Современное общество стремительно наращивает объёмы использования компьютерных технологий не только в профессиональной деятельности, но и в процессе жизнедеятельности, в социальной сфере, а также - в обучении.
Идёт активная методическая реорганизация всей системы обучения.
Одной из важнейших задач модернизации общего среднего образования является задача разностороннего развития учащихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Сегодня немыслимо образование без использования Интернет - ресурсов.
Значит, необходимо активно использовать новые формы работы в образовании с использованием Интернет - технологий. Дистанционное образование - одна из таких форм.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации выступает внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Кроме того, в свете реализации приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Внедрение современных образовательных технологий", особенно актуальной становится тема?дистанционного образования?как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Отличительной особенностью дистанционного образования является предоставление учащимся возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность. Важно, чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время и в том темпе, который для него является комфортным.
Дистанционное образование влечет за собой неизбежное увеличение продолжительности и значимости самообразования в образовательном процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.
Учебные материалы доступны в любом месте и в любое время. Учиться дистанционно можно днём или ночью, находясь в дороге или даже в любой точке земного шара, где доступен компьютер и - при необходимости - сеть Интернет (хотя чаще всего при дистанционном обучении постоянный выход в Интернет необязателен, особенно если используются электронные учебники, позволяющие получать информацию и выполнять тренировочные задания, контрольные тесты офф-лайн). Практически постоянна связь с преподавателями, возможность получать необходимые консультации посредством, например, электронной почты или даже видеоконференции.
Достаточно велики также познавательные, развивающие и воспитательные возможности дистанционного образования. Интернет-ресурс, обычно включающий в себя комплекс программ, обеспечивает быстрый обмен информацией между учеником и преподавателем в процессе обучения. Чрезвычайно просто контролируется успеваемость ученика, например, со стороны родителей, благодаря так называемому "виртуальному дневнику", к которым, зная пароль, можно получить доступ с любого компьютера.
Работа ученика в ходе дистанционного обучения предусматривает развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и освоение им современных электронных технологий обучения: поиск необходимой информации путём навигации в Интернет-ресурсе, в разделах электронной библиотеки, осуществление общения с учителем при помощи обмена текстовыми и графическими файлами как на персональной странице ученика, так и посредством работы в чате, форуме, интерактивном интерфейсе.
Если в процессе обучения используется электронный учебник на компакт-диске, то это позволяет существенно сократить затраты на выход в сеть Интернет, использование которой необходимо только для отправки выполненных работ, консультаций с педагогами и для получения оценок
Из всего этого следует, что дистанционное образование, безусловно, позволяет повысить качество образования в школе.
И так, необходимость внедрения дистанционного образования в образовательный процесс в школе очевидна. И общество тоже уже готово к новой форме обучения.
Каковы же возможности внедрения дистанционного образования в процесс обучения? Я вижу 3 составляющие:
- Социальная.
- Техническая.
- Методическая.
Социальная. Современные молодые люди легко воспринимают информацию в виде электронных таблиц, форумов и чатов. (Например, социальные сети " В контакте" и т.д.) Стремление больше узнать, радость от общения, активность - это то, чем привлекают социальные сети.
Техническая. Техническая база современной школы хорошо развита. И компьютеров д остаточно, и выход в Интернет есть. К сожалению, не у всех школьников дома есть компьютеры или Интернет.
Но не хватает или попросту отсутствуют в школе специалисты, которые могли бы организовывать, например, видеоконференции, а у учителей школы нет таких навыков.
Методическая. Поскольку мы рассматриваем возможность внедрения дистанционного образования в процесс обучения с точки зрения повышения качества образования, то и методическую составляющую следовало бы рассмотреть первой, т.е. она должна быть самой мощной. Но она является самым слабым звеном. В основной массе школ дистанционное образование ещё попросту не используется, а следовательно, у учителей не только своих собственных наработок нет, но и нет опыта использования ДО-ресурсов. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности учеников в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.
Дистанционное образование позволяет сочетать различные познавательные формы и результаты.
Формами организации дистанционного обучения школьников могут быть: лекции, консультации, семинары, проекты, лабораторно-практические занятия, индивидуальные (домашние) задания, учебные научно-исследовательские работы, тестирование, экзамены, зачеты, олимпиады, курсы и др. Обучаясь дистанционно, ученик создает творческий продукт с помощью компьютера, учится взаимодействовать дистанционно, овладевает необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, учится самостоятельно организовывать и управлять учебным процессом.
Что же делать? Как внедрять дистанционное образование в учебный процесс?
- Развивать технологическое, научное и учебно-методическое обеспечение образовательных программ различного профиля по внедрению дистанционного образования в учебный процесс.
- Разрабатывать комплексы для электронного обучения в средней школе.
- Создавать Центры дистанционного образования.
- Создавать на базе этих Центров ресурсные информационные центры.
- Развивать виртуальную среду обучения.
- Организовать курсовую подготовку преподавательского состава и тьютеров системы дистанционного образования.
Информационные источники:
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" https://urok.1sept.ru
- Материалы обсуждения в чате "Проблемы дистанционного обучения в России" http://forum.ort.ru/ismoforum
- Образовательный портал Российского университета дружбы народов дистанционное образование http://www.humanities.edu.ru/