Цель занятия: познакомить с многообразием птиц; рассказать воспитанникам о самом удивительном, что есть в царстве пернатых; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к птицам; чувства ответственности за их жизнь
Задачи:
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к природе; формировать нравственные ориентиры;
- развивающие: продолжать развивать способность, решать творческие задачи, закреплять самостоятельность; развивать речь связно, излагать свои мысли;
- обучающие: закреплять и расширять знания о братьях меньших
Оборудование: выбрать музыкальное оформление (пение птиц); мультимедиа оборудование; сделать коллаж с гнездами птиц, ручной работы; материал о повадках птиц (воспитанники готовят сами, находят интересные факты из жизни птиц); подготовить рисунки с изображением птиц; бумага, карандаши, фломастеры для творческого задания.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Звучит музыкальное сопровождение. Ведущий читает загадку:
Кто отправился в полет,
В клюве веточку несет?
Снится ночью пауку
Чудо - Юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит, плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(Птица) Слайд 1
2. Обьяснение нового и закрепление знакомого материала.
Ведущий: ПТИЦЫ - наши близкие соседи! Можно сказать, что мы живем бок о бок с ними. Неудивительно поэтому, что множество людей - врачей, юристов, учителей и политиков - все свое время проводят за городом, наблюдая природу и птиц! Таких любителей называют бердвотчерами (англ. "наблюдатели птиц"), слайд 2. Армия бердвотчеров растет с каждым годом. Они путешествуют, снимают на фото - кинопленку, рисуют птиц. Бердвотчинг становится стилем жизни. Вот и мы сегодня попробуем ими стать: рисовать и путешествовать в этом мире:.
Ведущий: Предоставляется слово ребятам, которые подготовили интересные сведения о повадках птиц, обитающих в природе и дома. (Доклады детей) Слайд 3
Ведущий: Игра "собери пословицы о здоровье". Предлагается для начала, вспомнить поговорки, пословицы, приметы в которых упоминаются птицы. И задание:
Дети получают карточки красного цвета, на которых записаны концовки пословиц и поговорок, а на синих начало. Надо из карточек красного и синего цвета, верно, сложить пословицу, поговорку, примету. Можно разбить детей на две команды.
Вороне / соколом не быть
Гол, как сокол / а остер как бритва
Лебедь летит к снегу / а гусь к дождю
Синица к избе / зима на двор
Ласточка день начинает / а соловей кончает
Сорока на хвосте/ принесла
Слово не воробей/ вылетит, не поймаешь
Дай курице грядку / изроет весь огород
Метил в ворону / попал в корову
Птичка невеличка/ да коготок остер
Соловья баснями / не кормят
Каждая курица свой / насест хвалит
Журавль летит высоко / видит далеко.
(Слайд 4)
Ведущий: Ребята, а в каких сказках, произведениях встречали вы птиц, говорящих человеческим языком? (Ответы детей)
Басня Крылова "Ворона и лисица", русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина "О Золотом петушке", "Жар птица", и т. п.
Ведущий: Я хочу вам рассказать об уникальных птицах, заговоривших "человеческим языком". Хотелось бы пробудить у тех, кто любит и имеет дома птиц, желание изучать их привычки, повадки, поведение дома и на воле. Тщательное наблюдение за языковым поведением и обучаемостью птиц, запись сказанных ими слов, фраз, исполненных мелодий и песен, может оказать большую помощь в науке. Будем же внимательны к братьям нашим меньшим. С птицами нет равных, тягаться по части пения. Но не стоит думать, что способности пернатых ограничиваются пением. Например, голуби могут считать до 5, галки и волнистые попугайчики - до 6, а вороны, сороки до 7. Канарейки обладают превосходным слухом, хорошо имитируют пение других птиц, легко усваивают новые мелодии. Воробьи быстро научаются различать различные звуки и воспроизводить их. Рассказывают, что воробей, живший у ученого А.П. Промтова, мог своим чириканьем исполнить " Чижик - пыжик, где ты был? На Фонтанке воду пил!" В свое время в Москве был широко известен один скворец. До сих пор слышавшие его вспоминают, какой это был необыкновенный певец: он исполнял эстрадные песни " Ах, эти черные глаза:"он знал оперный репертуар и мог насвистеть мотив лебедя из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро".Бразильский попугай Рома, живущий в московской семье Раевых строил свой репертуар в зависимости от настроения и присутствующей публики. Он поет "Смело, товарищи, в ногу", "Широка страна моя родная", лирическую "Зачем, вы девочки, красивых любите?" Для детей попугай Рома поет " В лесу родилась елочка". Феноменальная память попугаев и их способность к подражанию речи просто поразительны. Несколько лет назад в Лондоне гремело имя одного попугая, изумлявшего людей тем, что он мог в течение 15 минут, не умолкая ни на минуту, на превосходном английском языке вести в телевизионной студии передачу: о кормлении попугаев. О нем был снят фильм. Имеются примеры, что птиц можно научить использовать слова для общения между собой.
