заниматься оформлением города, поддерживать чистоту. У нас, конечно есть в городе организации, которые занимаются благоустройством жилья и чистотой но для настоящей красоты на улицах, парках и домах, одного предприятия мало. Нужно, чтобы каждый житель города Выкса заботился о нем, был культурным, не сорил в общественных местах и на улице. Начать нужно с воспитания людей. Наш отряд оформил красочные плакаты (банеры) на входах в парк, сквер, стадион со словами "Сохраним наш город в чистоте!" или "Я люблю свой чистый город!" Мы были уверены, что каждый человек увидев это, задумается.

Еще я вижу огромные перспективы участия школьников в улучшении экологии города. Ученики всех школ нашего города каждый месяц принимали бы участие в уборке парка и его водоема. Не обойдется и без родителей, они бы помогали нам в создании зимних садов в школах и детских садах, ведь так радуют зеленые растения в зимнюю стужу.

Экологический отряд третий год осуществляет мероприятия по чистке берегов прудов, уборке территории парка, Выксунской посадке. В школе родители сделали клумбы, мусорные бочки. Проводили с одноклассниками акции "чистоты" по улицам Ленина, Красные зори, Островского: вывешивали плакаты, беседовали с жителями и на протяжении всего учебного года проводили классные часы на тему "Экология".

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Привлечь внимание жителей, руководителей общественных организаций, а так же детей в управлении городом, благоустроить все дворы. Облагородить город, чтобы он стал лучше, чище, уютнее.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Мы все хотим жить в чистом городе, хотим отдыхать на природе, а не около свалок мусора, хотим гулять по чистому и красивому городу, а не "любоваться" мусором, который оставляем после себя мы с вами. Поэтому необходимо принять ряд мер, разработать план мероприятий по наведению чистоты в нашем городе.

В ходе работы над проектом была составлена анкета, чтобы изучить мнение своих одноклассников и их родителей по теме "Чистый город". В опросе приняли участие 36 родителей и 45 учащихся 8 -х классов.

В анкете были такие вопросы:

1. Расставьте проблемы, которые стоят сегодня перед жителями нашего города по степени важности:

  • озеленение города,
  • чистота улиц, дворов
  • состояние дорог,
  • благоустройство придомовых территорий,
  • загрязнение лесов.

2. Как можно навести порядок в нашем городе?

  • Поставить около домов урны.
  • Организовать чёткий график по вывозу мусора.
  • Ввести штрафные санкции для людей, которые выбрасывают мусор в неположенных местах.
  • Организовывать субботники по уборке территорий.
  • Чётко организовать работу коммунальных служб.
  • Около выездов в лес поставить баки для сбора мусора.
  • В местах отдыха поставить мусорные баки с точным временем их уборки
  • Ваши предложения.

3. Кто должен отвечать за чистоту города?

  • Коммунальные службы
  • Городские власти
  • Жители города

Респонденты поставили проблемы по степени важности следующим образом:

Проблемы. Родители. Учащиеся.
1 Состояние дорог 16 % 19 %
2 Чистота улиц и дворов 24 % 29 %
3 Загрязнение лесов 32 % 24 %
4 Благоустройство дворов 16 % 18 %
5 Озеленение города 12 % 10 %

Данная таблица показывает, что жители нашего города хотят жить в чистом, красивом городе.

На второй вопрос анкеты были получены следующие ответы:

Родители. Учащиеся.
1 24 67 % 22 49 %
2 27 75 % 25 56 %
3 18 50 % 20 44 %
4 24 67 % 22 49 %
5 25 69% 23 50 %
6 18 50 % 24 53 %
7 22 61 % 23 53 %
8    

Респонденты на второй вопрос могли выбрать несколько вариантов ответов. В таблице дано количество ответов. Из ответов видно, что жители предлагают действенные меры по поддержанию чистоты в городе. Так из предложений наиболее важными можно считать предложение создать "зелёные патрули", а также поставить автоматы по раздельному сбору мусора.

На третий вопрос были получены следующие ответы.

