Как помочь ученику осознать свое творческое "я" и увидеть свою одаренность

Разделы: Внеклассная работа


Что-то в груди теснится:
Хочется разбежаться
И, словно большая птица,
В лазурное небо вжаться.
И в радуге искупаться,
И облаком утереться,
И без конца восхищаться,
Что есть этот мир Детства!

В.А. Сухомлинский утверждал: "Детство - важнейший период человеческой жизни - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь". Детство - это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Ирония судьбы заключается в том, каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети - прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как пользоваться естественными творческими навыками и как развить их.

По мнению психологов, если есть условия, способности развиваются, то есть способности развиваются в деятельности. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы "кто я?", "каков я?", "зачем я?". Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы взрослые. На протяжении своей работы, меня затрагивал такой вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы дети, например, писали стихи, понимали поэзию, чувствовали прекрасное?" Конечно, это зависит от нас, педагогов.

Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально - культурной среды происходит развитие личности ребенка. Зависит от нашего творческого горения и увлеченности, ведь "педагог - свеча, которая светит другим, сгорая сам".

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях в настоящей жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика. Использование термина "одаренность" долгое время вызывало много споров. В психологическом словаре Степанова С.С. можно прочесть, что " одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми". Для меня одаренность, а если точнее одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, возможно выдающимися достижениями или имеет предпосылки к этому в любой деятельности. В каждом ребенке есть талант, его необходимо только вовремя заметить и помочь ему развиться. Неважно, будет ли одаренный ребенок сопереживать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет выдающимся специалистом. Передо мной встала практическая задача - выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Всем нам необходимо искать такие педагогические приемы и методы, чтобы развить, поддержать уровень одаренности, нельзя допустить угасания.

Система дополнительного образования детей - это в большей степени социальная среда по воспитанию личности, так как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. Система дополнительного образования выступает как педагогическая структура, приспосабливающаяся к запросам и потребность обучающихся; обеспечивающая психологический комфорт для всех обучающихся; предоставляющая обучающемуся возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе; побуждающая обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; сочетающая в процессе вариантной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы. Соблюдая эти условия и обстоятельства имеет решающее значение, так как проявляется в развитии и формировании у обучающихся способностей, интересов и умений, необходимого для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения и к себе, и к окружающей действительности, наполняет их творческими элементами, которые Джордан Айан назвал "ядром" всякой творческой личности.

Я- "Я хочу знать" (любознательность);

Д- действительность;

Р- риск (готовность рисковать)

О- открытость новому.

Работая в школе, столкнулась с такой проблемой: дети не очень любят читать, но заметила, что очень любят рисовать. Для меня стал вопрос: как научить детей и как организовать работу по привитию любви к чтению через средства изобразительного искусства. Для того чтобы внедрить что-то новое, необходимо ориентироваться на детей. Как они отнесутся к этому, какое воздействие на них это окажет? Очень важные принципы - это преемственность и перспективность в обучении и воспитании и их соблюдение - залог формирования у школьника правильной ценностной ориентации, умения выделить в мире прекрасное, которое может обогатить внутренний духовный мир. Воспитывая ребенка, необходимо видеть к какому результату хочешь прийти, к чему стремится, в конце концов, всякий труд окупается, если действовать с позиции добра, ведь "учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на дорогу". Пришла идея создать студию-кружок.

В практике уже давно используется объединение нескольких классов, что способствует совместной деятельности школьников разного возраста, а значит можно осуществить разновозрастное обучение. Под разновозрастным обучением (РВО) мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Появилась идея - совместно с учителем изобразительного искусства нашей школы создать кружок. Основным направлением, которого - создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на настоящий момент может быть, еще не проявилась в достаточной степени. А также просто способных детей, в которых есть надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей. Опыт показывает, что именно студийная деятельность создает условия, максимально соответствующие и необходимые для самостановления, самообразования, творческого саморазвития личности ребенка и педагога. В результате можно выстроить модель личности выпускника. /Приложение 1/

Общая цель создания кружка: создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание свободной, интеллектуально развитой, духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями, способными к успешной самореализации в условиях современного общества.

Задачи:

  • обучения: расширения кругозора и улучшение знаний обучающихся за рамками школьных учебных программ; приобщение обучающихся к достижениям современной науки и культуры.
  • развития: развитие умений, навыков и творческого потенциала, формирование мотивации к познанию и самообразованию, мотивация выбора будущей профессии.
  • воспитания: формирование представлений об человеческих, нравственных ценностях, развитие навыков общей культуры, воспитание доброты, любви, уважения, патриотизма, таких качеств характера, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к успешной личности.

Нами была составлена дополнительная образовательная ориентированная на широкий спектр познавательных потребностей, интересов детей по теме: "Литературное развитие школьников средствами изобразительного искусства". Основной целью программы является: привести школьников средствами изобразительного искусства в мир литературы.