3. Практическая часть.
Ведущий: "Творческое задание". Отгадать, что за птицы изображены на этом рисунке? (Слайд 5). Ответ (тукан, пеликан, филин, утка, воробей, ласточка, петух, павлин) (Слайд 6). А сейчас, используя карандаши, фломастеры, краски, вы должны сами придумать чудо - птицу. (Слайд 7)
Ведущий: Проверь себя "Викторина"" (выслушиваем ответы детей)
Зачем птицы откладывают яйца? (чтобы внутри яиц подрастали птенцы)
Все ли птицы летают? (не все умеют летать)
Зачем птицы поют? (чтобы привлечь внимание других птиц)
Как птицы строят гнезда? (из веток и прутьев)
Каких птиц называют хищными? (тех, которые питаются животными)
Живут ли хищные птицы в городе? (да, некоторые)
Зачем дятлы стучат клювом? (чтобы вспугнуть живность, обитающую под корой)
Едят ли муравьеловки муравьев? (да, муравьев - солдат)
Какие птицы едят улиток? (коршун - слизнид, выковыривает улитку из своей ракушки острым клювом)
Зачем у фламинго длинная шея? (чтобы выискивать себе еду в воде)
Физминутка "Птицы".
Загибаются пальцы обеих рук.
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек - стайка,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик, эта - стриж
эта - развеселый чиж.
Ну а эта - злой орлан,
Птички, птички, по домам.
(Руки за спину)
Ведущий: Загадывает загадку.
Без рук, без топоренка
Построена избенка
Сухие листочки
На сучках - сучочках
В них лежат яички -
выведутся птички. (Гнездо)
Слайд 8
Ведущий: "Где живет птица?". Это следующее задание. Каждому ребенку раздается карточка с изображением птицы. Задача ребенка подумать и разместить на коллаже птицу, туда, где эта птица живет или обитает в природе. Обсудить решение детей " какая птица, где живет?". Слайд 9
Ведущий: Игра на логику "Подбери по рифме птицу" Слайд 10
Точка - уточка, пеночка:
Соловей - воробей:
Шутка - утка:
Спичка - синичка:.
Корона - ворона:
Великан - пеликан:
Русь - гусь:
Ягель - дятел:
Игрушка - кукушка
Пакля - цапля
Ведущий: Ребята, вы наверно, обратили внимание, что птицы приносят нам огромную пользу человеку и являются его помощниками, доставляют радость своей близостью, теплом, понимающими слова и доброе отношение к ним:
Знаете ли вы, что!
Специалисты по птицам называются орнитологами.
Древнейшая из известных птиц - археоптерикс(150 м.л.л., и вместо клюва у него были зубы).
За 1 секунду колибри взмахивает крылышками 50 раз.
Кукушка откладывает яйцо за 9 секунд.
Выражение "ест, как птичка" на самом деле означает, что за сутки насекомоядные птицы съедают количество корма, почти равное их собственному весу.
Страусы - лучшие сторожа в стадах зебр и антилоп в африканской саване.
Шея совы подвижна настолько, что голова вращается до 360 градусов по горизонтали и до 180 градусов вверх и вниз.
Язык совы богат - до 15 типов звуков, у каждого вида: крики, уханье, лай, свист, скрип и даже хохот, плюс всевозможные "переживания" - шипения, сипение, покашливание и щелканье клювом.
Мандаринка - "утиная королева" лебединого царства, самая красивая из уток.
Самая прожорливая птица - фламинго (за один день съедает ракообразной "мелочи" до четверти своего веса.)
4. Подведение итогов. Анализ и обсуждение выполненной работы.
Источник литературы:
Русские пословицы и поговорки/под ред.
В.П.Аникина, М. Художественная литература, 1988г.