Цели:
- Создать условия для формирования социальной компетентности детей в условиях предупреждения конфликтных ситуаций, умения их разрешать.
- Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.
- Сплочение детского коллектива.
Оборудование: презентация PowerPoint, канат (или толстая, крепкая верёвка), наглядность на доску - карточки, 5 конвертов с проблемными ситуациями, листочки, заранее приготовленные детьми с комплиментами и пожеланиями для каждого ребёнка, словари, предварительное анкетирование (приложение)
Ход урока
1. Орг. момент. Здороваемся с гостями.
2. Наш урок я хочу начать с одной притчи.
"Коробочка".
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади, он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в неё, в одно из её окошечек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошечек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Нет)
- Поднимите руку, у кого возникали проблемы по поводу невымытой посуды, уборки комнаты, занятий с младшим братом или сёстрой :?
- Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.
Поэтому, тема нашего сегодняшнего урока: "Конфликты в нашей жизни". (слайд 1)
- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Выяснить, что такое "конфликт", узнать, почему они происходят, как разрешать конфликты) (слайд 2)
- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов.
- Может ли быть мир в будущем без конфликтов? (да, нет:)
- Конфликты существовали всегда и будут существовать. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны и являются патологией. Они - нормальное явление в нашей жизни. Только их надо уметь правильно разрешать.
- В чём вред конфликтов? (мнения детей) (слайд 3)
- Недавно было предварительно проведено 2 анкеты: " Конфликтный ли вы человек?" и "Какие качества ты бы добавил себе и окружающим тебя людям". Результаты показали, что вы все по- разному ведёте себя в конфликтных ситуациях и среди нас есть представители всех конфликтных групп. Так же из таблицы видно, что вы больше предла-гаете развивать качества в других людях, чем в себе. (слайд 4)
3. - Что же означает слово "конфликт"? Какие ассоциации оно вызывает?
- Обратимся к словарям. Соберитесь в группы. Найдите в своём словаре значение слова "конфликт".
Дети по группам зачитывают. (слайд 5)
4. Игра "Перетягивание каната" 2 группы: мальчики и девочки.
- Победила команда: Спасибо, садитесь.
- Как вы думаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт? (мальчики сильнее, судья засудил, зрители мешали, некоторые тянули не в полную силу:)
- Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? (необходимо присутствие, как минимум 2 точек зрения и предмет спора) (На доске появляются опорные листы)
- Рассмотрим ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что его задели случайно и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама расстроилась, узнав о случившемся."
- Что послужило данной конфликтной ситуации? (мимолётный гнев, вспышка отрицательных эмоций)
- Что такое - гнев? (Гнев -это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет его и провоцирует на различные необдуман-ные агрессивные поступки) (Слово "гнев" вывесить на доску.)
- Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта? (На доске подсказки) (слайд 6)
5. - Исследователи различают такие типы конфликтов:
Внутриличностные (в душе человека между совестью и честью)
Межличностные (между 2 людьми более)
Между группой и личностью
Межгрупповые (между группами)
Вывешивание на доску. (Слайд 7)
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликты, нужно научиться осознавать проблему, открыто обсуждать и знать пути разрешения конфликтов.
- Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? Как вы разрешали свои споры?
Слайд 8. Как разрешаются конфликты.
Соревнование (конкуренция) - человек сосредотачивает внимание только на своих интересах, полностью игнорируя интересы других. Данная стратегия вызывает негатив со стороны других людей.
Избегание (уклонение) - человек показывает отсутствие внимания как к своим интересам, так и к другим. Он откладывает разрешение конфликта, надеясь, что ситуация разрешится сама собой.
Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной. Люди идут на взаимные уступки.
Сотрудничество - учитываются интересы обеих сторон, находится взаимоприемлемый вариант, который устраивает обоих.
Приспособление - человек отступает от своей точки зрения и соглашается с интересами другого., лишь бы не ссориться.
6. - Сейчас вы в группах попытаетесь дать решение житейским конфликтным ситуациям. Используйте один из путей решения конфликта.
Командиры групп получают по конверту с заданием. Проверка.
1 ситуация: (слайд 9)
Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают. Между вами возник спор.
Дети высказывают своё мнение.
2 ситуация: (слайд 10)
На одной из перемен к твоей парте подошёл одноклассник и взял без разрешения с парты телефон. Из-за чего возник конфликт.
Дети высказывают своё мнение.
3 ситуация: (слайд 11)
Ты любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину. По этому поводу возник конфликт. (Выслушиваются мнения детей.)
4 ситуация: (слайд 12)
Юра не пошёл в коридор, а сидел за своей партой и читал книгу. Подошла Лена:
- Юра, интересная у тебя книга?
Мальчик захлопнул книжку и ударил Лену по голове:
- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с глупыми вопросами!
Дети высказывают своё мнение.
5 ситуация: (слайд 13)
Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища. На переменах дёргают за одежду, пробегая мимо.
Мнения детей.
- Легко ли находить пути выхода из конфликта?
- Как общаться так, чтобы не конфликтовать? Какой ещё школьный предмет, кроме этики, помогает нам в этом? (риторика)
Слайд 14. Речевой этикет. Раздать листочки, заранее приготовленные детьми с комплиментами и пожеланиями для каждого ребёнка.
7. - Давайте, подведём итог нашего урока. Считаете ли вы, что обсуждение данной темы полезно?
- Изменит ли знание этой темы ваше поведение в конфликтных ситуациях?
- Если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями. У каждого есть слабые и сильные стороны. (слайд 15. Слова Е.Евтушенко)
- А на последок позвольте дать советы (слайд 16) и домашнее задание (слайд 17).