Школа олонхо как пространство творческой самореализации школьников в сельской местности

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время народ саха, как и все народы России, переживает один из сложнейших этапов своей истории. Кризисная ситуация, в которой оказалось все российское общество, привела к трансформации его национального и духовного самочувствия. По данным социологов каждый двенадцатый якут по республике, а в городской местности почти каждый ребенок-якут не считает якутский язык родным. В Якутии резко, несмотря на все принимаемые меры, сокращается число людей, считающих родным язык своей национальности. Понятно, что в этих условиях происходит изменение многих ценностей, что предполагает поиск новых духовных ориентиров, способных стимулировать процессы этической мобилизации и консолидации.

Языковое наследие народа в духовной стороне бытия занимает определяющее значение. Основоположник теоретического языкознания Вильгельм фон Гумбольдт провозгласил знаменитый тезис : "Язык дух народа". Мы знаем и другой афоризм, взятый как эпиграф к словарю Э.К. Пекарского "Словарь якутского языка": "Язык племени - это выражение всей его жизни, это музей, в котором собраны все сокровища его культурной и высшей умственной жизни".

По материалам исследователей 19 века, якуты с большим вниманием относились к языку, речи человека, которая свидетельствовала о его личностных свойствах. Якуты говорят: "Сана санаттан атын(речь одного отличается от другого). По этому принципу отмечали характер и нрав говорящего: керсуе тыллаах, еьуемчу тыллаах, туора тыллаах, утуе тыллаах. Человеку Среднего мира приписывалась внятная и стройная речь, когда "слово сливается с мыслью", тогда как речь обитателей "чужого" пространства отличалась неразборчивостью и невнятностью:

Начал без умолку болтать,
Невнятно, хлюпая, бормотать,
Гмыкая и ворча,
Хихикая, хохоча:(Нюргун Боотур Стремительный, 1982, с.36)

Признаком родовитости человека считали умение владеть языком, красноречие. По представлениям якутов, последнее свидетельствовало о силе и воле человека. По преданию,Тыгын(вождь хангаласцев) разговаривал со своим старшим братом Хаара- Сырай Джогудай , "стоя на противоположных берегах Лены, один у Покровского Мыса, другой в Жемконцах у Мыса Хоруол:"(расстояние между этими пунктами 15 верст).

Человек, владеющий, художественным, образным слогом, устанавливает связь доброго, нужного слова с окружающим миром и тем самым способен помочь себе и другим в любых критических ситуациях. А ведь именно в олонхо, как в фокусе, можно видеть и чувствовать силу очарования якутского слова. В этом заключается актуальность нашего проекта.

Ни один жанр и вид якутского фольклора не отличается столь могучей, беспредельной фантастикой и социальной глубиной как олонхо.

Олонхо- это духовное богатство якутов, вершина развития устной якутской поэзии, в нем синтезировано все лучшее, что было достигнуто духовной культурой якутов. Первый исследователь и собиратель якутского фольклора И.А. Худяков,подчеркивая огромное значение эпоса в духовной жизни народа назвал олонхо " главным родом поэзии, главным средством просвещения". Даже записанные в годы упадка разложения старой национальной культуры произведения якутской литературы, особенно олонхо, производят на читателя не- якута сильное , волнующее впечатление своими своеобразными художественными красотами. "Меня,- я думаю, что и каждого читателя,- поразил и поразит этот чудный мир якутской фантазии, его особый, своеобразный размах"- пишет исследователь С.Е. Малов в предисловии к книге "Образцы народной литературы якутов".

"Здесь, в олонхо, мы вступаем в очаровательный мир, полной поэзии, полный могучих красок", "поразительно могуча, страстна, полна поэзии бывает олонхо" пишет С.В. Ястремский.

Это не только энциклопедия истории, быта наших предков, но еще и кладезь нравственности и духовности. Здесь мы можем черпать знания о важнейших правилах человечности, гуманности, доброты и любви.

У народов, исповедующих разные религии, есть великие книги, по которым они учатся строить свою жизнь, сверяют свои поступки, в котором ищут ответы на главные вопросы жизни. В этих книгах изложены этические принципы, законы нравственности и духовности.

Если у христиан есть Библия, у мусульман Коран,у людей исповедующих иудаизм Талмуд, то у якутов есть олонхо. Неважно, что все олонхо у якутов не собраны в одной великой книге. Важно то, что они все являются учебником жизни. Надо только уметь прочитать их. Для этого необходимо определить формы и методы развития образности речи у сельских школьников, творческого художественного мышления. Этим обоснована значимость нашего проекта.

Таким образом, целью нашего проекта является разработка модели школы олонхо как пространства творческой самореализации детей в сельской местности.

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ культурно- исторических особенностей данной местности;
  2. Изучение генетических особенностей детей;
  3. Определение условий для создания школы олонхо;
  4. Принятие комплекса мер для реализации проекта.
  5. Содействие одаренным детям в осуществлении творческих и научно- исследовательских замыслов(подготовка к изданию работ учащихся, участие в научных конференциях, экспедициях, проведение научно- практических конференций в области олонхо, выпуск сборников научно- исследовательских работ учащихся)

В Жулейском наслеге Таттинского улуса проживали, как показывают архивные данные, в конце 19 и в начале 20 веков 18 талантливых олонхосутов. Из них самыми знаменитыми были Табаахарап-И.Н. Винокуров, Бабыат Макаров, Улуу Кээмпэс, Миинэ уола Дьегуессэ, Баспарыйа, Кетуехэ уола Маалгын, Николай Абрамов, Ырыа Тиэхээн, Ырыа Кириинньэ.

