Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.
Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие “ресурсообеспеченности”;
- сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
- формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/
Развивающие:
- продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
- развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать чувство бережного отношения к природе;
- способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
- вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);
Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум
Формы работы на уроке:
- групповые (в парах)
- фронтальные
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка присутствующих на уроке.
2. Проверка готовности к уроку.
1 СЛАЙД ( Название темы урока)
ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)
- Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой
2 СЛАЙД (План урока)
Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.
Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?
3 СЛАЙД (Природные ресурсы)
Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.
Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы
Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?
Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании
4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)
На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме
По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.
Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости
5 СЛАЙД(по исчерпаемости)
Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.
6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)
Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара
Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.
8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула
9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)
Возьмите таблицу №1 и внимание на экран
10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)
В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том ,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.
Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.
Переходим к планированию работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)
1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.
2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
- выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
- сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере
ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)
Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.
Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером
Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.
ВЫПОЛНЕНИЕ
- Запустите MicrosoftPowerPoint
- Создайте слайд “Пустой”
- Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
- Расположите его по центру сверху
- Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
- Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
- Создайте слайд “заголовок и объект”
- В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
- В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
- Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
- Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
- Закройте таблицу
- Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол
Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда
ПРОВЕРКА (5мин)
11 СЛАЙД
- Откройте презентацию и убедитесь , что в ней присутствуют все требуемые элементы
- Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
- Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран
ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)
- Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
- Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
- Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
- Что такое ресурсообеспеченность . как ее вычислить?
- Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
- Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
- Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
- С какими трудностями вы столкнулись и почему?
- Кто на первом месте по запасам? (США)
- По добыче? (Китай)
- Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)
- Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
- Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
- Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
- Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.
Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.
СИНКВЕЙН
- Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
- Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
- Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
- Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.
В ДНЕВНИК (2мин)
12 СЛАЙД
Параграф 5 и 6 прочитать и отв. на вопросы. Выполнить диаграмму на душу населения по таблице №2
Оценки за урок и организационный конец урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/
Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.
Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.
Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.
Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.
Структура урока
В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.
Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)
Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике
Знакомство с заданием (5 минут)
На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.
Планирование (30 минут)
Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы
Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.
Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.
Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.
Выполнение (75 минут)
Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.
Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством .
Проверка (5 минут)
Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.
Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается
Обсуждение (15 минут)
Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.
Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.
Дневник (15 минут)
Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.
Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.
Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.