Цель:
- активизировать и закрепить знания по истории,
- способствовать расширению кругозора учащихся,
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде.
Предварительное задание:
- каждый класс формирует команду из 7 человек,
- каждая команда готовит название, девиз, эмблему;
- каждая команда готовит костюм эпохи Средневековья и его представление.
Оформление:
Репродукции картин художников, аппликации, рисунки детей по теме "Средневековья", карточки с заданиями.
Ход урока
1 ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории.
2 ведущий:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
3 ведущий:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья.
4 ведущий:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
5 ведущий:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий: Итак, мы начинаем нашу викторину.
Объявляются условия игры, представляется жюри.
1 конкурс "Знакомство".
Каждая команда представляет свое название, девиз.
2 конкурс "Разминка".
1. По какой лестнице никто никогда не ходил?
2. Когда в истории воевали цветы?
3. Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог оставить без ответа. Когда он наносился?
4. Что такое "Аз", "Буки", "Веди" и т.д.
3 конкурс "Город и деревня".
1. Как называлось здание, где заседал городской совет? (ратуша)
2. В Средние века так называли образцовое изделие для экзамена на звание мастера. В наше время так называют гениальное произведение искусства. (шедевр0
3. В Средние века название объединения ремесленников одной специальности. В наше время производственное подразделение фабрики или завода. (цех)
4. Хранилище больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, представляющие кредиты и займы. (банк)
5. Как назывались даровые работы крестьян в хозяйстве феодала? (барщина)
6. Хозяйство феодалов и крестьян, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления. (натуральное хозяйство)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
Мы отправляемся в путешествие по страницам истории нашего государства.
4 конкурс "Портрет на фоне эпохи".
По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.
ПОРТРЕТ 1.
1. Родилась она в деревне около Пскова.
2. Молодой князь случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась князю своей скромностью и умом, что он не хотел слушать о других невестах и женился на ней.
3. Правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами - боярином Асмудом, дядькой маленького своего сына и начальником войска.
4. Услышав о смерти мужа, она обещала отомстить за его смерть и тотчас послала свое войско в землю их.
5. Когда ее войско покорило жителей этой земли, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила земли к своему государству.
6. Вместе со своим маленьким сыном объезжала свои области и везде приводила в порядок то, что было расстроено.
7. Приехав в город Новгород, заставила жителей вспомнить, что они должны быть покорны государю своему, хотя бы он жил еще гораздо далее от них.
8. Народ любил и благословлял мать государя своего.
9. Но из всех прекрасных дел самое лучшее и самое великое было то, что она приняла веру христианскую.
10. Первая из русских поняла, как глупо молиться идолам, которые столько же могли слышать молитвы бедных людей, сколько слышат вас ваши куклы, когда вы говорите с ними.
ПОРТРЕТ 2.
1. Еще при жизни матери он принимал участие в военных походах.
2. Не слушал добрых советов матери, когда она говорила ему о Боге: он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его.
3. Он всегда первым бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно.
4. Он не боялся никакой погоды - не слишком жаркой, ни слишком холодной, спал на земле, даже без палатки, войлок был его постелью, седло - подушкой, грубое мясо диких зверей - его пищей, простая вода - питьем.
5. Когда уже все соседние народы были покорены, он пошел в Болгарию, завоевал и эту страну, которая так ему понравилась, что он хотел было остаться навсегда жить в городе Переяславце, но вдруг получил известие, что к Киеву пришли страшные печенеги.
6. Уезжая в последний раз в Болгарию, разделил все государство свое на три части: старшему сыну - Ярополку - отдал он Киев; второму - Олегу - землю древлянскую, младшему - Владимиру - Новгород.
7. Ему принадлежат слова: "Нам некуда деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут".
8. Куря, князь печенегов, отрубил голову князю и из черепа сделал чашу, в которой подавали вино на его праздниках.
9. Его походы завершили объединение восточнославянских племен.
10. Врагов своих предупреждал: "Хочу на вас итти".
ПОРТРЕТ 3.
1. Он - князь новгородский, узнав, что Ярополк завоевал Древлянскую область, испугался и убежал из своей столицы к варягам, в ту землю, откуда приехал прадед его Рюрик.
2. Собрал он сильное войско и пришел в свой Новгород, выгнал оттуда посадников Ярополковых и послал их сказать брату, что он придет наказать его за смерть Олега.
3. Он завоевал у польского короля Галицию, или часть города Червенские; победил болгар - народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого балтийского моря. Кроме этих завоеваний он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее.
4. Он очень любил народ свой, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестких врагов своих.
5. Анна, как ангел-хранитель, посланный ему богом, просила его тотчас креститься. Великий князь послушался совета благочестивой своей невесты.
6. Возвратившись после крещения, повелел он рубить и жечь всех идолов, а главного из них - Перуна с серебряной головой - бросить в реку.