Актуальность состоит в том, что искусство и литература как вид искусства может послужить мощнейшим способом воспитания вообще и нравственного воспитания в частности.

Гипотеза исследования показывает, что привести школьников средствами изобразительного искусства в мир литературы возможно, если научить их воспринимать, чувствовать и понимать.

Основными задачами программы являются:

  • Раскрыть школьникам мир художественной литературы средствами изобразительного искусства.
  • Рассмотреть методические приемы, которые используются при развитии мира художественной литературы средствами изобразительного искусства.
  • Создать необходимые условия для занятий школьника.
  • Выявить индивидуальность каждого школьника средствами изобразительного искусства через мир литературы.

Направления программы:

  • Краеведение
  • Цикл времен года
  • Патриотизм
  • Просветительская и методическая работа.

Содержание изучения. Целостное представление о комплексе изобразительного искусства и литературы и их связь. Происхождение изобразительного искусства и виды изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр). Искусство и памятники культуры родного края. Художественная литература как словесное искусство и ее особенности языка. Стихотворение в прозе как лирический жанр. Малые жанры народного творчества. Творчество выдающихся русских, советских и родного края поэтов.

Методы и средства обучения: методы обучения как способы организации деятельности школьников являются важным фактором развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Агитационной цели организации различных форм кружковой работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о литературе. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия.

Что касается периодичности занятий, то в практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели. Однако, чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса). Кроме участия в занятиях кружка, решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории. Этот интегрированный курс, включающий себя навык эстетического восприятия, умение анализировать лирические произведения; основные виды искусства: живопись, графику, дизайн.

В результате работы кружка у детей появился интерес к чтению, с желанием учат стихи к школьным мероприятиям, лучше стали представлять образ прочитанного и изображать на рисунках, научились правильно оформлять их на бумаге, сочетать цвет и форму изображаемого. Выявились индивидуальные способности у детей рисовать, сочинять собственные стихи. Налажена связь с Детской Музыкальной школой. По краеведческому направлению ведется тесная работа с местным поэтом и сказочницей Омельченко Варварой Серафимовной. На ее стихи и сказки созданы альбомы-книжки: "Добрые сказки бабушки Вари", а в 2011г в республике вышла книжка под тем же названием, куда вошли рисунки детей. Это и есть их результат. По циклам времена года выпущены альбомы: "Осень - золотая волшебница", "Зимние забавы", "Лесная газета" по сказкам Бианки, "Пушкин, ты живешь в моих стихах" (конкурс стихов). Приняли участие в республиканских конкурсах разного направления, таких как МДФ "Дети Саха-Азия", "Конкурс сочинений", посвященный 375-ю вхождения Якутии в состав России (работа "Будущее моей Родины" Чикачева Саши). Также он принял участие в республиканском конкурсе сочинений "Моя малая Родина" /Рисунок1/.

По этой работе был выполнен проект "Памятники и памятники культуры села Русского Устья", приняли участие в районной научно - практической конференции "Я и мир" с темой "Пословицы и поговорки Русского Устья" (работа Киселевой Виты, стала лауреатом), /Приложение 2/ приняли участие в Республиканских конкурсах литературных публикаций и рисунков и фотографий в рамках Международного Детского Экологического Форума "Зеленая планета глазами детей", где стали победители Шкулев Николай за публикацию статьи (2 место), Петренко Леонид за сочинение экологической сказки по заданиям по теме "Мой мир" (стал победителем), Портнягин Никита стал победителем за конкурс фотографий, удостоен специальным призом. Приняли участие в республиканском конкурсе детских рисунков "Северное сияние".

Кружковцы выступили с такими докладами: "Сказочный мир А.С.Пушкина" (Чикачев Александр), "Мир чиновничества в комедии Гоголя " Ревизор" (Шкулев Вячеслав), "Добро и зло в рассказе Пришвина "Кладовое солнце" (Омельченко Алексей), "Тайна загадки стихотворения "Кинжал" М.Ю. Лермонтова" (Киселева Виталина). Сейчас эти работы очень помогают мне как учителю на уроках литературы, обязательно упоминаю, что это работы ребят.

Исследовательский дух заложен. Результатом нашей работы стала победа в выставке "Образование 2007" педагогического слета учителей в разделе "Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы" /Рисунок 2/

Перспектива есть, детям есть, где приложить свои способности.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя нужным, понимал свою значимость в общественной жизни, ему нужна помощь педагогов. Это значит, что мы должны работать рука об руку. Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. "Нужно любить детей, свою профессию, для которых мы работаем"? Самая хорошая оплата для учителя - это когда есть обратная связь между учителем и учеником, когда чувствуешь поддержку учащихся, когда есть огоньки в глазах.

Кем бы ни стали мои воспитанники, но я уверенна, что из таких детей вырастут интеллектуальные, развитые и одаренные личности.