№ Родители Учащиеся
1 28 78% 32 71 %
2 26 72% 30 67 %
3 27 75% 33 73 %

Из приведённой таблицы видно, что только совместная работа всех : коммунальных служб, городских властей и жителей города смогут сделать наш город чистым.

Мой отряд приводил в порядок городские улицы, парк, берега прудов, лесную зону, но вместе с тем сделали для себя следующие выводы:

1. Что как бы ни работали коммунальные службы, они не смогут, в одиночку, навести порядок в городе. В любом случае чистота города зависит от нас.

2. В городе и в пригороде надо развесить красочные плакаты, которые будут призывать людей не мусорить.

3. Около остановок общественного транспорта необходимо поставить урны.

Урны должны стоять около каждого дома, около школ, детских садов, магазинов. Хорошо бы урны были разноцветными, с одной стороны они будут украшать наш город, а с другой стороны будет меньше мусора.

4. Можно установить баки для мусора и покрасить их в определённые цвета, постепенно люди привыкнут сортировать мусор дома. Сначала надо заинтересовать людей. А как это сделать? Можно поставить специальные автоматы. За каждую банку они будут выдавать небольшую плату. Многие дети с удовольствием будут приносить мусор к этим бакам, тогда, скорее всего не будут оставлять мусор в пакетах где угодно, даже на школьной территории.

5. Необходимо стимулировать труд подростков тех, которые заняты на очистке города.

6. В школах и в других организациях пора вернуться к субботникам, когда все вместе люди выходят на очистку своих территорий.

7. Кроме всего этого нужны и штрафные санкции, если увидели, что человек мусорит, на первый раз достаточно сделать замечание, а в следующий раз надо налагать за это штраф.

8. Городской думе школьников можно предложить создать на базе каждой школы "зелёный патруль", его можно назвать экологическим патрулём.

9. Участники этого патруля будут ходить по улицам и смотреть, чтобы люди не сорили.

10. В местной газете можно освещать работу таких патрулей, через различные соревнования привлекать людей к тому, чтобы наш город становился чище и красивее.

3. Выступление участника областного конкурса "Экогород.Экодом" Ученица 10 "б" класса Скучилина С.

Я живу в промышленном городе Выкса. Город замечательный, но экологическая обстановка ухудшается из-за роста промышленных предприятий и роста транспорта.

Моя мечта жить в чистом небольшом городе, где много зелени, цветов. Хочу поделиться моими мыслями о городе будущего.

Ландшафт будущей городской территории состоит из двух крупных частей, различающихся по рельефу, характеру литогенной основы, а также - коренной растительности в прошлом. При этом историческая часть города расположена на в-озвышенности в условиях, наиболее благоприятных для произрастания большинства древесно-кустарниковых видов (зона широколиственных лесов). Район сосредоточения промышленных предприятий и большинства новостроек находится в зоне хвойно-широколиственных лесов на востоке с преобладанием песчаных отложений и значительной заболоченности в прошлом. Между возвышенным западом и равнинным востоком наблюдаются и заметные климатические различия.

Количество жителей не более 50 тыс. человек, плотность населения 15 человек на 1 км?.

Центром города является площадь культуры и отдыха. От нее лучами отходят транспортные магистрали, до пересечения с кольцевыми дорогами. Каждое кольцо образует инфраструктурный комплекс со своей спецификой. Это могут быть:

Жилые микрорайоны.

Промышленные зоны.

Рекреационные зоны и др.

Городские сектора окружает полосы зеленых насаждений.

Стратегия городского озеленения направлена на комплексное сочетание в создаваемых зеленых насаждениях видов с различными эколого-динамическими тенденциями. Однако все современные озеленительные проекты, как правило, глубоко статичны по своим композиционным принципам и предполагают в своей основе некоторый неизменный облик растительности в стадии зрелого насаждения. Тем самым полностью игнорируется динамизм развития древесных растений и постепенная сукцессионная стабилизация самосовершенствующейся экосистемы. В результате этого складываются определенные противоречия между скорейшим достижением желаемого декоративного эффекта, заложенного в композиционном решении проекта, и эколого-биологическими возможностями растений, не способных столь скоро создать этот запланированный эффект. Посадка старовозрастных растений, к которой прибегают для ускорения озеленительного эффекта, достаточно трудоемка и рискованна из-за слабой приживаемости крупномерного материала, пересадка которого противоречит всей биологии растений.

