Начало первой русской революции

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин первой русской революции;
  • формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческим источником;
  • воспитывать коммуникативные навыки, нравственные качества через отношение к событиям прошлого.

Оборудование:

  • карта "Революция 1905-1907 гг. в России", электронная презентация к уроку, иллюстрации, схемы событий начала революции.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, знакомство.

II. Мотивация - интрига.

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь.

Эти слова были написаны М.Ю. Лермонтовым в 1830 г. Они стали пророческими. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в то время, когда эти слова стали сбываться. Тема нашего урока "Начало первой русской революции". Откройте тетради, запишите тему.

III. Актуализация знаний.

В небе над Россией сгущались грозовые тучи. Это были причины, которые могли привести к революционному взрыву. Представьте себя жителями Российской империи начала XX века, представляющими те сословия, которые так или иначе не устраивала российская действительность: первая группа - крестьяне, вторая - рабочие, третья - солдаты и матросы. Каковы же были причины вашего недовольства? Они написаны на карточках, лежащих на ваших столах. Выберите те из них, которые соответствуют вашему сословию.

После работы каждая группа представляет свои причины. Они оформляются на доске.

У нас остались те, которые могли выбрать все слои населения. Какие это причины?

IV. Изучение нового материала.

Рано или поздно гроза должна была разразиться. Это произошло в начале 1905 года. 3 января забастовали рабочие Путиловского завода в Санкт-Петербурге, их поддержали другие предприятия. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга. Руководил ею священник Георгий Гапон. По его инициативе было решено подать петицию царю о нуждах рабочих. Петиция - новое слово. Запишем в тетрадь: петиция - коллективное письменное обращение к властям.

Что же содержалось в этой петиции? Обратимся к тексту документа, он есть на ваших столах. Прочтите документ, выделите экономические и политические требования рабочих.

Беседа по документу:

  • Каковы были экономические требования?
  • Каковы были политические требования?
  • Каких требований было больше?
  • Как петиция отражает отношение рабочих к царю?

Подать петицию царю было решено в воскресенье, 9 января 1905 г. Рано утром празднично одетые рабочие с женами и детьми, взяв иконы, портреты царя, двинулись к Зимнему дворцу. Но подойдя к нему, они увидели войска,

которые открыли огонь по демонстрантам. Началась паника, бросая портреты царя, рабочие разбегались с площади. Их догоняли казаки, рубили шашками. В этот день погибли сотни мирных людей. Посмотрите, как отражены события этого дня на картине русского художника Маковского.

Залпами 9 января самодержавие "расстреляло" веру народа в мирное решение их проблем. Во всех городах вспыхнули забастовки, рабочие захватывали оружейные склады, строили баррикады. Так началась первая русская революция. Запишите дату ее начала - 9 января 1905 г.

Физ. минутка.

Весной-летом 1905 г. революционное движение продолжало нарастать, в нем принимали участие все слои населения. Каковы же были способы борьбы?

Работа с учебником.

Прочтите материал на стр. 36-37. Найдите способы борьбы и их последствия, которые использовали представители вашей социальной группы.

После окончания работы учащиеся озвучивают ее результаты, учитель обращает внимание на слайды с иллюстрациями "Разгром помещичьей усадьбы" (Горелов, 1925 г.) и "Митинг на заводе Густава Листа" (Руднев, 1955 г.). Также обращается внимание на схему похода восставшего броненосца "Князь Потемкин Таврический", говорит о причинах поражения этого восстания. Внимание учащихся привлекается к слайду, на котором даны данные о размахе стачечного движения осенью 1905года. Детям предлагается сделать вывод о характере стачки (Всероссийская). Все испытанные способы борьбы с забастовщиками результатов не приносили, и правительство вынуждено было пойти на уступки. 17 октября 1905 года был опубликован Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Запишите дату в тетрадь. Каким образом Манифест изменил государственный строй России? Обратимся к тексту самого документа, стр. 37-38.

Учащиеся вместе с учителем прорабатывают каждый пункт Манифеста.

V. Рефлексия.

В заключение давайте попробуем определить свое отношение к событиям 1905 года. У вас на столах лежат листочки, на которых предложены варианты оценки этих событий с точки зрения морали. Обратимся к дате 9января 1905 года. Выберите свой вариант ответа. Кто может обосновать свой выбор?

Как можно оценить с точки зрения морали события 17 октября 1905 года?

Действительно, сложно дать однозначную оценку событиям тех дней. Также неоднозначно их оценивали и современники. Каковы были дальнейшие события, мы с вами узнаем на следующих уроках.

Спасибо за урок!