Любая действующая образовательно- воспитательная модель должна быть основана на изучении генетических особенностей школьников.Иначе трудно добиться какого- нибудь реального успеха. Поэтому первым шагом нашей работы было изучение генетических особенностей школьников ТКСОШ.

Жители села Туора - Кюель генетически принадлежат четырем родам:

Намсык- Васильевы, Осиповы, Хаптагаевы, Ефимовы, Аянитовы.

Мааас - Аянитовы, Харитоновы, Эляковы, Ермолаевы, Евграфовы, Местниковы, Винокуровы.

Сатака- Саввины, Огочуяровы, Сидоровы, Пинигины, Ефимовы.

Бекчек- Большаковы, Екечьямовы, Борисовы, Павловы, Гуляевы, Щукины.

В роде Намсык были знаменитый олонхосут Николай Абрамов, известные богачи- главы наслега, известные охотники. В роде Ма5аас были известный олонхосут Винокуров И.Н.- Табахоров, известный бегун Тыбыыка, знаменитые силачи, женщина известная своей могучей силой Бее Мавра. В роде Бекчек были известные силачи и бегуны, мастера по строительству, известный богач Дуускун Тараай, великий певец Ырыа Ылдьаа, шаман Мииккэ. В роде Сатака были известный олонхосут Баспарыйа, талантливые швеи, шаманы. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства школьников развито творческое мышление.

Исходя из вышесказанного можно с полной уверенностью сказать, что в Туора- Кюельской средней общеобразовательной школе имеются все необходимые предпосылки для реализации проекта модели школы олонхо.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап. Сбор и систематизация материалов, необходимых для реализации проекта. Подготовка к печати книги об истории и культуре Жулейского наслега "Дьулэй нэьилиэгэ- олонхо туелбэтэ". Содействие в издании книги. Готовится в издательстве "Бичик" к печати пособие для учителей по развитию речи "Уран тыл кистэлэннэрэ"- "Что в слове, что за словом:", состоящая из заданий для развития якутской и русской речи. Подготовка научной- методической базы проекта. Изучение генетических особенностей детей. Проведение социологического опроса среди населения. Защита проекта в соответствующих инстанциях.

2. Первый этап. Выявление группы детей с творческими способностями. Уточнение направлений работы (творческая; научно- исследовательская). Анализ первых апробационных работ. Устранение ошибок и недостатков. Руководство творческими и научно- исследовательскими проектами учащихся. Постановка спектаклей - олонхо по произведениям учащихся. Гастрольные выезды. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо. Печатные работы. Пропаганда работы школы через СМИ.

3. Второй этап. Анализ деятельности школы начальных этапов. Устранение недочетов. Руководство творческими и научно- исследовательскими проектами учащихся. Участие в творческих конкурсах. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо. Подготовка сборников по результатам конференций и семинаров.. Пропаганда работы школы через СМИ. Научные экспедиции. Подготовка спектаклей. Работа с научными руководителями. Печатные работы.

4. Третий этап. Рефлексия. Анализ деятельности школы олонхо за прошедший этап. Подготовка плана работы следующего этапа.

Механизмы реализации проекта.

1. Сбор и систематизация материалов, необходимых для реализации проекта.

2. Изучение генетических особенностей детей. Выявление группы детей с творческими способностями.

3. Внедрение, апробация эффективных образовательных технологий(исследовательский метод, технология развития творческого мышления).

4. Налаживание эффективных механизмов организации учебной и факультативной деятельности учащихся.

5. Постановка спектаклей - олонхо по произведениям учащихся.

6. Проведение семинаров и конференций по проблемам развития и возрождения олонхо.

7. Пропаганда работы школы через СМИ. Поиск научных руководителей.

Кроме того, мы считаем нужным выделить три уровня реализации проекта:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;

2. Педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

3. На третьем высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А.Леви и др.)

Основные задачи школы олонхо:

  • Развивать каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения и способного решать проблемы ; сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества; творческую самореализующуюся и самосовершенствующуюся личность.
  • Прививать учащимся умение оценивать работу с точки зрения эстетических и этических ценностей;
  • Стимулировать развитие у учащихся ряда коммуникативных навыков, которые необходимы при реализации проектов;
  • Развивать способности "эстетизации" окружения;
  • Развивать умение учащихся кооперироваться в группы для работы;
  • Развивать социальную ответственность учащихся;
  • Поощрять приобретение структурных знаний, применяемых при решении практических и технологических проблем, выражающихся через процессы анализа, синтеза, реализации.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Основная идея проекта состоит в том, что учащиеся приобретают знания и навыки в процессе деятельности, которая связана с реализацией творческих процессов. При работе над проектом учащиеся приобретают следующие навыки:

  • Сбора, анализа, использования и хранения различной информации;
  • Совершенствования созданных проектов, творческих работ;
  • Проектирования, конструирования новых проектов;
  • Предпринимательства.

Основными умениями и навыками, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий в школе олонхо являются: сравнение, аналогия, классификация, анализ и синтез, создание творческого продукта, образная художественная речь, литературный вкус.