7. Подняв руки к небу, он сказал: "Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!" - так крестились предки наши.
8. После крещения, он уже не думал о завоевании чужих государств, но все более старался о процветании своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы - хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках.
9. Как горестно было ему, когда он услышал от одного из своих старших сыновей о своем неповиновении, тогда он понял, что не надо было разделять Россию на многие уделы, тогда он почувствовал, какие ссоры и несогласия начнутся после его смерти.
10. Красное солнышко - так его называл народ.
ПОРТРЕТ 4.
1. В его княжение отечество наше очень прославилось. Это был князь умный, храбрый, богобоязненный, справедливый.
2. Князь думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа.
3. Он старался чтобы его подданные были истинными христианами: велел переводить священные книги с греческого языка на славянский, заводил училища в городах, уговаривал подданных переводить туда своих детей, вызывал из иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских.
4. Благодаря этому князю, без посвящения из Константинополя, первым митрополитом из русских стал Иларион, который был избран на митрополию духовенством.
5. При нем были воздвигнуты два замечательных храма во имя Святой Софии: один в Киеве с тринадцатью куполами, другой в Новгороде.
6. Он собрал все законы, по которым предки его управляли землей Русской, и приказал написать их - это была первая книга законов, она называется "Русской правдой".
7. Его уважали государи других государств и считали за честь быть его союзниками и родственниками: король французский Генрих I женился на одной из дочерей его - княжне Анне, другая была за королем венгерским, а третья - за Геральдом Смелым, принцем норвежским, ставшим впоследствии королем.
8. Отдав государство своим пятерым сыновьям, он думал, что родительские наставленья удержат от ссор, даже когда его не будет на свете.
9. Он умер в возрасте более семидесяти лет.
10. После его смерти дети ссорились друг с другом за наследственные области.
5 конкурс "Документ".
Прочитав документ, определи его название и о ком или о чем в нем говорится. Вставь пропущенные слова.
1. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы: Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами."И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, пришли и сел старший, _____?1____, в Новгороде, а другой, ___?2____, - на Белоозере, а третий, ___? 3____, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
2. Через два года умерли _____? 3____ и брат его ______? 4_____. И овладел всею властью один _____? 1___ и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому ростов, другому Белоозеро: и над теми всеми властвовал ____? 1____. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре: И отправились (они) по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Тамошние же жители ответили: "Были три брата, ___? 5_____, _____? 6______, ______? 7____, которые построили городок этот: а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.
3. Когда-то спрашивал он ____? 8 _____ волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу _____? 8____, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему: А когда:. Прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть.
1 Владимир, | 5 Ярослав, | 9 Ярополк, | 13 Рюрик, |
2 Олег | 6 Трувор, | 10 Мстислав, | 14 Весняк, |
3 Синеус, | 7 Кий, | 11 Лыбедь, | 15 Миляй. |
4 Щек, | 8 Одинец, | 12 Хорив, |
6 конкурс " Кому принадлежат слова?"
1. "Да будет это мать городам русским".
2. "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит".
3. "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь".
7 конкурс "Разгадай"
Кто быстрее разгадает кроссворд.
Вопросы:
1. Старший дружинник, крупный землевладелец.
2. Глава местного управления, назначенный центральной властью.
3. Торговый :. "из варяг в греки".
4. Первый Великий Киевский князь.
5. Объединения воинов, которые служили князю и сделали войну своей профессией.
6. Норманнские племена.
7. Имя князя, всю жизнь проведенного в походах, предупреждавшего врагов: - "Иду на Вы".
8. Восточнославянское племя жестоко расправившиеся с князем Игорем.
9. Размер дани.
10. Место сбора дани.
11. Стольный град Руси.
Особый конкурс: конкурс болельщиков.
Вопросы болельщикам, пока команды выполняют задания и готовятся к следующему конкурсу.
1. Основатель династии правителей Древней Руси
2. Главные ворота Киева
3. Народное собрание в Древней Руси.
4. Братья-просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.
5. Год крещения Руси
6. Имя языческого бога-громовержца, покровителя дружинников и князей.
7. Какой город был племенным центром древлян?
8. Какой город древние славяне называли "Царьград"?
9. В каком городе принял крещение Князь Владимир?
10. Основатель Киева по "Повести временных лет".
8 конкурс "Гости из прошлого".
Каждая команда представляет свое домашнее задание: костюм эпохи Средневековья. Презентация.
Подведение итогов.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Награждение.
См. таблицу.
Конкурс. | 6 "А" класс. | 6 "Б" класс. | Примечание. |
1 Знакомство Название Эмблема Девиз |
|||
2 Разминка |
|||
3 Город и деревня |
|||
4 Портрет на фоне эпохи |
|||
5 Документ |
|||
6 Кому принадлежат слова? |
|||
7 Разгадай |
|||
8 Гости из прошлого: костюм, преставление его |
|||
9 Конкурс болельщиков |