К воспитанию я подхожу как к фактору культуры, как к социальному явлению. Воспитание как социокультурный феномен.
Первый год школьного обучения особенно значим в становлении личности ребенка.
В первом классе обучение выступает как обучающее воспитание, направленное на развитие произвольности поведения ребенка, его саморегуляции и самостоятельности.
Необходимым условием развития произвольности в учебной деятельности и поведении ребенка является мотивация, поддержание которой на первом году в основном обеспечивается взрослыми (учителями и родителями). Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка к школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых
Вот почему в нашей работе особое значение придается совместным педагогическим действиям учителей и родителей в общении с детьми.
Включение родителей в процесс общения с ребенком в контексте изучаемых в школе универсалий, привлечение родителей к участию в занятиях с детьми в школе, ознакомление их с эффективными средствами воспитания детей в семье на родительских собраниях, подключение родителей к организации и осуществлению коллективных творческих дел с детьми – вот перечень связующих звеньев в работе учителя с семьей. На мой взгляд, именно такая работа может способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса семьи и школы.
Я провела родительское собрание на тему “Как помочь ребенку стать школьником”.
Предложение родителям сесть в круг создало непринужденную, спокойную обстановку, родители почувствовали причастность к группе и расслабились.
В процедуре представления участников родители активно поделились впечатлениями от пребывания в школе ребенка и ожиданиях в адрес школы, пожелания и фиксировала их.
Меня порадовало готовность и инициатива родителей в оказании помощи школе, классу.
Родители не были пассивными слушателями, опытные родители поделились своими опытами.
Родительское собрание достигло свою цель и поставленные задачи разрешены.
Родители познакомились со школой, учителем.
Цель собрания: создание единого контекста семьи и школы.
Задачи собрания:
– знакомство родителей со школой, учителем и друг с другом;
– представление программы развития школы;
– обсуждение подходов в оказании помощи первоклассникам;
Ход собрания
1.
Учитель создает непринужденную обстановку, предложив родителям сесть в круг, почувствовать свою причастность к группе, расслабиться ( форма проведения – ресурсный круг – будет постоянной на всех родительских собраниях).
Учитель предлагает процедуру представления участников группы: “Я прошу вас представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, сказать, чей вы родитель, а также рассказать о своих впечатлениях от пребывания школе ребенка и ваших ожиданиях в адрес школы”.
Начинает представление учитель: “Меня зовут… Я учительница 1-го класса.
У меня есть опыт работы с детьми. Каждый класс индивидуален и неповторим. Вот и новый набор детей, новый класс мне очень симпатичен, так как пришли ребята интересные, любознательные, активные. С этого дня ваши дети стали и моими детьми. Радости и огорчения теперь у нас общие. Я бы хотела, чтобы каждый мой ученик рос хорошим человеком, был успешным в учебе, нашел себя в классе, чтобы был здоровым и благополучным школьником.
Далее учитель предоставляет слово родителям (можно по кругу, можно по мере готовности: кот готов, тот и говорит). Важно никого не пропустить, выслушать каждого.
Учитель фиксирует впечатления и пожелания родителей и в завершение знакомства говорит о роли родительского коллектива в жизни детей – первоклассников, перечисляет, что могут сделать дети и родители совместно, организуя школьную жизнь.
2. Переход к программе развития школы (осуществляется плавно)
Учитель рассказывает о том, что школа разработала программу развития на 5 лет, главной целью которой является целостное развитие личности школьника. Если раньше в основном решалась задача передачи и усвоения знаний, то теперь акцентируется внимание на духовно – нравственном развитии детей, их здоровье и образованности.
Задачи, которые решает каждый класс, – это:
– овладение знаниями, заложенными в учебные
программы;
– овладение умениями самостоятельно
приобретать знаниями (умение учиться);
– развитие навыков общения, эффективного
сотрудничества с другими людьми;
– поддержание и развитие желания учиться и
проводить полезную деятельность;
– освоение социокультурного опыта (духовно –
нравственных ценностей, культурных традиций
якутского народа).
Для того чтобы родители не были пассивными слушателями , учитель время от времени обращается к их опыту, их отношению к инновации школы, их участии в оказании помощи школе, классу.
3. Создание единого социокультурного пространства.
