Участники: дети старшей группы (5-6 лет)
Предварительная работа: чтение сказок, беседы о правах детей, просмотр иллюстраций, беседы о дружбе.
Цель: выработка умений жить и действовать по правилам в коллективе;
Задачи:
- учить детей осмысливать свое поведение через поведение героев сказок, расширять и активизировать словарь детей,
- развивать координацию речи с движением, творческое воображение,
- учить детей составлять однокоренные слова;
- воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества.
Материал: Книги сказок “Теремок”, “Рукавичка”, схема составления однокоренных слов, песня Шаинского “Песня о дружбе”.
Планируемый результат: составление закона дружелюбия в группе, сочинение концов сказок.
План проведения:
- “Вместе весело шагать” музыка В.Я. Шаинского;
- Беседа о дружбе;
- Придумывание однокоренных слов к слову “ДРУГ” (см.приложение 1);
- Рассматривание книг “Теремок” и Рукавичка” (см. приложение 2);
- Беседа о характере героев сказок в сравнении;
- Физкультминутка “У оленя дом большой”
- Сочинение конца сказок;
- Беседа “Можно ли нас с вами назвать друзьями?”
- Составление ”закона дружелюбия” (см. приложение 3)
- Рефлексия. Можно ли нам в нашей группе всем дружить? Как это сделать?
Ход занятия
(звучит песня “Вместе весело шагать” В.Я. Шаинского)
Воспитатель: Дети о чем эта песня? (о дружбе)
- Что такое дружба? (когда вместе играют, не ссорятся)
- Кто дружно играет? (друзья)
- Как узнать, что вы друзья? (играем и не ссоримся)
- Придумайте похожие слова к слову “ДРУГ”. (Друг, друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить.)
- Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!
- Сегодня я принесла вам две книги сказок. Как называются эти сказки? (“Теремок” и “Рукавичка”).
Воспитатель: Это русская народная сказка “Теремок” и Украинская народная сказка “Рукавичка”.
- Чем похожи сказки? (сказки, герои в них звери, находят жилище)
- Правильно, в этих сказках животные заселяются в жилье.
- А как они заселяются? (постепенно, друг за другом.)
- Места всем хватает? (Нет, они теснятся.)
- Значит, они дружно заселяются, или ссорятся?
- Для сказок подходит пословица “В тесноте не в обиде”?
- Звери в сказках одни и те же? (Нет, разные.)
- Что случилось в конце сказки “Теремок”?
- Что случилось в конце сказки “Рукавичка”? (Звери потеряли жилье.)
- Какое чувство у вас вызвал конец этих сказок?
- Каждый имеет право на свое жилище.
Физкультминутка “У оленя дом большой”
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко,
Заяц по лесу бежит,
В дверь его стучится:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Заяц, заяц забегай,
Лапу подавай.
Ребята!
- Если бы вы были сказочниками, как бы закончили сказку “Теремок”?
- Как можно придумать конец сказки “ Рукавичка”?
- Все стали дружно жить - поживать и добра наживать.
- Добра было бы больше или меньше, если бы они ссорились?
- Меньше почему? (У них не было бы времени на добрые дела, а оно уходило бы на ссоры.)
- Животным интересно было бы жить вместе?
- У нас бывают такие ситуации, когда можно интересно играть, а некоторые дети это интересное время тратят на ссоры? Что можно им подсказать в это время? (ответы детей)
- Как у кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”
- Нам можно придумать свои правила, по которым мы станем жить?
- Можно! Давайте назовем его “Закон дружелюбия” и зарисуем.
- Правило первое - дружно играть.
- Правило второе - уметь договариваться.
- Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.
- Правило четвертое – делиться игрушками.
- Правило пятое – уважать мнение другого человека.
На память о нашем занятие выберете “теремки” разного цвета.
- Кого бы ты пригласил в свой домик?
- Можно ли нас с вами назвать друзьями?
- Можно ли нам в нашей группе всем дружить? Как это сделать?
Значит надо играть дружно, беречь время свое и своих друзей.
Мне было с вами приятно работать!
Огромное спасибо!