Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:

  • обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
  • повторить орфограммы, связанные с изучением наречий;
  • наблюдение за употреблением наречий в текстах различных стилей;
  • воспитывать интерес и самостоятельность учащихся к изучению темы.

Ход урока

Часть речи, обозначающая признак
действия, качества или предмета.
(из энциклопедии)

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- Тема нашего сегодняшнего урока обобщение и расширение знаний о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Вы самостоятельно готовили теоретические задания по теме "Наречие", с которыми нас познакомите.

3. Повторение знаний о наречии (на интерактивной доске).

1) Выберите характеристики, относящиеся к наречию:

а) Наречие - это самостоятельная часть речи

б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями

в) Наречие - это служебная часть речи

г) Наречие обозначает признак действия и признак признака

д) Наречие - изменяемая часть речи

е) Наречия не изменяются

ж) Наречия могут сочетаться с существительными, прилагательными, глаголами

з) Наречие отвечает на вопросы где? куда? как? зачем?

- Сформулируйте правило о наречии.

2) - Какое место среди других частей речи занимает наречие? Какова роль наречий в тексте? На эти и другие вопросы ответят нам ребята, которые готовили самостоятельно теоретический материал.

- По сравнению с существительным и прилагательным о наречии написано не так уж много. Как вы это объясните?

3) Определите смысловые группы наречий и распределите их по столбикам:

  • Места
  • Образа действия
  • Времени

Очень, накануне, издали, наверху, всегда, сослепу, вчера, по-немецки, весной, утром, поблизости, всюду, тогда.

- Какие еще смысловые группы наречий вы знаете?

4) Этимология - это наука о происхождении слов.

- Ребята самостоятельно поработали с "Этимологическим словарем" и сейчас познакомят нас с происхождением наречий (слайды).

ДОТЛА, НАЧЕКУ, НАРУЖУ, ИСПОДВОЛЬ, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВОСВОЯСИ.

5) Орфограммы в наречиях.

- Девочки подготовили нам список орфограмм в наречиях с примерами (на доске).

- А мы сейчас проверим, как вы умеете объяснять и знаете эти орфограммы:

Пел негромко, ничуть не поздно, шёл медленно, очень горячо, говорить обще, не было нигде, раскалить докрасна, одет неряшливо, по-моему блестяще, влево, далеко не весело, еще не знаю, крутился бешено, негде присесть.

6) Речевые ошибки в употреблении наречий.

- Ребята приготовили нам сценку "Рецепт" (инсценирование):

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В седьмом "БЫ".

- "БЫ"? не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело:

- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь- то хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально: В пух и прах хвалит: Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только вот этим (врач дает рецепт - учебник русского языка).

- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибка?

- Я прочитаю вам письмо, мальчик сочинил: "Я - Андрей Уваркин. Пошел зимой в лес. Вдруг вижу - из-под снега уши торчат. Я подошел и вдруг остановился! А заяц вдруг как вскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал. Да, зайца поймать не вдруг!"

- Какую ошибку допустил Андрей?

- А вы умеете правильно употреблять наречия? (на интерактивной доске)

а) Ты обратно все делаешь наоборот.

б) Мы не знали, куда идти дальше, и решили вернуться опять.

в) Вперед подумай, потом отвечай.

г) Сначала чужой беде не смейся, голубок!

- Какие наречия употреблены неверно? Исправьте ошибки.

7) Как называется сочетание в пух и прах? (фразеологизм)

- Замените наречие фразеологизмом: (на интерактивной доске) слайд

  • Сильно краснеть - до корней волос
  • Быстро скакать - во весь опор
  • Быстро бежать - во весь дух
  • Хорошо знать - как свои 5 пальцев
  • Темно - хоть глаз выколи
  • Тесно - как сельди в бочке; яблоку негде упасть
  • Мало - кот наплакал
  • Рано - чуть свет; ни свет ни заря
  • Близко - рукой подать
  • Плохо - из рук вон; никуда не годится

8) Сергей подготовил вам вопросы - головоломки. Попробуйте на них ответить:

А) Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Б) Что было "завтра", а что будет "вчера"? (сегодня)

В) Какое наречие "предлагает" кусок ткани на пальто или костюм? (наотрез - на отрез)

Г) Какое наречие пишется с двумя Ь?; с двумя Ь и двумя черточками? (вскользь, чуть-чуть, точь-в-точь)

Д) Какая змея бывает наречием? (уж)

4. Итог урока.

5. Д/з. упражнение 272, подготовиться к диктанту.