Основные предприятия города расположены в восточной части, т.к. постоянные ветры дуют с запада, юго-запада и северо-запада. Такое размещение позволяет загрязняющим веществам оседать вне жилой зоны.

Для максимального ослабления влияния производственных загрязнений на жилые массивы вокруг заводов создана санитарно-защитная зона из газоустойчивых пород деревьев (тополь, рябина :) шириной не менее 50м.

Крыши домов (не более 5 этажей) являются своеобразными солнечными батареями, но не все, три крыши из 10 покрыты в летний период цветочными клумбами. Здания в настоящее время сделать из нового химико-биологического вещества трудно (в Японии только начали разработку такого материала, которое напоминает особую почву, на которой можно будет и выращивать растения) но использовать экологический чистый кирпич, биологические плиты можно.

Основным видом общественного транспорта является электрический, то есть трамваи и троллейбусы, легковой транспорт использует стиртовое топливо или устанавливает фильтры. Грузовым въезд в город запрещен. Они используют объездную дорогу.

Пешеходные и велосипедные дороги параллельно проходят магистралям и ограничиваются санитарной зеленой зоной. Используется подземное пространство, для:

Пешеходов.

Транспорта.

Офисов.

Магазинов и др.

В подземной зоне можно создать искусственные озера для выращивания планктонных водорослей для получения дополнительного кислорода, а так же такие озера хорошо вписываются в жилые кварталы. Они украшают ландшафт и выполняют важную задачу.

Водозабор происходит за счет подземных вод, малых рек и использование дождевой воды с последующей очисткой установленной ГОСТом.

Сточные воды проходят очистку разной степени в зависимости от загрязняющих веществ содержащиеся в ней, это процеживание, отстаивание, фильтрование, экстракцией, сорбцией, или используют оборотные системы водоснабжения.

Основными системами сбора и удаления в городе ТБО являются контейнерная система сменяемых и несменяемых сборников и система сбора отходов путем заезда собирающего мусоровоза в определенные дни и часы. Сбор крупногабаритного и строительного мусора, обрезков деревьев, шлака, смёта, металлолома должны собираться на специально отведенных местах, отдельно от контейнерных площадок. Основной объем уборки ТБО с территории жилых районов, предприятий и организаций выполняется муниципальным специализированным автопредприятием.

Малоотходная технология является промежуточной ступенью при создании безотходного производства. При малоотходном производстве вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарными органами, но по техническим, экономическим организационным или другим причинам часть сырья и материалов переходит в отходы и направляется на длительное хранение или захоронение.

Основой безотходных производств является комплексная переработка сырья с использованием всех его компонентов, поскольку отходы производства - это по тем или иным причинам неиспользованная или недоиспользованная часть сырья. Большое значение при этом приобретает разработка ресурсосберегающих технологий. Таким образом, малоотходная и безотходная технология должна обеспечить:

  • комплексную переработку сырья с использованием всех его компонентов на базе создания новых безотходных процессов;
  • создание и выпуск новых видов продукции с учетом требований повторного ее использования;
  • переработку отходов производства и потребления с получением товарной продукции или любое полезное их использование без нарушения экологического равновесия;
  • использование замкнутых систем промышленного водоснабжения;
  • создание безотходных территориально-производственных
  • комплексов и экономических регионов.

"Солнечный город" - это город для людей. Чистый, светлый, зеленый, где можно пить воду из крана, дышать чистым воздухом на улице, слушать пение птиц.

Просмотр фильма: Планета Земля.

Заключение.

У присутствующих гостей конференции в руках зеленые шары, с надписью "Берегите Землю". Данные шары раздаются в младшие классы с девизом "Берегите нашу планету!"