Цель:
- обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;
- повторить орфограммы, связанные с изучением наречий;
- наблюдение за употреблением наречий в текстах различных стилей;
- воспитывать интерес и самостоятельность учащихся к изучению темы.
Ход урока
Часть речи, обозначающая признак
действия, качества или предмета.
(из энциклопедии)
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Тема нашего сегодняшнего урока обобщение и расширение знаний о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Вы самостоятельно готовили теоретические задания по теме "Наречие", с которыми нас познакомите.
3. Повторение знаний о наречии (на интерактивной доске).
1) Выберите характеристики, относящиеся к наречию:
а) Наречие - это самостоятельная часть речи
б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями
в) Наречие - это служебная часть речи
г) Наречие обозначает признак действия и признак признака
д) Наречие - изменяемая часть речи
е) Наречия не изменяются
ж) Наречия могут сочетаться с существительными, прилагательными, глаголами
з) Наречие отвечает на вопросы где? куда? как? зачем?
- Сформулируйте правило о наречии.
2) - Какое место среди других частей речи занимает наречие? Какова роль наречий в тексте? На эти и другие вопросы ответят нам ребята, которые готовили самостоятельно теоретический материал.
- По сравнению с существительным и прилагательным о наречии написано не так уж много. Как вы это объясните?
3) Определите смысловые группы наречий и распределите их по столбикам:
- Места
- Образа действия
- Времени
Очень, накануне, издали, наверху, всегда, сослепу, вчера, по-немецки, весной, утром, поблизости, всюду, тогда.
- Какие еще смысловые группы наречий вы знаете?
4) Этимология - это наука о происхождении слов.
- Ребята самостоятельно поработали с "Этимологическим словарем" и сейчас познакомят нас с происхождением наречий (слайды).
ДОТЛА, НАЧЕКУ, НАРУЖУ, ИСПОДВОЛЬ, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВОСВОЯСИ.
5) Орфограммы в наречиях.
- Девочки подготовили нам список орфограмм в наречиях с примерами (на доске).
- А мы сейчас проверим, как вы умеете объяснять и знаете эти орфограммы:
Пел негромко, ничуть не поздно, шёл медленно, очень горячо, говорить обще, не было нигде, раскалить докрасна, одет неряшливо, по-моему блестяще, влево, далеко не весело, еще не знаю, крутился бешено, негде присесть.
6) Речевые ошибки в употреблении наречий.
- Ребята приготовили нам сценку "Рецепт" (инсценирование):
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом "БЫ".
- "БЫ"? не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело:
- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь- то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально: В пух и прах хвалит: Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только вот этим (врач дает рецепт - учебник русского языка).
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибка?
- Я прочитаю вам письмо, мальчик сочинил: "Я - Андрей Уваркин. Пошел зимой в лес. Вдруг вижу - из-под снега уши торчат. Я подошел и вдруг остановился! А заяц вдруг как вскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал. Да, зайца поймать не вдруг!"
- Какую ошибку допустил Андрей?
- А вы умеете правильно употреблять наречия? (на интерактивной доске)
а) Ты обратно все делаешь наоборот.
б) Мы не знали, куда идти дальше, и решили вернуться опять.
в) Вперед подумай, потом отвечай.
г) Сначала чужой беде не смейся, голубок!
- Какие наречия употреблены неверно? Исправьте ошибки.
7) Как называется сочетание в пух и прах? (фразеологизм)
- Замените наречие фразеологизмом: (на интерактивной доске) слайд
- Сильно краснеть - до корней волос
- Быстро скакать - во весь опор
- Быстро бежать - во весь дух
- Хорошо знать - как свои 5 пальцев
- Темно - хоть глаз выколи
- Тесно - как сельди в бочке; яблоку негде упасть
- Мало - кот наплакал
- Рано - чуть свет; ни свет ни заря
- Близко - рукой подать
- Плохо - из рук вон; никуда не годится
8) Сергей подготовил вам вопросы - головоломки. Попробуйте на них ответить:
А) Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Б) Что было "завтра", а что будет "вчера"? (сегодня)
В) Какое наречие "предлагает" кусок ткани на пальто или костюм? (наотрез - на отрез)
Г) Какое наречие пишется с двумя Ь?; с двумя Ь и двумя черточками? (вскользь, чуть-чуть, точь-в-точь)
Д) Какая змея бывает наречием? (уж)
4. Итог урока.
5. Д/з. упражнение 272, подготовиться к диктанту.