Обобщение учителя о социокультурном опыте, доступном первокласснику, который может быть вмещен в понятие “дом” (“семья”, “школа”, “город”).Акцент делается на необходимости формирования духовно – нравственной основы (стержня) личности ребенка.
– Итак, обращаясь к проблеме эффективного развития ребенка, давайте вместе обсудим, как помочь ему стать учеником, – таким образом учитель ставит проблему эмоционально благополучного климата в семейных отношениях. – Адаптация ребенка к школе, к учебе будет успешной, если в семье будет царить понимание задач, которые, часто того не осознавая, решает ребенок. Успешность держится на трех китах: вере, надежде, любви.
– В семьях, где верят в возможности и успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые школьные шаги. “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”, “Я в тебя верю”; “У тебя так хорошо получается помогать мне мыть посуду” – вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
– Надежда на успех ребенка в школе. Никаких негативных установок в отношении ребенка не допускать, типа: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”; “Я тоже не сразу научилась это делать хорошо”; “Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться как надо” итп.
– Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно, даже тогда, когда они в гневе. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и. т. д. Грубость, резкость, насилие по отношению к ребенку могут породить массу негативных последствий для него. Лучше этого не допускать.
В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема – адаптация к школе и организация жизни ребенка. Как помочь ребенку стать учеником?
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение – то, чем он теперь должен заниматься, – оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму этих обязанностей.
Понаблюдайте, как будущие ученики идут в первый класс первый раз. Некоторые из них крепко держатся за руку взрослого, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их родителей. И даже этим смельчакам боязно. А ведь встречаются ребята, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем в класс. Это серьезные изменения в жизни, и взрослые должны понять состояние внутренней тревоги новичка – он очень хотел стать учеником. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т. д. Родительское стремление облегчить эти трудности, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно
“Потихоньку” приучать ребенка к режиму или, скажем, выполнять за него часть его обязанностей в надежде, что он “попривыкнет к школе” и потом все будет делать сам, – не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей. Не бойтесь, что, требуя их выполнения, вы окажетесь слишком строги, – первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что это не невесть откуда взявшиеся тяготы, а обязанности, присущие его новому “общественному положению”.
Добиться их выполнения – это и значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же “полуорганизация” лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу.
Следующая проблема – обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Этих правил довольно много. Большая их часть направлена на то, чтобы и класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Назначение таких правил понятно: ведь учитель имеет дело с большой группой учащихся. Это хорошо всем известные правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, если хочешь что – то спросить – подними руку и. т. д. Многие правила служат организации учебной работы отдельного ученика – например, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, содержать в порядке тетради и учебники, делать записи в тетради определенным образом и. т. д.; некоторые правила “регулируют” отношения учеников между собой и учеников с учителями.
Взаимосвязь работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и работы всего класса с работой каждого отдельного ученика как раз и требует, чтобы все подчинялись определенным правилам. Эти правила являются общественно – направленными по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем). Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе класса (коллектива) в целом.
Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила, и от своих товарищей требуют этого. Нередко дети указывают на несоблюдение правил соседом: “Он не правильно держит ручку” и. т. п. Взрослому следует прореагировать на это так, чтобы не нарушить между ребятами добрых отношений и нечаянно не огорчить нарушителя: “Он знает, как надо держать ручку, только забыл правильно ее взять”. Требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме.
Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения “саморегулироваться”, быть самостоятельным.
Каждый ребенок уникален. Один в свои 7 лет вполне самостоятелен. Другому достаточно напомнить, и он сам справляется со своими обязанностями. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому, а вот с четвертым ребенком все намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действие. Например, нужно сложить портфель. Взрослый и ребенок рассуждают, что потребуется завтра на уроке математики, что нужно взять с собой в школу.
Аналогичные обсуждения касаются и других уроков. Вместе с ребенком родитель укладывает учебные принадлежности в портфель, затем высказывает свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением взрослый ограничивает свое участие в этом деле.
Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнения режима дня, содержания в чистоте и порядке своих вещей и др.
В заключение можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая стать учеником:
– вера в ребенка;
– надежда на его успех;
– любовь к ребенку;
– организация его жизни, успешная адаптация к школе;
– быть самостоятельным.
На прощание нужно пожелать всем удачи и терпения, получить обратную связь и назначить новую встречу.